Скачать:TXTPDF
Апокрифы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади

гоняйтесь. Все, что оставил Спаситель  внешним    это загадочное:  Где труп, там соберутся орлы.   Очевидно, оно хранилось с максимальной тщательностью   ведь о ней не знают или умалчивают ересиологи. Климент о Тайном евангелии от Марка пишет:  …Оно все еще охраняется самым строжайшим образом… . Это свидетельство соответствует и словам апостола Павла о том, что тайную премудрость Божию сообщают только совершенным. Также очевидно, что были серьезные причины держать это учение в тайне, раз оно не вошло в официальные догматы Церкви.

О том, что гностицизм с самого начала присутствовал в христианстве, свидетельствует Иустин Философ, первый христианский ересиолог (середина II века). В работе направленной против гностического учения о духовном, без восстановления тела, воскресении, он пишет:  Но начальник зла, не будучи в состоянии иначе исказить это учение (о телесном воскресении   А. Л.), выслал своих апостолов, вводящих злые и пагубные учения; избрав их из тех, которые распяли нашего Спасителя: они носили имя Спасителя, но творили дела пославшего их, и чрез них самое имя Его подверглось хулению . (Св. Иустин. Творения. М., 1995, С.483) Отсюда следует, что гностики, противники телесного воскресения, были именно христианами:  чрез них самое имя Его подверглось хулению, и существовали с самого начала новой религии:  избрав их из тех, которые распяли нашего Спасителя  (намек на апостола Павла, когда-то яростного гонителя первых христиан?)

Примечания: Иустин Философ, по мнению современных исследователей гностицизма, был первым апологетом, для которого  индивидуальные доктринальные разногласия… приобрели статус преступления , а ересь стала  служением дьяволу . (Е. В. Афонасин) Причем Иустин не считал, что эпитет  еретик  вполне применим и к нему, ведь Христос учил именно о нетелесном воскресении:  Ибо когда из мертвых воскреснут… будут, как ангелы на небесах . (Мк. 12:25) О духовном воскресении учил и Павел:  …восстанет тело духовное . (1 Кор. 15:44) Телесное воскресение противоречит самому посмертному инобытийному существованию, ведь любая биологическая система развивается от зачатия к распаду, и физическое тело неотделимо от смерти. (См. Фм 91) Непонятно,  зачем при вечной жизни органы пищеварения и размножения и т. п. Идея телесного воскресения идет опять-таки от мессианских чаяний иудаизма (заимствованных, в свою очередь, из зороастризма): все умершие до прихода Мессии спят, а после Его прихода  многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание…  (Дан. 12:2) Ортодоксия совместила учение Иисуса с иудаизмом, и получился  компромисс : души не  засыпают , а попадают в рай или ад, но телесное воскресение тоже будет   после Страшного Суда. (В чем смысл двойного Суда: сначала  предварительного    после мытарств, а в конце времен   Страшного, и где говорится об этом в канонических евангелиях   остается без объяснений). Идея телесного восстановления противоречит мистическому учению Спасителя, согласно которому воскресение происходит с человеком от веры-познания истинного Бога еще при жизни:  слушающий слово Мое… на суд не приходит, (суд идет уже сейчас! А. Л.)  но перешел из от смерти в жизнь . (Ин.5:24) Духовную деградацию христианства, произошедшую во II веке от  скрещивания  учения Иисуса с иудаизмом, признают даже сами представители ортодоксии:  Вообще же надо признать, что у писателей после-апостольского века их общие настроения значительно удалились от мистических прозрений ап. Павла и еван. Иоанна . (Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996, С.87) А что такое  мистические озарения , как не гнозис?

