него воды, сколько было в кувшине, и принес воду Матери Своей. Она изумилась, подумала про Себя и все это слагала сердце Своем.
XXXIV. Однажды Иисус пошел в поле, взял немного зерен пшеницы в житнице Матери Своей и Сам посеял их. И взошла пшеница, и взросла, и умножилась чрезвычайно. Он Сам сжал ее и собрал три меры зерна, которые роздал множеству родственников Своих.
XXXV. Есть дорога, выходящая из Иерихона и ведущая к реке Иордан, к тому месту, где проходили сыны Израиля; там, говорят, остановился Кивот {Ковчег.} Завета. Было Иисусу восемь лет, когда вышел Он из Иерихона и направился к Иордану. А в стороне от дороги, около берега иорданского, была пещера, где львица вскармливала детенышей своих, и никто не мог безопасно проходить.
Иисус по пути из Иерихона узнал, что львица в пещере, и вошел туда на виду у всех. Как только львы увидели Иисуса, они вышли навстречу Ему и преклонились перед Ним. И воссел Иисус в пещере, и львята бегали вокруг ног Его, ласкаясь и играя с Ним. Старые же львы между тем держались поодаль с опущенной головой, они преклонялись перед Ним и смиренно били хвостами по бедрам своим.
Тогда народ, не видя Иисуса, сказал: «Если бы не совершили великих грехов Он или родители Его, Он не пошел бы по Своей воле на растерзание львам».
И предавался народ таким мыслям и печали, но вдруг вышел Иисус из пещеры, и львы предшествовали Ему, и львята резвились у ног Его. Родители же Иисуса стояли в стороне, поникнув, и смотрели на Него; и народ тоже стоял поодаль, боясь львов и не смея подойти.
Тогда сказал Иисус народу: «Насколько лучше вас звери дикие, знающие своего Господина и прославляющие Его; вы же, люди, созданные по образу Божию и подобию Его, не знаете Его. Звери узнали Меня и смягчились, люди видят Меня, но не признают».
XXXVI. После этого Иисус на глазах у всех перешел Иордан вместе со львами, и воды иорданские расступились перед Ним. Тогда сказал Он во всеуслышание львам: «Идите с миром и не делайте никому зла, но пусть никто не вредит и вам, пока не вернетесь туда, откуда пришли». И они, простившись с Ним — не голосом, но всем существом своим, — вернулись в пещеру. А Иисус возвратился к Матери Своей.
XXXVII. Так как Иосиф был плотником, он делал только ярмы для быков, телеги, вещи земледельческие и деревянные кровати. Как-то пришел к нему молодой человек и заказал кровать на шесть локтей. Иосиф послал работника своего отрезать дерева посредством ножа железного по мерке, которую дал тот человек. Но посланный недосмотрел указанной меры и сделал брусок деревянный более коротким, чем требовалось. И расстроился Иосиф и опечалился, что вещь испорчена.
И когда увидел Иисус его опечаленным, то сказал Он, чтобы утешить его: «Приди, возьмем концы двух брусков деревянных, соединим вместе и соединенными вытянем их к нам, потому что мы сможем сделать их одинаковыми». Иосиф послушался этого приказания, ибо знал, что Он может сделать все, что пожелает.
Взял Иосиф концы двух брусков деревянных и поставил их против стены около себя, и Иисус взял два других конца и вытянул более короткий брусок, и стали они одинаковыми по длине. И сказал Он Иосифу: «Иди работать и сделай, что обещал». И Иосиф исполнил заказ.
XXXVIII. И во второй раз просил народ Иосифа и Марию отослать Иисуса в училище, чтобы обучился Он грамоте. Они не отказали и, слушая указания старейшин, привели Его к учителю, чтобы наставил он Его в знаниях человеческих.
И вот начал учитель наставлять Его дерзким голосом, говоря: «Скажи: альфа». Но Иисус ответил ему: «Сперва скажи мне, что такое бета, и я скажу тебе, что такое альфа». Возмущенный учитель ударил Иисуса, но едва ударил Его, как сразу умер {19}.
И вернулся Иисус к Себе, к Матери Своей. Тогда обеспокоенный Иосиф позвал Марию и сказал: «Знай, что душа моя тоскует даже до смерти из-за Дитя этого. Ведь может случиться, что кто-нибудь по злобе ударит и убьет Его».
Но Мария, отвечая ему, сказала: «Человек Божий, не думай, что это может произойти. Верь лучше, что Тот, Кто послал Его родиться среди людей, убережет его под покровом Имени Своего от всякого коварства и от всякого зла».
XXXIX. И в третий раз иудеи потребовали, чтобы Мария и Иосиф, подействовав лаской, привели Дитя к другому учителю. И Иосиф и Мария, боясь народа, неблаговоления князей и угроз священников, вновь привели его в училище, зная, что ничему не может научиться у человека Он, получивший полное знание от самого Бога.
И вот когда вошел Иисус в училище, ведомый Духом Святым, взял Он книгу из рук учителя, разъяснявшего закон, и пред всем народом, который видел и слышал Его, начал Он читать, но не то, что было в книге: говорил Он в Духе Бога живого, и словно поток вод изливался из уст Его, подобный потоку, выходящему из колодца, и оставался всего полным колодец тот.
И с такой силою свидетельствовал Он перед всем народом величие Бога живого, что и учитель сам пал на землю и хвалу Ему воздал.
Но сердца тех, кто был при этом и кто слышал Его говорящим так, были поражены смущением. И когда узнал об этом Иосиф, он поспешил приблизиться к Иисусу, боясь, как бы не умер учитель.
