Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Апокрифы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади

девственницы. Он был изгнан из его города, он и его мать. Он был взят в место пустынное и был там вскормлен. Он пришел, получил славу и силу, и так он взошел на воду».

Четвертое царство говорит о нем: «Он произошел от девственницы … (Соломон) искал ее, он, и Ферсало, и Сауил42, и его войска, которые он послал. Соломон также послал свое войско демонов искать девственницу. И они не нашли ту, которую искали, но девственница, которая была дана им, ее они привели. Взял ее Соломон. Зачала девственница и родила младенца в месте том. Она вскормила его в овраге пустыни. Когда он был вскормлен, он получил славу и силу из семени, из которого он родился, и так он взошел на воду».

Пятое царство говорит о нем: «Он возник из капли неба. Он был брошен в море. Океан принял его, родил его, поднял его на небо. Он получил славу и силу, и так он взошел на воду».

Шестое царство говорит (о нем): «… в Эон, который внизу, чтобы он собрал цветы. Она зачала от страсти к этим цветам. Она родила его в месте том. Ангелы этого сада вскормили его. Он принял славу в месте том и силу. И так он взошел на воду».

Седьмое царство говорит о нем: «Капля это, она снизошла с неба на землю. Унесли его в пещеры драконы. Он стал младенцем. Дух снизошел на него. Он взял его в вышину, в место, из которого произошла капля. Он получил славу и силу в месте том. И так он взошел на воду».

Восьмое царство говорит о нем: «Облако сошло на землю. Оно окутало скалу. Он возник из него. Вскормили его ангелы, которые на облаке. Он получил славу и силу в месте том. И так он взошел на воду».

Девятое царство говорит о нем: «Из девяти Пиерид (т. е. муз) одна отделилась. Она взошла на гору высокую. Она провела некоторое время, сидя там, так что воспылала страстью к себе самой, чтобы стать андрогином. Она удовлетворила свою» страсть, зачала от своей страсти. Он был рожден. Вскормили его ангелы, которые на страсти. И он получил славу в месте-том и силу. И так он взошел на воду».

Десятое царство говорит о нем: «Его бог возлюбил облако страсти. Он взял его43 в свою руку и изверг на облако перед собой из капли. И он родился. Он получил славу и силу в месте том. И так он взошел на воду».

Одиннадцатое царство говорит: «Отец воспылал страстью-к своей собственной дочери. Она зачала от своего отца. Она бросила … в гробницу в пустыне. Ангел вскормил его в месте том. И так он взошел на воду».

Двенадцатое царство говорит о нем: «Он возник от двух Светил. Он был вскормлен там. Он получил славу и силу. И так. он взошел на воду».

Тринадцатое царство говорит о нем: «Рождение всякое у их: Архонтов — Логос44. И получил назначение в месте том этот Логос. Он получил славу и силу. И так он взошел на воду, чтобы было удовлетворено желание этих Сил».

Поколение же, не имеющее царей над собой45, говорит: «Бог избрал его из Эонов всех. Он заставил Гносис Незапятнанного истины существовать в нем. Он сказал: «Вышло из Воздуха чуждого из Великих Эонов Великое Светило, (заставив?)46 поколение тех Людей излучать свет, тех, которых оно избрало себе,, чтобы они светили на весь Эон».

Тогда Семя противостанет Силе, те, которые примут его Имя на воде, и (которые) у них всех (т. е. под их покровительством)47. И облако темное сойдет на них. Тогда возопят великим голосом народы, говоря: «Благо душе тех Людей, потому что они познали Бога в Гносисе. Они -будут жить во веки веков, потому что они не погибли в их страсти, вместе с ангелами, и они не совершили деяний Сил, но они стояли пред Ним в Гносисе Бога, подобно свету, вышедшему из пламени и крови. Мы же — мы творили все дела в неразумии Сил. Мы хвалились преступлением всех ваших дел и восставали против Бога истины и Его дел … вечен. Эти против наших духов. Ибо мы поняли теперь, что наши души умрут смертью!».

Тогда был глас к ним, говоря: «Михеу, и Михар, и Мнесинус, те, которые на крещении святом и воде живой48, почему вы взывали против Бога живого голосами беззаконными и языками, у которых нет закона, и душами, полными крови, и делами нечистыми, будучи полны делами, не принадлежащими истине, но ваши пути полны крови и ликования, причем вы осквернили воду жизни, вы вовлекли ее в желание Сил, которым вы были даны, чтобы служить им. И ваш помысел не уподобился помыслу тех Людей, которых вы преследовали…».

… их плод не увянет, но они станут известными до Великих Эонов, потому что слова Бога Эонов, которые они сохранили, не были предназначены для свитка и не записаны, но ангельские существа принесут их, эти (слова), которых не познают все поколения людей, ибо они будут на горе высокой, на скале истины, поэтому они будут названы «Слова Нетленности и Истины, (обращенные к) тем, которые знают Бога вечного в мудрости Гносиса и учении ангелов вечных», потому что Он знает все.

Это — откровения, которые Адам открыл Сифу, своему сыну, я его сын сообщил их своему потомству. Это Гносис сокрытый Адама, который он дал Сифу. Это святое крещение тех, которые знают Гносис вечный от рожденных Логосом и Светил нетленных, тех, которые вышли из семени святого: Иессеус, Мазареус, Несседекеус, вода живая.