Итак, опровергнув доводы поздней датировки, мы нашли свидетельства того, что Фм — сборник речений без повествовательной части, был создан не позднее середины I века (раньше Мк и Ин). Также нами показано, что содержащиеся в нем гностические идеи присутствуют именно в первых текстах новой религии. Тем самым, ранняя датировка Фм доказывает гностичность  исходного  учения Иисуса, еще не подвергнувшегося редактированию ради сближения с  ветхозаветной традицией. И наоборот, гностицизм раннехристианских текстов НЗ   еще один довод в  неподдельности  Фм.

Почти дословное совпадение Фм с логиями и аграфами других раннехристианских текстов, его частое цитирование, показывают, что текст пользовался большим религиозным авторитетом в I II вв. Но архаичная форма Фм поставила его уже в конце II века вне канона, поскольку тогда установился единый стандарт повествований о Спасителе — жанр евангелий. Стала обязательной нарративная часть, прежде всего, о Страстях. Также Фм противоречило евангелиям (особенно синоптическим) и  по духу , поскольку создано как беглая запись, а не изложение азов новой религии для  внешних . Текст-изгой, вероятно, еще долгое время сохранялся в замкнутых христианских сообществах: монастырях и гностических группах.**  И христианские отшельники, надежно спрятавшие гностические тексты при какой-то  зачистке  от еретических писаний, невольно сохранили для нас текст с неотредактированными речениями Иисуса.

Такие рукописи не исчезают?

Примечания: * В своем трактате Строматы Климент полемизирует с еретическими отклонениями от христианского гностицизма.  Понимали буквальное аллегорически, аллегорическое же   слишком буквально . Но сам Климент признает и относит к истинному гнозису, например, учение об Огдоаде — восьми эонах Бога и переселении душ (реинкарнацию описывает еще апостол Павел, в 2 Кор.5:6-10). ** Эти книги были спрятаны не теми, кто желал бы от них избавиться как от еретических сочинений, но теми, для которых они безусловно обладали сакральным авторитетом. Они были собраны только тогда, когда возникла необходимость изъять эти книги из употребления . (А. Л Хосроев. Из истории раннего христианства. М. 1997, С. 102-103). Гностическая библиотека, в которой содержалось Фм, была спрятана в пещере, находящейся всего в 5-8 километрах от первых православных монастырей, основанных св. Пахомием. Обложки кодексов изготовлялись из писем монахов, что доказывает принадлежность гностической библиотеки первым монастырским подвижникам. Время захоронения текстов соответствует кампании по уничтожению еретических писаний. Послание патриарха Александрийского Афанасия 367 года, направленное против апокрифических книг, было специально переведено для монахов пахомиевых монастырей на коптский язык. (А. Л. Хосроев. Александрийское христианство. М., 1991, С.5-6)

