а они распяли Его на кресте. И погребли Его мертвым, и стражей приставили гробницу Его охранять. И хотя запечатана была гробница Его, на третий день воскрес (Он) из гроба. Однако иудеи так воспылали безумием, что дали служителям моим мзду, сказав: «Говорите, что ученики тело Его ночью украли». Служители же, приняв серебро, не могли скрыть правду о том, что совершилось, но свидетельствовали о воскресении Его из гроба. Потому об этом написал я тебе, кесарь, чтобы кто-то другой не солгал и не счел достойным доверия обман иудеев. Сообщил я величеству твоему все, что произошло с Иисусом во дворце моем».
Кончаем (рассказ) о деяниях (Иисуса) Христа Сына Божия. Ему же слава, честь и держава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
КОММЕНТАРИИ
1. Подзаголовок сделан значительно позднее основного текста; император Феодосий I правил в 379-395 гг., император Феодосии II — в 408-450 гг., в то время как Понтий Пилат был прокуратором в I в. н.э. Скорее всего, здесь имеется в виду Феодосий I Великий, запретивший языческие ритуалы по всей империи.
2. Имена взяты произвольно и иудейские, и греческие, и даже имя персидских царей — Кир.
3. Игемон (гегемон) — дословно «предводитель»; греки так обозначали римских наместников.
4. В латинском тексте — signa (букв, «значки»), военные знамена, знаки легионов, которые прикреплялись к деревянному древку.
5. В латинском тексте — pagani — язычники. Слово происходит от латинского pagus — «сельский круг», поскольку в сельских местностях латиноязычных областей христианство распространялось медленнее, чем в городах. Римские воины, державшие знамена, конечно, не могли называть себя pagani ни в смысле «сельские жители», ни в смысле «язычники» (во время процесса над Иисусом еще не было и названия «христиане»): употребление этого термина указывает на позднее происхождение «Актов Пилата».
6. Избиение младенцев описывается в Евангелии от Матфея (2:16).
7. На самом деле приговаривать к смертной казни в провинциях могли только римские власти.
8. Дальнейший диалог составлен на основании Евангелия от Иоанна (18:33-38), только дополненный: так, на вопрос «Что есть истина?» Иисус не дает никакого ответа.
9. Левиты, согласно установлениям Ветхого завета, — потомки Левия, которые были служителями храма.
10. Праздник опресноков — праздник Пасхи, когда пекли пресный пасхальный хлеб. Перед праздником Пасхи существовал обычай освобождать кого-либо от осуждения.
11. Пилат говорит «Бог наш», а не «Бог ваш»; тем самым автор показывает, что Пилат верил в Единого Бога, т. е. что он был близок христианам.
12. В канонических евангелиях имена разбойников не названы. В греческом тексте разбойники названы Гестас и Димас.
13. Это восклицание на арамейском языке приведено в Евангелиях от Матфея и Марка.
14. Давид — царь Древнеиудейского царства (нач. X в. до н.э.); согласно ветхозаветной легенде Давид победил великана Голиафа.
15. Обрезанный сердцем — имеется в виду, что не будучи иудеем Пилат в сердце верит в Единого Бога.
16. Здесь почти дословное повторение соответствующего места из Евангелия от Матфея (28:2-4), только там повествование идет от третьего лица.
17. Ср. Мф 28:13-15.
18. Енох — потомок Адама; согласно иудейской апокрифической «Книге Еноха» он был взят живым на небо.
19. Моисей — пророк, который вывел евреев из Египта (описано в ветхозаветной книге Исход). Могила Моисея была скрыта от людей. Существует ветхозаветный апокриф «Вознесение Моисея» (создан на рубеже нашей эры). Христиане знали этот апокриф.
20. Илия-пророк — согласно ветхозаветной легенде был вознесен на небо на огненной колеснице (4 Цар. 2:11-12). По верованиям иудеев, Илия не умер и должен вернуться на землю перед приходом Мессии — царя Иудейского.
21. С этой главы начинается новая тема — сошествие Иисуса в ад.
22. Симеон-праведник — старец, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Когда младенца Иисуса принесли в храм, Симеон, находившийся там, приветствовал его как Христа и умер (Лк 2:25-35).
23. В греческом тексте этих имен нет.
24. Древо милости — точнее, милосердия; имеется в виду древо жизни в раю. Истекающий из него елей — знак милосердия Божия.
25. О воскрешении Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробнице, повествует Евангелие от Иоанна (11:20-44).
26. В греческом тексте — архонты, т. е. правители. Эта фраза представляет собой цитату из ветхозаветного псалма 23 в переводе на греческий (по тексту Септуагинты — перевода Ветхого завета III в. до н.э.): «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»
27. Точнее — как человек — здесь проводится идея Воскресения Иисуса во плоти.
28. Авв. 3.13; в подлиннике сказано. — «Для спасения народа Твоего»; но христиане перефразировали это выражение, поскольку по их учению Бог спасет тех, кого он люби?; независимо от происхождения.
29. Знамение крестное — т. е. крест, на котором он был распят, поскольку крест толковался как древо вечной жизни.
30. Речь идет об одном из разбойников, которых распяли вместе с Иисусом. Тот, что был по левую руку его, издевался и роптал, другой же, справа от него, попросил помянуть его, когда Иисус придет в Царствие. На это Иисус и говорит приведенные в апокрифе слова (Лк 23:43).