Апокалипсис Адама

* * *

Комментарии

1. Т. е. в последний год жизни Адама, который родил Сифа на 230 году. Свидетельство того, что автор опирается на Септуагинту (перевод 70 тол-жовников, II в.), а не на еврейскую Библию, согласно которой Адам родил «Сифа на 130 году. 2. Демиург, Великий Архонт, не ведающий истинного Бога, ср. «Происхождение мира» и «Сущность Архонтов». 3. Выражение «ходить» в смысле «пребывать, жить», обычное библейское выражение (ср. житейское «все под Богом ходим»). «В славе», т. е. пребывали в свете Гносиса. 4. Мотив женщины как носителя знания, ср. истинную Еву, вошедшую в древо Познания, которая, опять-таки через женщину, Еву земную, просвещает Адама; Пистис, просвещающую Саваофа через свою дочь Зою («Происхождение мира»). 5. Кажущееся противоречие — возникновение из Эона и в то же время сотворение демиургом из земли. В сотворенных демиургом людей проникает из Плеромы Гносис, и Адам и Ева становятся Эоном, который затем демиург разделяет. 6. Обладая Познанием (Гносисом) Бога вечного, которое вошло в них, они были выше бога-демиурга, не ведающего истинного Бога; демиург сотворил их тело и душу (ср. «Происхождение мира» и «Сущность Архонтов»), но не дух. 7. Единый Эон разделил на два. 8. Эонов нижнего, материального мира, в отличие от Великих Эонов Плеромы. 9. Эон Сиф, ср. Эон Человек в валентинианской схеме (см. введение). 10. Выше говорится о том, что Познание (Гносис) и слава покинули Адама и Еву и вошли в другой Великий Эон и другой великий род. Здесь говорится о «жизни». Последующий текст вносит ясность: из Адама и Евы вышла (т. е. покинула их) «жизнь Гносиса». 11. Имеются в виду не только что приведенные слова, но вообще все откровение; оно излагается ниже. 12. Обычно исправляют «(чтобы сделать вас) душой живой». 13. В других трактатах (см. напр. «Сущность Архонтов») Ева рождает от Великого Архонта Каина и Авеля. Здесь в дальнейшем нет речи о сыне. После данных слов следует лакуна. 14. Демиурга, Архонта. 15. Перед Эонами демиурга и Ноем снова появятся Люди, которых демиург считал погибшими при потопе. 16. Т. е. Сифа, сифиане. 17. Ср. начало «Сущности Архонтов». 18. Т. е. Плеромы. Материальный мир — тьма, см. начало «Происхождения мира». Эпитет необходим, поскольку ангелы есть и у Архонтов. 19. Таким образом все потомство Сима останется в подчинении у демиурга, в то время как 400 тысяч из потомства Хама и Иафета отправятся поселиться в святую землю под покровительство Людей Гносиса. 20. Остальное потомство, за исключением 400 тысяч. 21. Царство других народов, т. е. все народы, кроме двенадцати царств — тринадцатое царство. 22. Те люди, которые остались покорны демиургу. 23. Одно из имен демиурга (как и «Самаил» в «Сущности Архонтов»). 24. Т. е. в их «месте обитания святом», которое создала им Слава Гносиса, см. выше. 25. Т. е. которые вновь появились после лотопа, см. прим. 15. 26. Т. е. Великие Люди в свой Эон, из которого они произошли, приняли-400 тысяч. 27. Букв, «и», но здесь явно должен быть противительный союз. Можег быть, смешение при переводе и переписке греческого fiev с так же звучащим коптским союзом «и». 28. Демиург, бог материальных Эонов. 29. По-видимому, Великого Сифа. 30. Погаснут небесные светила. 31. Служители Великих Эонов. 32. Спаситель в Славе Гносиса. 33. Уточнение к понятию «потомство Ноя», т. е. из потомства Ноя могуг быть спасены только избранные из сынов Хама и Иафета; сыны Сима не подлежат спасению. 34. Ср. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матфей, 7, 19; Лука, 3, 9; ср. Иоанн, 15, 2). 35. По воззрениям гностиков, душа смертна, ,как и тело. 36. Т. е. предоставленного демиургом Ною. 37. Ср. выше «Она (т. е. Слава)… построит им место обитания святое». 38. В этом произведении, не относящемся к «христианскому» гностицизму, единственный мотив, перекликающийся с христианством,- мотив Спасителя. По воззрениям «христианских» гностиков, Святой Дух снизошел на Иисуса во время крещения и вышел из него, когда он предстал перед Пилатом. Таким образом, «покарали» только плоть (и душу смертную, см. прим. 35 и введение). 39. Обычно греческий глагол храсцлаъ понимают здесь в его основном значении «пользоваться»: «воспользуются этим Именем в заблуждении». Но если они «воспользовались» Именем или, как еще переводят, «узурпировали» его, то дальнейшие слова непонятны. По-видимому, здесь этот глагол употреблен в значении «поступать», «обращаться», т. е., не понимая учения Светила, отнесутся к его Имени не так, как следует, заблуждаясь, считая его учение ложным. 40. Следует изложение ошибочных толкований происхождения Человека в 12 царствах и в тринадцатом (см. прим. 21). 41. Явился в мир? Во «Втором трактате Великого Сифа» (кодекс VII, соч. 2-е) упоминается «нисхождение на воду», где «вода» поясняется как «пределы нижние», т. е. материальный мир (ср. воды в «Происхождении мира» и «Сущности Архонтов»). 42. Какие-то магические помощники царя Соломона; легенда

Скачать:TXTPDF

ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать, ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать бесплатно, ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать онлайн