Евангелие от Филиппа

1.  Еврей  создает  еврея,  и  называют  его  так: прозелит.  Но прозелит  не создает  прозелита: люди истинные  таковы,  каковы  они  с  самого начала, и  они  создают  других,  также   людей  истинных.  Достаточно им появиться.         2.   Раб  только   ищет  (путь)   быть  свободным, но  он  не  ищет  имущества  своего  господина.  Сын же — не  только сын,  но он  присваивает  себе и наследство отца.         3.  Те, кто наследует мертвое, мертвы сами, и они наследуют мертвое. Те, кто  наследует живое, живы,  и  они  наследуют  живое  и  мертвое. Мертвые не  наследуют  ничего.  Ибо как мог  бы наследовать мертвый? Если  мертвый   наследует  живое, он не умрет. Но тот, кто мертвый, будет жить более!         4.  Язычник  не  умирает, ибо  он никогда  не жил, чтобы  он мог  умереть. Тот,  кто поверил в истину, начал  жить,  и  он подвергается  опасности умереть, ибо он живет.         5.  Со  дня,  когда  пришел Христос,  создан мир, украшены города, отброшено мертвое.         6.  Когда  мы  были  евреями,  мы  были  сиротами, у нас была только мать. Но  когда мы  стали христианами, у нас появились отец и мать.         7.  Те,  кто  сеет  зимой, собирают  урожай летом. Зима — это мир, лето — это  другой эон.  Будем сеять в  мире,  чтобы  собрать  урожай летомПоэтому нам не следует молиться зимой; за зимойлето.  Если же кто станет собирать урожай зимой, он не соберет урожая, но (только) вырвет (побеги) .         8.  Как  тот,  кто  таким  образом  не существует, не  принесет  плода,  не  только  не  производит он в этом месте, но  даже в  субботу его  сила бесплодна.         9.  Христос   пришел  выкупить   некоторых:  освободить  одних,  спасти других.  Он выкупил  тех, кто чужой, сделал их  своими. И  он отделил  своих, тех, кого он положил  залогом по  воле своей.  Он положил душу (свою), когда пожелал,  не только  тогда, когда он  открылся, но  со дня  существования мира  он положил  душу  (свою). Когда  он пожелал,  тогда прежде всего  он  пришел  взять ее,  ибо она  была оставлена залогом.  Она  была  среди  разбойников,  и  ее взяли как  пленницу.  Он  освободил ее  и спас  (и) хороших в мире, и плохих.         10. Свет и тьмажизнь и  смерть, правое  и левое  —  братья  друг другу.  Их нельзя  отделить друг от  друга.  Поэтому  и  хорошие —  не хороши,  и плохие  —  не  плохи,  и жизнь  — не  жизнь, и  смерть  не  смертьПоэтому  каждый  будет разорван  в своей основе от начала. Но те, кто выше мира; — неразорванные, вечные.         11.  Имена, которые даны вещам  земным, заключают  великое  заблуждение,  ибо они  отвлекают сердце от того, что прочно, к тому, что не прочно, и тот, кто  слышит  (слово)  <Бог>,  не постигает  того, что прочно,  но постигает  то, что  не прочно.  Также подобным  образом (в  словах) <Отец>,  и <Сын>,  и <Дух святой>,  и  <жизнь>,  и  <свет>, и  <воскресение>, и <церковь>,  и  во  всех  остальных  —  не постигают того, что прочно, но постигают, что не прочно, разве только познали то, что прочно.  Имена, которые  были  услышаны,  существуют  в  мире  для  обмана. Если бы они были в  эоне, их  и день  не называли  бы в  мире и  не полагали  бы среди  вещей земных. Они имеют конец в эоне.         12. Единственное  имя не  произносится в  мире  имя,  которое  Отец  дал  Сыну.  Оно  превыше  всего. Это  —  имя  Отца.  Ибо  Сын не  стал бы  Отцом, если бы  он  не облачился  во имя  Отца. Те,  кто обладает этим  именем,  постигают его,  но не  произносят его. Те же, кто не обладает им, не постигают его. Но истина  породила  имена  в  мире  из-за того,  что нельзя познать  ее  без  имен.  Истина  едина,  она является множеством,  и  (так)  ради  нас,  чтобы  научить нас этому единству посредством любви через множество.         13.  Архонты  пожелали  обмануть  человека,  ибо увидели,  что  он —  одного происхождения  с воистину хорошими  вещами.  Они  взяли  имя  хороших  (и) дали его  дурным,  дабы  путем  имен  обмануть его  и при вязать их  к дурным  вещам. И  после этого,  если они  делают  им  милость,  они  заставляют  их  отделиться от  дурных и  помещают их  среди хороших,  тех, которых  они  знают.  Ибо  они желали  взять свободного и сделать его своим рабом навеки.          14. Есть силы, которые дают… этому человеку, не желая сделать его… чтобы они стали… ибо если человек… жертвоприношения… и приносили в жертву животным  силам…  эти  были  подобны  животным. Те, которых они приносили им  в жертву, —  они при носили  их в  жертву живыми.  Когда же  их принесли в жертву, они 

Скачать:TXTPDF

ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать, ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать бесплатно, ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать онлайн