Скачать:TXTPDF
Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых

которую Господь Бог дал отцу Ее, Клеопе, и Матери Ее, Анне, за то, что отдали они Господу Марию {22}, Матерь Иисуса. И эта Мария была названа тем же именем, чтобы утешились родители Ее.

Когда собрались они, Иисус освятил их и благословил и начал первый есть и пить. Никто из них не осмеливался ни есть, ни пить, ни сесть за стол, ни преломить хлеб, пока Иисус, благословив их, не начинал первый. Если же Он отсутствовал, они ждали Его. И когда Сам Он возжелал прийти к столу, тогда приближались также Иосиф и Мария, и братья Его, сыновья Иосифа. И братья Его, у которых жизнь Его была перед глазами словно светоч, оберегали Его и боялись Его.

Когда спал Иисус, и днем и ночью свет Божий сиял над ним. Ему поклонение и слава во веки веков. Аминь. Аминь.

КОММЕНТАРИИ

1. Имя отца Анны упоминается только в этом апокрифе.

2. В средние века вера в личного ангела-хранителя стала уже общераспространенной.

3. Эта подробность прямо заимствована из «Протоевангелия Иакова».

4. Речь идет о сыне Адама Авеле, который, согласно ветхозаветному рассказу, был убит своим братом Каином из зависти, что Бог принял жертву Авеля и не принял — Каина.

5. В «Протоевангелии Иакова» — двенадцатилетнего; изменение возраста связано, вероятно, с тем, что для жителей западной Европы двенадцать лет казались слишком ранним возрастом для вступления в брак.

6. Дафан (Датан) иАвирон — согласно ветхозаветной книге Чисел выступили против Моисея и в наказание были поглощены разверзшейся землей.

7. Эта подробность благовещения в каноне отсутствует.

8. Гелома — по-видимому, имя повивальной бабки; в Протоевангелии Иакова ее имя не упоминается.

9. Саломея здесь выступает как ученица Иисуса, занимавшаяся проповеднической деятельностью. В каноне Саломея упомянута среди женщин, пришедших к гробнице Иисуса, но о проповедях ее ничего не сказано.

10. Ис. 1:3. В канонических евангелиях животные в яслях не упомянуты. Изображения быка и осла встречаются в росписях на стенах христианских гробниц и в катакомбах (III-IV вв.), а затем они стали изображаться в сценах Рождества в средневековой живописи.

11. Симеон — старец, согласно Евангелию от Луки, благословивший Иисуса в Иерусалимском храме (Лк 2:25-29).

12. Анна упоминается в том же рассказе Луки (2:36). Там сказано, что ей 84 года.

13. В средневековых преданиях магов обычно считают царями. Уже в XI в. входят в употребление их имена — Каспар, Бальтасар и Мельхиор. Христианские писатели II-IV вв. полагали, что маги пришли из Аравии, так как думали, будто именно там много золота, ладана и мирры. В дальнейшем сложилась легенда, согласно которой три мага-царя пришли из разных стран — Персии, Аравии и Эфиопии (поэтому средневековые художники одного из магов изображали темнокожим).

14. Младенец Иисус в этом апокрифе воспринимается как взрослый муж (на восточно-христианских иконах младенец Христос изображается как маленький взрослый).

15. Эпизоды, связанные с пребыванием Святого семейства в Египте, развивают предания о признании Иисуса римскими властями: в данном случае его признал начальник города (т. е. правитель) Афродисий (Афродиций).

16. С этой главы начинается другое апокрифическое повествование, связанное с первыми вступительными фразами. В некоторых рукописях эта часть именуется «О чудесах детства Господа нашего Иисуса Христа».

17. Характерно для средневекового мировосприятия: противники Христа действуют не сами по себе, а по наущению дьявола.

18. Т. е. не видели Его истинного — Христа.

19. Этот эпизод дублирует уже рассказанную историю.

