Скачать:TXTPDF
Апокрифы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади

ней она провёл жизнь свою в злых делах, то он схватит ее, когда та взлетит вверх, и сбросит ее вниз, чтобы она застряла между небом и землёй и наказана была бы великим наказанием. И она будет лишена надежды своей и пребудет в великой боли.     И душа та была помещена ни на Земле, ни на Небе, но вошла в Открытое Море Воздуха мира сего, в Место, где находится Великий Огонь, и Кристаллическая Вода, и Борозды Огня, и Великий Переворот. Тела же мучимы различными (способами). Иногда их бросают в огонь для того, чтобы он мог разрушить их. Ныне же я не скажу, что это — смерть души, ибо она была доставлена из зла, но это — смертный приговор.     Асклепий, следует верить во всё это и бояться этого, чтобы мы не могли столкнуться с этим. Ибо неверующие нечестивы и согрешают. Впоследствии их вынудят уверовать, и они будут слышать не только то слово, что произносят уста, но ощутят саму Реальность. Ибо они продолжали верить, что они не смогут вынести всё это. Не только… (1 строка не читается)…     … Сперва, Асклепий, умирают все те, кто на земле, а те, кто в теле прекращают зла с теми, кто от этого рода. Ибо те, кто здесь, не подобны тем, кто там. Так что вместе с демонами, которые людей, они, несмотря на там. То есть, это не одно и то же. Но истинно, Боги, которые здесь, наказаны будут больше, чем любой из прятавшихся здесь повседневно».

«Трисмегист, каков же характер того запроса, который там?»

«Ныне ты думаешь, Асклепий, что когда кто-либо берёт нечто в храме, то он нечестив. Ибо этот тип личности — тип воров и бандитов. А это дело касается богов и людей. Но не сравнивай тех, кто здесь с теми, кто из другого Места. Ныне я хочу тайно привести тебе это рассуждение. Ни одной его части не поверят. Ибо души, исполненные большого зла не придут и не отправятся в Воздух, но их поместят в Местах Демонов, исполненных боли, (и) которые всегда насыщены кровью и резнёй, и пищей их, которая суть рыдание, плач и стенание».

«Трисмегист, кто же эти демоны?»

«Асклепий, они — те, кого зовут душителями, и те, которые катят души по грязи вниз, и те, которые бичуют их, и те, которые бросают их в воду, и те, которые бросают их в огонь, и те, которые приводят к болям и бедствиям людским. Ибо им подобные — не от Божественной Души и не от разумной души человеческой. Скорее от ужасного зла они».

* * *

Пер. с коптского — А. Мома.

Парафраз Сима

1. Парафраз Сима. Парафраз о нерожденном Духе. Мне, Симу, это открыл Дердекия. По воле Величия, моя мысль, которая в теле моем, похитила меня из моего рода. Она вознесла меня на вершину творения, находящуюся рядом с тем светом, который озаряет всю вселенную. Там я не видел лика земли, но это был свет. И моя мысль отделилась от темного тела, словно во сне. Я услышал голос, который сказал мне: «Сим, поскольку ты происходишь из несмешанной силы, и первый, существующий на Земле — слушай и постигни то, что я расскажу тебе впервые о великих силах, которые были вначале, до моего появления. (Это) были Свет, Мрак и был Дух между ними. Так как твой корень — нерожденный Дух — впал в забвение, я открою тебе правду о силах. Свет был Мыслью, преисполненной слухом и словом, слитыми в едином образе. А Мрак был

2. ветром в водах. У него был Ум, облаченный в бушующий огонь. А Дух, который между ними, был светом мягким, приглушенным. Таковы три корня. Они были сами себе владыки и скрывались друг от друга, каждый в своей силе. Свет же, поскольку он обладал великой силой, знал о расположении Мрака внизу и о его неупорядоченности, а именно, что (этот) корень был крив, а неправильность Мрака состояла в его непонятливости. Так, (он полагал), что нет никого выше его. Когда же он смог сдержать свою злобу, он покрылся водой. И она взволновалась, и Дух, испуганный шумом, поднялся в свою область. Он увидел огромное (пространство) темной воды и почувствовал отвращение. И мысль Духа пристально посмотрела вниз и увидела беспредельный Свет, а дурной корень не заметил его. По воле же великого Света вода разделилась, и Мрак, облаченный в порочное неведение, поднялся, чтобы Ум отделился от него, так как он возгордился в нем. Когда же он двинулся,

3. ему открылся свет Духа. Когда он увидел его, он удивился, так как он не знал, что есть другая сила выше его. А когда он увидел, что его лик темен по сравнению с Духом, он испытал боль, и в боли своей поднял свой Ум вверх. Из органов Мрака этот был оком горькой злобы. Он велел своему Уму принять форму органа духовных частей, полагая, что, наблюдая за своей злобой, он сможет сравняться с Духом. Но не смог, ибо желал невозможного. Но не случилось так, чтобы Ум Мрака, это око горькой злобы, остался праздным. Когда он отчасти принял образ, он поднялся и озарил весь Ад огненным светом, чтобы стало очевидным (его) равенство с беспорочным Светом. Ведь Дух извлекал пользу из каждого образа Мрака, потому что он явился в своем Величии. И явился высший беспредельный Свет. Ведь он пребывал в великой радости. Он пожелал явить себя Духу, и образ высшего Света явился нерожденному Духу.

