Скачать:PDFTXT
Апокрифические Апокалипсисы

Единородному: «Ступай, возьми душу возлюбленного Моего Седраха и помести ее в Рай».

Говорит Единородный Сын Божий Седраху: «Верни Мне залог, который вложил Отец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твое с младенчества». Ср. 2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11.

Говорит Седрах: «Не отдам Тебе душу мою».

Говорит ему Бог: «Для чего тогда послан Я, для чего пришел сюда — от тебя же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почетом принял Я душу твою, а не хочешь, — так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твою душу». Ср. Завещ. Авраама 7 и др.

10. И отвечал Седрах Богу: «Откуда думаешь Ты забрать душу мою, из какой части тела?» Ср. Откр. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.

Отвечает ему Бог: «Разве не знаешь ты, что от средоточия легких твоих и сердца расходится она по всем членам? Через горло, гортань и уста поднимается она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, сперва вздрагивает она и собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев и других членов, и тогда обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделена от тела и отторгнута от сердца».

Услышав слова те и поняв, что очень далек он был от мыслей о смерти, сказал Седрах Богу: «Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобы восплакать, ибо слышал я, что в слезах — великая сила, и что в них — лучшее лекарство для ничтожного тела, творения рук Твоих».

11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: «Голова моя чудная, краса небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана, глаза — от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык — трубе, мозг же твой — малое Творение; головаподатель движения для тела, великолепная и прекраснейшая, всеми любимая падет сейчас на землю в бесславии! Руки крепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие, собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные, в золото и серебро разубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты. И се, ныне сделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие, быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ноги вместе с Солнцем и Луною, днем и ночью, все добывая — и еду, и питье, — в заботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу легкие, лицо земли колеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, все тело несущие, в храмы входящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие — се, ныне замрете без движения! Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя, зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелевает тебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдет на суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающие до звезд, головакраса небесная, разубранная! Лицо, лоснящееся миром, глаза, льющие свет, голосзвук трубы, язык послушный, борода благовидная, волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба — все тело дивноукрашенное, сочащееся сладким вином, светлое, славное — и се, ныне павшее на землю! Под землею краса твоя сокроется!»

12. Говорит ему Христос: «Полно, Седрах! Доколе будешь ты стенать и плакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить».

Говорит Седрах: «Еще раз скажу Тебе, Господи, пока я жив еще и не умер, Ты же не оставь без ответа вопрос мой».

«Говори, Седрах!»

«Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживет человек, и проживет их в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число дней отпустишь ему грехи его?»

Говорит ему Бог: «Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет, покаявшись же — еще три года, и сотворит плод праведности, Ср. Мф. 3:8 Я, когда придет к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его».

13. Говорит Ему Седрах: «Много сие — три года, Господь мой. Как бы не пришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего. Смилуйся, Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие — три года».

Говорит ему Бог: «Если человек, прожив на свете больше ста лет, вспомнит о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижу сие, отпущу, спустя год, все грехи его».

Говорит опять Седрах: «Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему ради творения Твоего! Много сие — год; как бы не пришла Смерть и не схватила его».

Говорит ему Спаситель: «Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленный Мой: ни о чем больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней, не припомню ему всех грехов, какие совершил он».

14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: «Услышь меня, могущественный архистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь над миром!»

И, пав на лице свое, взывали они к Богу, говоря: «Господи, научи нас, как должно каяться и каким покаянием спасется человек, и какими трудами?»

Говорит Бог: «Покаянными речами, молитвами, службами, реками слез, жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк Мой Давид и другие так же? Деян. 1:16: «Что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде». Ср. Ин. 13:18; Пс. 40:10; апокриф. Откр. Иоанна passim. Славу пророка Давид заслужил своими псалмами. Что же касается покаяния, то здесь, возможно, аллюзия на псалом 50, где Давид кается в величайшем грехе, за который его в конце его правления постигли многочисленные несчастья — в том, что он отнял жену Урии, а его самого отправил на смерть (2 Цар. 12:9-10). Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона, делающие же по Закону, — ибо если и некрещеные они, сошел Дух Мой на них, и обращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моими в лоно Авраамово. Ср. Деян. 10:44-48 и др. Есть же и другие, крестившиеся крещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей — и се, отрекаются худшим отречением и не хотят покаяться. И Я жду со многим состраданием, многим милосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: «Оправдаем ни в чем не согрешившего». Возможно, имеются в виду слова Пилата о Христе — см. Мф. 27:24 и паралл. места. Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: «И покаявшись, да не увидят вовек наказания»? Ср. Лк. 17:3-4. Они же не услышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляют печалиться ангелов Моих, Ср. Откр. Варуха 12 и далее. и уже на собраниях и на службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах, а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речи заносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои».