Увидев его, сказал ему учитель: «Ты не ученика привел мне, но Учителя, и кто может перенести слова Его?» И исполнилось сказанное псалмопевцем: «Источник Божественный полон воды. Ты приготовил им пищу их, ибо так приготовляют ее».
XL. Наконец Иосиф из-за злобы врагов Его ушел оттуда с Марией и Иисусом в Капернаум на берег моря. И жил в Капернауме {20} человек по имени Иосиф, очень богатый; заболел он и лежал мертвым на постели своей.
Когда услышал Иисус стенающих, плачущих и печалившихся о смерти его, сказал Он Иосифу: «Отчего не предложишь ты помощи твоей этому человеку, носящему то же имя, что и ты?»
И удивился Иосиф: «Какую власть и какое средство могу я предложить ему в помощь?» И ответил Иисус ему: «Возьми платок, который носишь на голове, пойди возложи его на лицо умершего и скажи: да исцелит тебя Христос! И сейчас же оживет умерший и поднимется с постели своей» {21}.
Услышав это, поспешил Иосиф исполнить повеление Иисусово. Он вошел в дом умершего и возложил платок, который носил на голове, на лицо умершего, покоившегося на ложе, и сказал ему: «Да исцелит тебя Иисус». И в мгновение поднялся мертвый с постели своей, вопрошая, кто такой Иисус.
XLI. И пошли они в город, называемый Вифлеемом, и был Иосиф в жилище своем с Марией, и Иисус с ними. Однажды Иосиф позвал Иакова, первородного своего, и послал его на огород сорвать овощей, чтобы приготовить кушанье. Иисус последовал в огород за своим братом. Иосиф и Мария не знали того.
Пока Иаков рвал овощи, выползла змея из норы своей и ужалила в руку Иакова. Начал кричать он от сильной боли. И, уже изнемогая, сказал голосом, полным горечи: «Увы! Смертоносная змея ужалила меня в руку!»
Но Иисус, слыша болезненные крики его, подбежал к Иакову. Он взял его за руку и не сделал ничего, только подул сверху на нее, чтобы освежить. И тотчас же Иаков исцелился, а змея та умерла. Иосиф и Мария не знали о происшедшем. Но, поспешив на крик Иакова, по повелению Иисусову нашли они уже мертвую змею и Иакова совершенно исцеленным.
XLII. Когда Иосиф пришел на пиршество с сыновьями своими — Иаковом, Иосифом, Иудой и Симеоном и двумя дочерьми своими, Иисус и Мария, Матерь Его, также пришли туда с сестрой Ее, Марией, дочерью Клеопы, которую Господь Бог дал отцу Ее, Клеопе, и Матери Ее, Анне, за то, что отдали они Господу Марию {22}, Матерь Иисуса. И эта Мария была названа тем же именем, чтобы утешились родители Ее.
Когда собрались они, Иисус освятил их и благословил и начал первый есть и пить. Никто из них не осмеливался ни есть, ни пить, ни сесть за стол, ни преломить хлеб, пока Иисус, благословив их, не начинал первый. Если же Он отсутствовал, они ждали Его. И когда Сам Он возжелал прийти к столу, тогда приближались также Иосиф и Мария, и братья Его, сыновья Иосифа. И братья Его, у которых жизнь Его была перед глазами словно светоч, оберегали Его и боялись Его.
Когда спал Иисус, и днем и ночью свет Божий сиял над ним. Ему поклонение и слава во веки веков. Аминь. Аминь.
КОММЕНТАРИИ
1. Имя отца Анны упоминается только в этом апокрифе.
2. В средние века вера в личного ангела-хранителя стала уже общераспространенной.
3. Эта подробность прямо заимствована из «Протоевангелия Иакова».
4. Речь идет о сыне Адама Авеле, который, согласно ветхозаветному рассказу, был убит своим братом Каином из зависти, что Бог принял жертву Авеля и не принял — Каина.
5. В «Протоевангелии Иакова» — двенадцатилетнего; изменение возраста связано, вероятно, с тем, что для жителей западной Европы двенадцать лет казались слишком ранним возрастом для вступления в брак.
6. Дафан (Датан) иАвирон — согласно ветхозаветной книге Чисел выступили против Моисея и в наказание были поглощены разверзшейся землей.
7. Эта подробность благовещения в каноне отсутствует.
8. Гелома — по-видимому, имя повивальной бабки; в Протоевангелии Иакова ее имя не упоминается.
9. Саломея здесь выступает как ученица Иисуса, занимавшаяся проповеднической деятельностью. В каноне Саломея упомянута среди женщин, пришедших к гробнице Иисуса, но о проповедях ее ничего не сказано.
10. Ис. 1:3. В канонических евангелиях животные в яслях не упомянуты. Изображения быка и осла встречаются в росписях на стенах христианских гробниц и в катакомбах (III-IV вв.), а затем они стали изображаться в сценах Рождества в средневековой живописи.
11. Симеон — старец, согласно Евангелию от Луки, благословивший Иисуса в Иерусалимском храме (Лк 2:25-29).
12. Анна упоминается в том же рассказе Луки (2:36). Там сказано, что ей 84 года.
13. В средневековых преданиях магов обычно считают царями. Уже в XI в. входят в употребление их имена — Каспар, Бальтасар и Мельхиор. Христианские писатели II-IV вв. полагали, что маги пришли из Аравии, так как думали, будто именно там много золота, ладана и мирры. В дальнейшем сложилась легенда, согласно которой три мага-царя пришли из разных стран — Персии, Аравии и Эфиопии (поэтому средневековые художники одного из магов изображали темнокожим).
14. Младенец Иисус в этом апокрифе воспринимается как взрослый муж (на восточно-христианских иконах младенец Христос изображается как маленький взрослый).
15. Эпизоды, связанные