Скачать:PDFTXT
Апокрифические Апокалипсисы

ибо предвечно зачнешь Ты Собезначального Отцу! Лк. 1:26-38. — а ныне не призрит на грешников? Где великий архистратиг? Придите, все святые, коих наградил Бог, падем пред незримым Отцом, дабы услышал нас Господь Бог и помиловал грешников. Тогда архистратиг Михаил и все святые пали ниц пред незримым Отцом, говоря: Помилуй, Господи, грешников Христианских!

XXIX. Тогда Господь, узрев мольбу святых и умилосердствовавшись, сказал: Низойди, Сын Мой возлюбленный, и по молитве святых яви лик Твой на земле для грешников. Тогда сошел Господь с чистого Своего престола, и узрели Его те, кто терпел наказания, и вознесли все один глас, говоря: Помилуй нас, Царь Вечный! Тогда сказал Владыка надо всеми: Слушайте, грешники и праведники. Я сотворил Рай и сотворил человека по образу Моему. Но преступил человек и от собственных прегрешений был предан смерти. Я же не вынес того, что дела рук моих — во власти Змея; оттого наклонил Я небеса, и низошел, и рожден был от Святой Пречистой Богородицы Марии, дабы освободить вас. В Иордане принял Я крещение, дабы сохранить естество, состарившееся от греха. И на кресте был Я распят, дабы избавить вас от древнего проклятия. Воды просил Я, а дали вы Мне уксус, с желчью смешанный. Был Я во гроб положен, попрал Врага, воскресил избранных Моих, но и так не желали вы слушать Меня. Ныне же по молитве Матери Моей Марии — ибо плакала за вас много — и по молитве Михаила, архангела Моего, и множества святых Моих дарую вам отдых в день Пятидесятницы, дабы славили вы Отца и Сына и Святого Духа.

XXX. Тогда все ангелы и архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, и многоокие херувимы, и шестикрылые серафимы, и все апостолы, и пророки, и мученики, и все святые вознесли один глас, говоря: Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Человеколюбец, слава Тебе, Царь Вечный, слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему, слава неизреченному правосудию Твоему, ибо смиловался Ты над грешниками и нечестивцами, милуешь Ты и спасаешь.

Слава Ему и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

ОТКРОВЕНИЕ СЕДРАХА

Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом.

Седрах — один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила (глава 3).

Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:

М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893.

M. B.

Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови.

1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретем мы любовь — она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет у нас, а спасительной любви не будет? Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилии опущена.

Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Лк. 15:13.

2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: «Итак, Седрах, хочешь ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь узнать?».

И сказал Седрах: «Как же это, господин мой?»

И ответил ему голос: «Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо». В своем желании спора с Богом Седрах не оригинален (Иов 16:20-21). Однако воплотиться оно могло только в апокрифе. Ср. еще 3 Езд. 5:35.

Седрах же сказал: «Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам, но не могу подняться на небо».

И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества.

3. И говорит ему Господь: «Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах! В чем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: «Хочу говорить с Богом устами к устам»?»

Отвечает Ему Седрах: «Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого создал Ты землю?»

Говорит Господь: «Для человека».

Седрах же: «А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякое благо

Говорит Господь: «Для человека».

Седрах же Ему: «Если Ты сделал так, зачем же погубил его?»

Господь в ответ: «Человектворение Мое, изделие рук Моих, и вразумляю Я его, как найду нужным».

4. Говорит Ему Седрах: «Мучение и огонь вразумление Твое, горьки они, Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться. Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11; 10:18-19; 3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр. Петра III. Зачем же Ты создал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его, если не хотел быть милостивым к нему?»

Отвечает Господь: «Я сотворил первозданного Адама, и поместил его в райском саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: «Вкушай от всех плодов, лишь от Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрешь смертью». Он же ослушался заповеди Моей и, прельщенный диаволом, вкусил от Древа». Согласно Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древа познания добра и зла, однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог изгнал Адама и Еву из рая, опасаясь, что, познав добро и зло, они смогут также вкусить и от древа жизни и станут бессмертными. Ср. Откр. Ездры 3.

5. Говорит Ему Седрах: «Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волю Твою. Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам, — и первый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоим стопам, — и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, не покусился на труд рук Твоих. Если возлюбил Ты человека, почему не убил диавола — художника неправды? Ср. 3 Езд. 7:46-48. Кто же в силах бороться с духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча их всякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделать с ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человека от мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешь грешников, где же сострадание Твое, где милосердие Твое, Господи

6. Говорит ему Господь: «Да будет известно тебе, что по воле Моей все в мире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником неба и земли. Я все подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Он же, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником. Ср. Мк. 8:38. Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, как сын этот, приняв имущество, оставил отца, ушел от него, сделался чужд ему и стал служить врагу его, — какой отец, увидев, что оставил его сын, не разгневается в сердце своем и, придя, не возьмет имущества и не лишит сына славы его, ибо оставил тот отца своего? Ср. Откр. Ездры 3. Каково же Мне, чудному и ревностному Богу, когда Я все дал человеку, он же, приняв сие, сделался прелюбодеем и грешником?»

7. Говорит Седрах Ему: «Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебе желание его, ведомо и разумение наше — и Ты винишь его в его мучениях! Изгони человека — и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спаси его: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей».

«К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену его сотворил и Солнце, и сказал: «Посмотрите друг на друга, какой свет исходит от вас! Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь»».

Говорит Седрах: «Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Сам же сказал Ты: «Не воздай злом за зло,» Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч. 20:22. — как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжет, зачем же воздаешь человеку? Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне, что упрям злонравный мул между четвероногими — нет второго такого. Но всякий раз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов — так пошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть они ухватят его за ногу, и не пойдет он, куда заблагорассудится». Ср. Откр. Ездры 3.

8. Говорит ему Господь: «Если ухвачу его за ногу, скажет он: «Не даровал Ты мне благодати в мире». Я же дал человеку поступать по воле его, ибо возлюбил его. Ср. 3 Езд. 8:56. Потому и послал Я праведных ангелов Моих стоять на страже подле него денно и нощно».

Говорит Седрах: «Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбил Ты прежде других человека, среди четвероногих — овцу, среди дерев — оливу, среди плодов — лозу, среди крылатых — пчелу, среди рек — Иордан, среди городов — Иерусалим. Ср. 3 Езд. 5:23-27. Но все сие любит и человек, Владыко мой!»

Говорит Бог Седраху: «Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь — помогу с радостью, пусть даже ты в чем и искушал Меня, твоего Создателя».

Говорит Седрах: «Спрашивай».

Говорит тогда Господь Бог: «С той поры, как сотворил Я все, сколько людей родилось на свет, сколько умерло и сколько еще умрет, и сколько волос у них? В ответ на обвинение Бог, давая понять разницу между Собой и человеком, начинает задавать вопросы, на которые смертный ответить не может. Ср. Иов 38-39; 3 Езд. 3:6-11; 5:36-37 и др. Иов 39:32: «Обличающий Бога пусть отвечает Ему». Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворен был небосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало и сколько еще упадет, и сколько их еще взрастет, и сколько листьев у них? Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось, сколько отошло и сколько еще поднимется, и сколько ветров будет дуть на берегу морском? Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколько дождевых капель упало на землю и сколько еще упадет?»

И сказал Седрах: «Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том. Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я с родом нашим на небесах».

9. И сказал Бог Сыну Своему

Скачать:PDFTXT

ические Апокалипсисы Апокриф читать, ические Апокалипсисы Апокриф читать бесплатно, ические Апокалипсисы Апокриф читать онлайн