15. Говорит Седрах Богу: «Господи, один Ты непогрешим и велик в милосердии Твоем, милующий грешников и печалящийся о них; но сказано Божеством Твоим: «Я пришел не праведников призвать, а грешников к покаянию»». Мф. 9:13.

И сказал Господь Седраху: «Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, в одночасье спасенном покаянием? Лк. 23:40-43. Или не знаешь, что апостол твой и благовестник Возможно, под апостолом-евангелистом (благовестником) имеется в виду апостол Петр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра. Петр, трижды отрекшись от Христа, был затем прощен (Ин. 21:15-17). так же спасен был? (…Для грешников же нет спасения,) ибо сердца их подобны треснувшему камню, сами нее они следуют путями нечестия и погибнут вместе с антихристом».

Говорит Седрах: «Господь Мой, ведь сказал Ты: «Божественный Дух Мой сошел на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону». Ср. Деян. 2:14-21; Иоил. 2:28. Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том, что вошли в Царствие Твое, Господи — так же и грешивших до последних дней допусти к Себе, ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния».

16. Говорит Господь Седраху: «Сотворил Я человека согласно трем установлениям. Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда же стал мужем, стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что он покается».

Говорит Седрах: «Господи, Ты про все сие знаешь и ведаешь. Об одном прошу: яви грешникам сострадание Твое».

Говорит ему Господь: «Седрах, возлюбленный мой, обещаю явить сострадание, уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же, кто помянет имя твое, да не увидит он места казней, но пребудет с праведниками в месте покоя и отдохновения. Если же кто перепишет слово сие дивное, да не вспомянется тому грех его во веки веков».

И говорит Седрах: «Господи, а если который сотворит молитву рабу Твоему, то огради Ты его, Господи, от всякого зла».

И говорит раб Божий Седрах: «Ныне же прими душу мою, Владыко!»

И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми.

Слава Ему и держава во веки веков. Аминь.

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Этот апокалипсис выделяется среди других подобных текстов тем, что авторство его приписано Иоанну Богослову, создавшему Откровение, признанное Церковью каноническим. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего.

В апокрифе обильно цитируются Книги Ветхого и Нового Заветов, но не все цитаты подлинные. Возможно, определенная часть текста (та, где содержатся эти неподлинные цитаты) является позднейшей вставкой.

Editio princeps:

A. Birch. 1804.

Перевод выполнен по второму изданию текста в книге:

Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.

В. В.

I. После вознесения Господа нашего Иисуса Христа оказался я, Иоанн, один на горе Фавор, где чистое Божество Свое явил Он нам. И не мог я стоять, и пал на землю, и взмолился к Господу, и сказал: Господи Боже мой, удостоивший меня стать рабом Твоим, внемли голосу моему и научи меня о пришествии Твоем. Когда должен будешь Ты прийти на землю, что будет тогда? Что станется в те времена с небом, землею, Солнцем и Луной? Открой мне все. Чаю, что услышишь Ты раба Твоего.

II. И провел я в молитве семь дней, 3 Езд. 6:31 и 35; 9:27; 13:1. и после того унесло меня с горы светлое облако и поставило меня пред ликом небесным, и услышал я голос, говоривший мне: Смотри, слуга Божий Иоанн, и знай. И посмотрев, узрел я небо разверзшееся, и из глубины неба изошел запах, полный аромата благовонного, и увидел я свечение великое, много более светлое, чем солнечное.

III. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И

Скачать:PDFTXT

ические Апокалипсисы Апокриф читать, ические Апокалипсисы Апокриф читать бесплатно, ические Апокалипсисы Апокриф читать онлайн