в ответ на вопрос о происхождении судьбы, в евангелии же об этих путах говорит избавляющаяся от них душа.
Как уже было сказано, легенда о Марии Магдалине известна в гностической литературе в разных редакциях. Евангелие от Марии своей сдержанностью по отношению к роли Мар!ли напоминает новозаветную традицию. Тем не менее и в текстах совсем иного толка, на которые ссылается Епифаний, уловимы точки соприкосновения с Евангелием от Марии. Например, в части «Панариона», посвященной ереси гностиков (они у Епифания выделены наряду с василидианами, николаитами, карпократианами, керинфианами, валентинианами и т. д.), говорится об архонтах семи небес и о том, каким образом «души спасаются». «Душа, исходя отсюда, проходит через этих архонтов и не может не пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте знания, или, -добавляет от себя Епифаний,- лучше сказать, сего незнания, и исполненная им, не избежит рук архонтов и властей» XXVI.10) .
Однако дальнейшее разъяснение этого «знания» («незнания») не напоминает пассажа из Евангелия от Марии. В другом месте Епифаний пишет: «Под именем же святого ученика Филиппа выдают подложное евангелие; в нем говорится: «Открыл мне Господь, что душе должно говорить при восхождении на небо и как отвечать каждой из высших сил»; именно говорит она: «Познала я сама себя… Я знаю о тебе,продолжает она,- кто ты, ибо принадлежу к высшим…»» (ХХVI.13). Но и этот текст, в известной мере ассоциируемый с Евангелием от Марии, перемежается подробностями, не имеющими общего с последним, уводит Епифания к толкованию, не приложимому к коптскому документу.
Пассаж из евангелия располагает к сопоставлениям не только с гностической традицией. Типологически он в той или иной мере близок памятникам разных культур. Тема восхождения души, сопровождаемого столкновением со злыми силами, проступающее в диалоге разгадывание загадок, форма, тяготеющая к ритмическим эффектам, позволяют смотреть на текст как на цельный, в своих истоках, быть может, восходящий к обрядам посвящений.
Но вернемся к вопросу, поставленному в начале очерка -о монолитности и гетерогенности апокрифа. Каким бы своеобразным и цельным ни представлялся исследованный выше отрывок, налицо его тесная связь с другими частями памятника. Тема внутреннего очищения человека, организующая пассаж о восхождении души, напоминает первые поучения в евангелии -о грехе, болезнях, смерти (7.13 -8.10) . Слова Спасителя, следующие затем («Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: «Вот, здесь!» или «Вот, там!» Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!») (8.14 -20) выдержаны в том же ключе, что и пассаж -напряженного внимания к внутренним ценностям. Эти слова в свою очередь перекликаются с изречениями 2 и 117 Евангелия от Фомы как своей формой, так и содержанием. В одних и тех же словах выражена в начале евангелия мысль о разрешении: «Все существа, все произведения, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу» (7.3 -8),- и в заключительных репликах души из отрывка: «Меня не познали, я же, я познала, чтовсе подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные» (15.20 -16.1); «В мире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше» (16.21 -17.3).
Евангелие от Марии(Страницы 1 -6 отсутствуют) Материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал: «Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; «и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу.Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»
Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?»
Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда «вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех». Вот почему благо сошло в вашу средук вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню».
Далее он продолжил и сказал: «Вот почему вы болеете и умираете, ибо
вы любите то, что вас обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»
Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:
«Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: «Вот, сюда!» или «Вот, туда!»
Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела, кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им».
Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: «Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»
Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: «Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит зашитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми». Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.
Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы,и которые мы и не слышали».
Мария ответила и сказала:
«То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».
И она начала говорить им такие слова: «Я, – сказала она, – я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении». Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня. Ибо где ум, там сокровище». Я сказала ему: «Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение,- он созерцает душой или духом?» Спаситель ответил мне и сказал: «Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, и тот, который созерцает видение, и он тот
(Страницы 11 -14 отсутствуют)
его. И вожделение сказало:
«Я не увидела тебя нисходящей,но теперь вижу тебя восходящей.
Почему же ты лжешь, принадлежа мне?»
Душа ответила и сказала: «Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была
Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала».
Сказав это, она удалилась в великом ликовании.
Снова она пришла к третьей власти, именуемой «Незнание». Она спросила душу, сказав:
«Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди! »
И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что
все подлежит разрешению, будь то вещи земные,
будь то небесные».
Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма – это тьма; вторая – вожделение; третья – незнание; четвертая – смертная ревность; пятая – царствие плоти; шестая – лукавство плоти; седьмая – яростная мудрость.
Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» – или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?» Душа ответила и сказала: «Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. Втмире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании». Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям: «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.
Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли». Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе:»Разве говорил он с женщиной в тайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?» Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: «Брат мой Петр, что же ты
думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»
Левий ответил и сказал Петру: «Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.
Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель». Когда
и они начали уходить, дабы провозглашать и проповедовать.