4. (И) появился я. Я — сын незапятнанного, беспредельного Света. Ведь я — луч вселенского Света и его проявление. Это (мн. ч.) (свершилось), чтобы Ум Мрака не остался в Аду. Ведь Мрак уподобился своему Уму в части наших органов. Когда я, (о) Сим, по воле Величия явился в нем, чтобы Мрак омрачал (только) самого себя, чтобы Мрак был упразднен из каждого образа силы, которой он обладал, (тогда) он хлынул бушующим огнем, а Ум был покрыт водой, (располагаясь) между водой и Мраком. И вода из Мрака превратилась в облако, а из облака образовалось Чрево. Бушующий огонь вошел туда. Он заблуждался. Когда же Мрак увидел это, он стал нечистым. И когда он взволновал воды, он ударил Чрево, и его Ум растворился в глубинах Естества. Он смешался с горькой силой Мрака, и глаз Чрева лопнул (и пришел) в негодность, чтобы не могло оно снова породить Ум. Ведь он был

5. семенем Естества из темного корня. И когда Естество взяло себе Ум из темной силы, в нем сформировался всякий образ. И когда Мрак породил себе образ Ума, он уподобился Духу. Ведь Естество поднялось, чтобы исторгнуть его. Оно не одолело его, так как оно не обладало формой от Мрака. Ибо оно произвело его в облаке. Облако же засияло. Ум появился в нем, словно страшный огонь, причиняющий вред. Ум столкнулся с нерожденным Духом, — так как обладал его подобием, — чтобы Естество стало более праздным, чем бушующий огонь. И тотчас же Естество разделилось на четыре части. Это были облака, различные по виду Они называются: Гимен, Место, Сила, Вода. Гимен же, Место и Сила были бушующим огнем. И он (Ум) был извлечен из середины Мрака и воды, — а ведь Ум пребывал в средоточии Естества и силы Мрака, — чтобы вредоносные воды не пристали к нему.

6.Поэтому, по воле моей, Естество было разделено, чтобы Ум отделился в свою силу, которую корень Мрака, смешавшись с ним, забрал себе. И она (сила) появилась в Чреве, и во время разделения Естества она отделилась от силы Мрака, которая была у нее от Ума. Он (Ум) вошел в середину силы. Он был в Середине Естества. А Дух Света, когда Ум отяготил его, удивился, и сила его Удивления отторгла бремя, и оно возвратилось в свое пекло. Оно облачилось в свет Духа. И когда Естество удалилось от силы света Духа, бремя отделилось. И изумление Удивления Света отторгло бремя, и оно прилепилось к облаку Гимен. И все облака Мрака, отделившиеся от Ада, возопили из-за чужой силы. Это Дух Света вошел в них. И по воле Величия Дух посмотрел на беспредельный Свет, чтобы его (собственный) свет был удостоен милости. И (его) образ был изъят из Ада. И когда Дух посмотрел, я потек,

7. — я, Сын Величия, — (потек), подобно волнам света, как вихрь бессмертного Духа. И я дунул в облако Гимен, на Удивление нерожденного Духа. Оно (облако) отделилось и осветило (остальные) облака. Они разделились, чтобы отделился Дух. Поэтому Ум принял форму. Его покой был нарушен. Ведь Гимен Естества был непостижимым облаком. Это — великий огонь. Подобно (этому), Место Естества — это облако Безмолвия. Это — священный огонь. И Сила, смешанная с Умом — она (тоже) была облаком Естества. Она была объединена со Мраком, который возмутил Естество до (состояния) нечистоты. Темная же вода была облаком Страха. А корень Естества, который внизу, был крив, так как он был тягостным и вредоносным. Корень был слеп к связанному Свету, бездонному, так как у него множество лиц. Я же сжалился над светом Духа, который Ум забрал себе. Я удалился в свое местоположение, молить высший беспредельный Свет

8. (о том), чтобы сила Духа умножилась в области и наполнилась, без загрязнения Мраком. Я смиренно промолвил: «Ты — корень Света. Твой скрытый облик проявился, — (о), Возвышенный, Беспредельный! Да умножится вся сила Духа и да наполнится она своим светом. (О), беспредельный Свет! Он (Мрак? Бремя?) не сможет объединиться с нерожденным Духом, и сила Удивления, по воле Величия, не будет смешана с Естеством. Молитва моя была принята, и послышался голос Логоса, который сказал нерожденному Духу через Величие: «Вот — сила свершилась!. То, что явлено мною, проявилось в Духе». (И) снова я открою: я — Дердекия, сын чистого Света. Беспредельный Свет Духа снизошел в слабое Естество на малое время, пока вся нечистота Естества не станет праздной, чтобы Мрак Естества был обличен. Я облачился в свое одеяние. Это одеяние Света Величия, а (Свет Величия) — это я. Я оказался по воле Величия в облике

9. Духа, чтобы подумать обо всем Свете, — который пребывал в глубинах Мрака, — чтобы Дух в Логосе преисполнился собственным светом кроме силы беспредельного Света. И по воле моей Дух поднялся в свою силу. Ему было пожаловано собственное величие, чтобы

Скачать:TXTPDF

ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать, ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать бесплатно, ы, околохристианские тексты. Библиотека Наг-Хаммади Апокриф читать онлайн