20. Переселение в Капернаум предшествующим рассказом никак не мотивировано. О переселении туда взрослого Иисуса сказано в Евангелии от Матфея (4:13), в апокрифе же делается попытка объяснить его появление в Капернауме переездом туда его семьи.

21. Характерно, что чудо творит уже не Иисус, а Иосиф, которого он наделяет чудотворной силой. Интересно, что исцеляет Иосиф человека, носившего то же имя: в этом предании проявилась средневековая вера в заступничество одноименных святых.

22. В теологической литературе идут споры, кем была Мария Клеопова. Она не могла быть сестрой Марии (несовпадение традиционного имени отца и невероятность того, что родные сестры были названы одним и тем же именем). Выдвигались версии, согласно которым Клеопова приходилась двоюродной сестрой Марии — матери Иисуса и женой Клеопе, брату Иосифа, или дочерью Иосифа от первого брака.

(Текст (с исправлениями редактора) печатается по кн.: Апокрифические сказания о Христе. Вып. 1. Книга Марии Девы. Спб., 1912. С. 57-145.)

О «КНИГЕ ИОСИФА ПЛОТНИКА»

Этот апокриф продолжает христианские писания, связанные с именами второстепенных евангельских персонажей. Об Иосифе, обручнике Матери Иисуса, из канонических евангелий известно очень мало. В Евангелии от Матфея сказано, что, узнав о добрачной беременности Марии, он, будучи праведен и «не желая огласить ее», хотел Марию отпустить, но ангел возвестил ему, что «родившееся в ней есть от Духа Святого» (1:19-20). После рождения Иисуса Иосиф с Марией и Младенцем бегут в Египет, а по возвращении оттуда поселяются в Назарете. В Евангелии от Луки никакого путешествия в Египет нет, семья живет все время в Назарете. Однако там говорится, что родители Иисуса каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи, пришли они и в тот год, когда Иисусу исполнилось двенадцать (2:41-42). Представление о том, что Иосиф был плотником, восходит к Евангелию от Матфея. Согласно этому автору жители Назарета говорят об Иисусе: «Не плотников ли Он сын?» (13:55). У Марка и сам Иисус назван плотником, но сыном Марии, а не Иосифа (6:3).

Все подробности обручения Марии Иосифу восходят к апокрифическим писаниям, и прежде всего к «Протоевангелию Иакова». Поскольку об Иосифе упоминалось в Новом завете только в связи с детством Иисуса, в апокрифической литературе, а затем и в сочинениях церковных писателей разрабатывалась версия, согласно которой в момент обручения с Марией Иосиф был глубоким стариком и умер до начала проповеднической деятельности Иисуса. Старость Иосифа позволила уже в «Протоевангелии Иакова» сделать его вдовцом, а упомянутых в Новом завете братьев и сестер Иисуса — его детьми от первого брака. Эта версия была впервые высказана, по-видимому, в апокрифическом «Евангелии Петра». Наиболее же полно она изложена в «Книге Иосифа Плотника», где названы имена всех его детей, точно указывается, сколько лет он прожил с первой женой. Ортодоксальная Церковь не признает этой версии и считает всех упомянутых братьев и сестер Иисуса — двоюродными. При этом берутся в расчет хронологические соображения: Иаков, брат Иисуса и один из руководителей Иерусалимской общины, был умерщвлен в 61 г. н.э. (о нем и его казни говорит писатель I в. н.э. Иосиф Флавий в XX книге «Иудейские древности» и Евсевий Кесарийский в «Церковной истории»), причем нигде не сказано, что он был глубоким стариком.

