оба они страдали. Они говорили, что она смеется, ибо осталась одна и имитировала Невмещаемого, тогда как он говорил, что она смеётся, потому что оторвалась от супруга своего . В самом деле, Иисус и София разоблачили Творение. Ибо, помимо этого, Семена Софии неполны и бесформенны, Иисус же замыслил творение этого рода и взрастил его из Семян, тогда как София работала с ним (Иисусом). Ибо если уж они — Семена, и бесформенные, то он снизошёл и породил Плерому Эонов, находящихся в этом Месте, если даже Несотворённые этих Эонов — от Образчика Плеромы и Невмещаемого Отца. Несотворённый же породил Образчик Несотворённого, ибо именно из Несотворённого Отец входит в Форму. Однако Творение — лишь тень Пред-Сущих. Более того, именно Иисус сотворил Творение, и он действовал из(нутри) Страстей, окружающих Семена. И он отделил их друг от друга, и лучшие Страсти он приобщил к Духу, а худшие — к плотскому.
Тогда же Первая из всех этих Страстей , ибо, помимо того, Пронойя побудила Исправление спроектировать Тени и Образы тех, кто существует изначально, и тех, кто есть, и тех, кто будет. Далее, вот — исповедание веры в Иисуса ради того, кто вписал Всё (вместе) с Подобиями, Образами и Тенями.
После того, как Иисус породил дальнейшее, он породил для Всего тех, кто от Плеромы и от Сизигии, то есть Ангелов. Ибо одновременно с Согласием Плеромы её супруг спроектировал Ангелов, ведь он пребывает в воле Отца. Ибо такова воля Отца: не позволять ничему в Плероме происходить вне Сизигии. Опять же, воля Отца такова: всегда порождать и вынашивать Плод. Далее, то, что она должна была пострадать, не было волей Отца, ведь она обитала лишь в себе самой без мужа своего. Давайте же Другого Второго Сына Другого суть Тетрада мира сего. И Тетрада эта выдала Плод, как если бы Плерома мира сего была Гебдомадой. И она вошла в Образы и Подобия, и Ангелов и Архангелов, Божественности и Литургов.
Когда всё это привнесено было для прохода Проной’ей Иисуса, который Семена Моноген’а . В самом деле, они — духовные и телесные, Небесные и Земные. Он создал им Место такого рода и школу его ради Учения и во имя Формы.
Более того, Демиург начал творить человека по образу своему с одной стороны, а с другой — по подобию от начала сущих. Это было таким родом местопребывания, что она использовала Семена, а именно отдельные Бога. Когда они на пользу человеку, ведь на самом деле Дьявол — одна из Божественных Сущностей. Он переместился и схватил целую Площадь Ворот, и из этого Места отбросил он свой собственный Корень в тело и туши плоти, ибо Человеком Божьим окутан он. А Адам посеял его. Поэтому заполучил он сыновей, гневавшихся друг на друга. И Каин убил Авеля, брата своего, ибо вдохнул в них свой дух Демиург. И была борьба с отступничеством Ангелов и Человечества, тех, кто от Правого, и тех, кто от Левого, которые на Небесах (боролись) с теми, которые на Земле, духов с плотью и Дьявола с Богом. Поэтому возжелали Ангелы дочерей человеческих и снизошли в плоть, чтобы Бог мог наслать потоп. И он почти уже пожалел о том, что сотворил этот мир супругу и Софию, и сына её, и Ангелов, и Семена. Однако Сизигия полна, а София и Иисус, и Ангелы, и Семена — Образы Плеромы. Более того, Демиург отбросил тень на Сизигию, и Плерому, и Иисуса, и Софию, и Ангелов, и Семена. А Целый прославляет Софию; Образ же прославляет Истину. И Славу Семян, и Иисуса, и тех, кто от Безмолвия, и Моноген’а. А Ангелы Мужчин, и Семенные Женщин — все (они) Плеромы. Более того, когда София заполучит супруга своего, а Иисус — Христа, и Семена, и Ангелов, тогда и Плерома радостно обретёт Софию, и Всё пребудет в единстве и новом примирении. Ибо тем самым Эоны увеличились, ибо знали они, что, как бы они не менялись, они неизменны.
О ПОМАЗАНИИ.
Это пригоже тебе в данное время: послать сына твоего, Иисуса Христа и помазать нас, чтобы мы могли быть способны растоптать змей и головы скорпионов и всякую силу Дьявола с тех пор, как он является Пастухом Семени. Через него мы познали Тебя, и мы славим Тебя: Слава тебе, Отец в Сыне, Отец в Сыне, Отец в святой Церкви и в Святых Ангелах! Отныне мы блюдём вовеки Вечность Эонов, навечно, вплоть до Бесследных Эонов Эонов. Аминь.
О КРЕЩЕНИИ (1).
Это — полнота обобщённого знания, которое в общих чертах было открыто нам нашим Господом Иисусом Христом — Моноген’ом. Вот те несомненные и необходимые пункты, которые мы можем пробежать. Но они — те, что о Первом Крещении… Первое Крещение суть Прощение грехов……………………. есть образец… Христа, который равен… без него… Ибо… Иисуса… Более того, Первое Крещение есть Прощение грехов. Мы привнесены теми, что из Правого, а значит, в Нерушимость, которая есть Иордан. Но это место — от мира сего. Так что мы были посланы из мира сего в Эон. Ибо истолкование Иоанна суть Эон, другими словами, истолкование того, что есть происхождение Свыше, то есть, наш Исход из мира сего в Эон.
О КРЕЩЕНИИ (2).