31. Эта глава является поздней вставкой, она отсутствует в греческой версии. Она прибавлена, чтобы связать повествование о сошествии в ад с предшествующим изложением.
32. Это донесение Пилата Клавдию долгое время представляло собой самостоятельный апокриф; в ряде версий оно отсутствует.
(Перевод E.С. Лазарева (славянская версия) / Наука и религия, 1990, Э 5-8.)
О сошествии Иоанна Предтечи во ад {1}.
Слово на Святую Великую Пятницу
Страстной недели
отца нашего Евсевия, епископа
Александрийского
Господи, благослови, Отче!
О возлюбленные, подобает мне вам поведать, как благовествовал Иоанн Предтеча, сойдя во ад, и как вопрошали его находящиеся там.
Будучи в темнице, послал Иоанн своих учеников к Господу спросить Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» {2} Но не по неведению послал, ибо, перстом своим указуя, говорил о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи всего мира». Еще же говорил Иоанн: «Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Знал Его Иоанн — но услышал сокровенную тайну: как на земле он был Предтечею Господа, так и в аду должен Ему предшествовать и пребывающим там ответить, грядет ли Господь, Который их выведет оттуда. Не ведая же, какой дать ответ, отправил он учеников к Господу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти? А когда те вернулись с ответом, послал Ирод в темницу оруженосца, и он обезглавил Иоанна.
Свершил Предтеча Господень жизнь и сошел во ад, где приняли его пребывающие там {3}. Были здесь среди прочих Авраам, Исаак, Иаков, пророк Исайя, и царь Давид, и весь
сонм святых пророков. И вопрошали все Иоанна о Господе, идет ли Он избавить их от этих мук или нет. Уже произнесено было предсказание о Нем, но все же иные говорили: «А вдруг не примет Он смерть за нас?!» Пророки же твердо отвечали: «Должен Он принять смерть — так поняли мы явленное нам будущее и так возвестили это всему миру». Тогда сказал Иоанн Предтеча: «Приблизьтесь, молю вас, и повторите, что прорекли вы миру о Христе, чтобы все, это слыша, воспряли».
И первым ответил великий пророк Давид:
— Открылось мне, что Он сойдет как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю!
Потом молвил Исайя:
— Я же видел, что Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил.
Потом еще один:
— Узрел я, как вместо двенадцати патриархов служат Ему двенадцать учеников, и сказал: вместо отцов Твоих будут сыновья Твои!
А другой:
— Мне же явил Дух Святой дела и чудеса, какие станет Он творить, и я прозрел и возгласил перед всем миром, что откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся.
А другой:
— Я же видел, что предаст Его ученик Его, и изрек слово: тот, который ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту.
А другой:
— Мне же открылось, что за тридцать сребреников предаст Его тот, и я сказал: отвесят в уплату тридцать сребреников!
И опять молвил Исайя:
— Увидел я, что Его поведут в судилище, и объявил: сам Господь грядет со старейшинами над народом на суд.
Иеремия же прибавил:
— А я видел, что на кресте Ему распятым быть, и предрек положат дерево в пищу Его и отторгнут Его от земли живых
Наконец, последний заключил:
— Я же постиг, что положат Его в гроб, и сказал: положили Меня в ров преисподний, во мрак и в бездну…
Но Ад, слыша, как радуются пророки благой вести, принесенной Предтечею, о прибытии Христовом, вопросил диавола:
— О ком толкуют эти высокоумные, что их так радует, о ком они благовествуют? Не разберу… Только видно, что велико их ликование!
Диавол же отвечал:
— Ничему не ужасайся и того, что они говорят, не бойся, на ликование же их не гляди. Обрадовал их Иоанн Предтеча, муж велеречивый, который, доколе он был на земле, говорил многое об этом человеке и твердил перед всем светом, что Он — Тот, Кто спасет мир. Но я вступил в Иродиаду, мой светоч и детище мое, и через нее возбудил гнев в царе Ироде, так что он во время пира повелел обезглавить Иоанна. Голову его я дал потом девице, и та, словно яблоком, играла ею на блюде. Тот же, о Котором он говорил, что это Спаситель Израиля и всего мира, не спас даже его самого!
Но сказал Ад:
— Смотри, брат диавол, как бы нам не обмануться! Поостерегись и выведай, откуда Он и чей Он сын, ибо, ожидая Его, все весьма ликуют. Берегись, как бы нам, принимая одного, не потерять всех, вдобавок выставив себя на смех и поругание!
Выслушав это, диавол отправился к иудеям и обратил их против Иисуса; на шаг от них не отступался, наущая их распять Господа, ибо не ведал окаянный диавол, что смерть Господня станет для всех воскресением. На стезе алчности нашел наконец сатана Иуду и принялся готовить его предать Господа, превратив в сребролюбца. И вот он по наущению Диавола сказал иудеям: «Что вы дадите мне за то, что я вам предам Его?»
Когда же пошел и сказал эти слова Иуда, от лика ангельского себя отлучив, Иисус начал скорбеть и тосковать, молвив: «Душа Моя скорбит смертельно». О милосердии Господнем! О предателе скорбел, смерти не страшась, ибо был бессмертным. Но диавол, слыша это, подумал, что Он боится смерти, и воспрял. Возвратился он в ад и сказал:
— Будь наготове, брат мой Ад, и изыщи надежное место, где мы заключим так называемого Иисуса. Ибо обрек я его на смерть, и запас гвозди, и