Книга Иосифа Плотника была создана около 400 г. в Египте. Дошли ее рукописные варианты на диалектах коптского языка, а также арабский текст; однако считается, что в их основе лежит греческий текст. В отличие от евангелий детства и «Протоевангелия Иакова» (которое автор «Книги Иосифа», по-видимому, знал) в «Книге Иосифа» нет бытовых деталей. Это объясняется не только тем, что устные рассказы и ранние апокрифы не содержали подробностей о жизни Иосифа, но и особой теологической направленностью, свойственной этому произведению: главное место в нем занимает не жизнь Иосифа, а его предсмертные мольбы и смерть. Автор смело вкладывает рассказ об Иосифе в уста самого Христа, придавая ему тем самым высшую достоверность. Согласно этому апокрифу душа Иосифа, прежде чем попасть в рай, должна пройти через опасности, избегнуть демонов и не быть съеденной львом. В описании этих мытарств чувствуется сильное влияние культа древнеегипетского божества Осириса, выступавшего судьей в Царстве мертвых. Чтобы попасть в это царство, душа умершего должна была с помощью особых заклинаний избежать демонов (заклинания клали в могилу, дабы душа не забыла их).

Если на суде Осириса умерший признавался недостойным войти в царство мертвых, то его съедал лев с головой крокодила. Сложное восхождение души к Высшему присутствовало и в учениях египетских гностиков, и в философских учениях неоплатоников.

Несколько неожиданно в устах праведного человека, ставшего обручником Божией Матери, звучат предсмертные слова Иосифа в гл. XVI: «Несчастный день, когда я был рожден на этот свет», которые отнюдь не соответствуют роли Иосифа в священной истории. Однако они отражают представление группы египетских христиан о мире как воплощении зла, созданном не Единым Божеством, а низшими силами {О специфике верований египетских христиан см.: Хосроев А. Л. Александрийское христианство. M, 1991; Он же. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997.}.

В апокрифе прослеживается еще одна важная тематема святого покровителя, которым становится Иосиф. Культ святых — относительно позднее явление в христианстве, он возникает под влиянием языческих верований и почитания мучеников за веру. В ситуации, когда многие христиане не выдержали гонений со стороны римских властей, отрекались или прятались, когда в обыденной жизни они не могли выполнять максималистскую мораль первых христиан (например, состоя на военной или на государственной службе), возникает вера в заступников, которые способны вымолить у Бога прощение за грехи. Возникает стремление получить охраняющего тебя индивидуального заступника. Именно эта идея индивидуального заступничества святого, имя которого носит христианин, разрабатывается в «Книге Иосифа Плотника». Подробно перечисляются блага, которые заступник Иосиф предоставит тому, кого он оберегает. В III в., судя по христианским надгробиям, специфически христианских имен было немного, с ними соседствовали греческие и римские имена. В IV в. число людей, носивших специфически христианские имена, увеличивается, и к концу IV в. связь между именем человека и его святым-заступником становится вполне ощутимой. Подробное описание в «Книге Иосифа Плотника» тех благ, которые принесет наименование ребенка в честь обручника Девы Марии, показывает, что подобный обычай еще не стал общепринятым.

«Книга Иосифа Плотника» настолько далека от канонических писаний и настолько поздно создана, что вопрос о ее признании Церковью никогда не стоял.

Книга Иосифа Плотника

Во имя Бога, единого в Своей сущности и троичного в лицах {1}.

История успения отца нашего, святого старца Иосифа Плотника. Да будут над нами всеми его благословение и молитвы, о братья! Аминь.

Жизни его было сто одиннадцать лет {2}, и отшествие его из мира сего произошло в двадцать шестой день месяца Абиб, что соответствует месяцу Аб {3}. Да будет над нами молитва его! Аминь.

Господь наш Иисус Христос Сам соблаговолил поведать сие святым Своим ученикам на горе Масличной, говоря о трудах Иосифа и об окончании дней его. Святые апостолы удержали сие и сохранили написанным в книгохранилище иерусалимском. Да будут над нами их молитвы! Аминь.

I. В дни оные случилось, что Спаситель наш, Господь и Учитель Иисус Христос, пребывал с учениками своими на горе Масличной, и как все были вместе, Он сказал им:

— О братья и друзья Мои, дети отца, который

Скачать:TXTPDF

ические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых Апокриф читать, ические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых Апокриф читать бесплатно, ические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых Апокриф читать онлайн