из сего мира в Иордан, и из слепоты мира сего в Прозрение Бога, из плотского — в духовное, из физического — в ангельское, из сотворённого — в Плерому, из мира сего — в Эон, из рабства — в Сыновство, из переплетений — в Другого, из пустыни — в наше селение, из холода — в тепло, из в и мы в , таким же образом как мы были привнесены из семенных тел в тела совершенной формы. В самом деле, я открыл путём примера тот Остаток, ради которого Христос спас нас при посредничестве своего Духа. И он вознёс нас, тех, которые в нём, и отныне эти души будут становиться совершенными духами. Ныне же то, что даровано нам Первым Крещением невидимы(й), который в нём, с тех пор как
О ЕВХАРИСТИИ (1).
Мы благодарим Тебя и мы празднуем Евхаристию, о, Отец, в память о Сыне Твоём, Иисусе Христе, чтобы они изошли невидим(ый) Твой Сын Его любовь к знанию они исполняют волю Твою ныне и всегда. Они преисполнены всякого духовного дара и всякой чистоты. Так славься же через Сына Твоего, да будут служить они Иисусу Христу ныне и вовеки веков. Аминь.
О ЕВХАРИСТИИ (2).
в слове святого это пища и питьё. Сын, поскольку Ты пища нам в жизн(и) он не хвастается… что есть Церковь Ты — чист ты — Господь. Когда бы ни умер Ты чисто, ты будешь чист, с тем, чтобы иметь его всякий, кто станет вести его к пище и питью. Славься же вовеки веков. Аминь.
* * *
Пер. с коптского — А. Мома
Аллоген
Трактат Аллоген является толкованием Откровения, в котором некий Аллоген получает божественные слова и видения и записывает их для своего «сына» Месса. Не подлинная природа повторенного обращения Аллогена к Мессу вытекает из самого имени Аллоген, что означает «Странник», «Некто из Другой Расы», имени, которое часто в этот период истории обозначает также Сифа или представителя духовной Расы Сифиан. Таким образом, читатель уже поощряем к отождествлению себя с Мессом и к обучению у Аллогена преодолению страха и неведения, которые в начале ощущал и Аллоген. Читатель также узнаёт о том, как размышлять над каждым уровнем Сокровенного Знания, и особенно о том, как достичь полной реализации своего духовного Я внутри Я божественного. Хотя Аллоген и представляет собой единое толкование Откровения, его всё же можно разбить на две части. Часть I (45,1 -57,23) на первый план выдвигает пять откровений женского божества Юэль (Иуиль) Аллогену. Её Откровения являются комплексными мифологическими описаниями Божественных Сил, в частности, Эона Барбело. Часть II (57,24 — 69,19) уже более философским языком описывает «восхождение Аллогена» как прогрессивное Откровение Небесных Светил. Его заключительная сцена, «Первичное Откровение Непознанного», открывает нам трансцендентного Бога как невидимую, неизмеримую, непостижимую «Духовную Невидимую Троичную Силу», которая является «лучшей из лучших» и существует парадоксальным образом как «Небытийное Существование». Различия между этими двумя частями Аллогена можно объяснить различием источников, которые были здесь использованы, или же целями писателя. Источниковедение пытается в данном случае установить, откуда исходят определённые традиции и как они были здесь развиты. Мифологию Барбело можно также встретить и в Апокрифе Иоанна (BG 8502,2; NHC II,1; III,1; IV,1), где она связана со взглядом на то, как София привнесла разделение во Вселенную. Но Барбело-гностицизм Аллогена, также, как и Зостриана (VIII,1), и Трёх Стел Сифа (VII,5), интересуется позитивным Откровением Божественной Реальности, а не тем, как и откуда появилось зло. Часть II Аллогена также имеет некие параллели с Апокрифом Иоанна в части целого страничного описания Трансцендентного Бога в апофатических терминах. Но Аллоген, опять же, выделяется из этой традиции (также, как и Зостриан, и Три Стелы Сифа) представлением этого знания ритуалом восхождения методом, схожим с методом герметического гностицизма (Corp. Herm. I, 24 — 26; NHC, VI, 6). Очевидно, автор черпал свой Барбело-гностицизм и философский монизм из той же самой корневой традиции (в частности, Апокрифа Иоанна) и расположил в тексте оба эти подхода один за другим во имя одной цели и при помощи определённым образом связанных пассажей. Предполагая, что читатель уже достиг освобождения от зла, автор в лице Аллогена направляет его на Небесную Тропу, восхваляя Божественное, в благодать Знания, в витальные Силы Жизни и, в конечном счёте, в то Бытие, которое есть Не-Бытие. Ритуалы восхождения Герметизма время от времени отсылают нас к правилам общинной жизни, и Три Стелы Сифа по разному упоминают Первую Личность при восхваления Бога на каждом уровне восхождения. Однако поучения здесь произносятся в адрес той единственной личности, которая их читает и может истолковать их как само-помощь в её индивидуальном поиске Бога. Трактат вызвал широкий интерес, поскольку неоплатоник Порфирий писал, что Плотин атаковал неких гностиков, «которые производят откровения Зороастра, Зостриана, Никофея, Аллогена, Месса и прочих подобных» (Vit. Plot. 16). Если эта цитата действительно имеет отношение к нашей книге, названной Аллоген, и к документам, тесно связанным с нею (так, Зостриан носит подзаголовок Слова Зороастра), как считают многие, то это предполагает наличие какого-либо иного, чем принято думать, отношения гностиков к позднему платонизму. Не только гностики тщательно заимствуют многие свои философские воззрения у платонизма,