обратил их против Него.
И ответил Ад.
— Оставь Его, Он не твой!
Диавол же сказал.
— Я видел, что Он — человек, боящийся смерти, ибо, скорби предаваясь, признался Он: «Душа Моя скорбит смертельно».
На это Ад.
— Поступай, как хочешь. Попробуй побороть Его и, если ты победишь, заключи Его здесь и царствуй с иудеями. Но если ты Его не осилишь, то Он явится сюда и выведет всех, кого мы здесь взаперти держим, а тебя и слуг твоих свяжет и отдаст мне. Горе нам будет тогда, окаянным!
Выслушав это, диавол пошел к иудеям и обратил их против Господа. И собрались они, положив в совете погубить Иисуса. Тогда перед сборищем их выступил Иуда и сказал: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». И вот он, подойдя, облобызал Господа со словами: «Радуйся, равви». Господь же ответил: «То, для чего ты пришел, юноша, дерзай исполнить!»
О лобзание, исполненное беззакония! О целование, гибельное для души! Родня геенне огненной, блудница, облобызав ноги Господни, душу свою очистила от скверны, этот же свою душу погубил. Она, целуя, разорвала свиток грехов своих, этот же, целуя, вычеркнул себя из книги жизни. О премудрость женская! О неразумие ученика! Ей, лобзавшей ноги Господа, радуются ангелы и венец ей готовят, его же целованию радуются бесы, свивая петлю для него.
Тогда приблизились грешники и взяли Его, объемлющего дланью всю землю, и повели к Пилату. Пилат же сидел и судил Судию живых и мертвых. Прах на троне сидел, а Творец стоял перед ним и терпел. Судил же Пилат Господа за то, что Он — Спаситель всего мира! И когда он судил Его, жена Пилата послала сказать мужу: «Не делай зла Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала от Него». О беззаконие иудейское! О премудрость женская! Женщина, не читая ни закона, ни пророков, праведником Его нарекла, сказав: не властен ты над Ним. Старейшины же иудейские, которые читали и закон, и пророков, злодеем Его называли, говоря, что, мол, если бы Он не был злодеем, мы не предали бы Его тебе.
А окаянный диавол, видя знамение, которое было при кончине Его, когда померкло солнце и земля потряслась, так что и завеса в храме разодралась надвое, обрушились камни, видя самого себя посрамленным, поспешил в ад и возопил:
— Горе мне, окаянному! Я посрамлен — так помоги же, Ад, моему окаянству, закрой ворота и засовы железными их закрепи!
Уже настигал Господь диавола, предшествуемый силами небесными, когда заперты были ворота ада. И возгласили силы Господни:
— Отворите ворота ваши, князи тьмы! Отворитесь, ворота вечности, дайте войти Царю славы!
Ад же, не зная, что возразить, спросил изнутри:
— Кто это — Царь славы? Силы в ответ:
— Господь мощный и сильный, Господь, крепкий в бранях, И сказал Ад:
— Если так, то что Он ищет здесь, зачем оставил небо и сошел сюда?
Силы на это:
— Так как Он — Царь славы, прогнал Он врага и хочет, связав, дать его тебе, а воинов его — вон.
И напустился Ад на диавола:
— Трехголовый! Вельзевул! Придверник ангельский! Сеятель болезней! Не говорил ли я тебе: не поборешь ты Его! Не остерегал ли: тем все и кончится, и что ты тогда станешь делать, окаянный? Но ты меня не послушал! Так иди, если в силах, и бейся с Ним, я же помочь тебе уже не могу.
А окаянный диавол с плачем отвечал:
— Помилосердствуй, брат! Не отворяй ворота, покуда Он не подступился! Потрудись для меня, хотя я и посрамлен. Но кто бы не посрамился, подслушав, как Он скорбно, словно боясь смерти, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно!» И потом, молясь Отцу Своему: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!» Эти-то слова и обманули меня.
Силы же снова:
— Отворите ворота ваши, князи тьмы! И пророки вторили им:
— Откройте ворота, дайте войти Царю славы! Но пророк Давид, возражая, сказал:
— Не делайте этого, пусть сбудется пророчество мое: «Сокрушил Он врата медные и вереи железные сломил».
И исполнилось написанное: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Господь наш Иисус Христос ада врата медные сокрушил и вереи железные сломил. И сошел Он во ад и сказал заточенным здесь: «Ступайте в рай!» А они с пением и ликованием восклицали: «Благословен Грядущий во имя Господне!»
Потом Господь, схватив диавола и нерасторжимыми путами его связав, вывел пророков из ада со словами: «Ступайте в рай!»
И первым из них пророк Давид, ударяя по гуслям, проговорил:
— Приидите, воспоем Господу и воскликнем Богу, Спасителю нашему, — ибо царь наш за нас боролся и победил.
Все же подхватили:
— Аллилуйя!
И вновь сказал Давид:
— Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости — ибо царь наш боролся и победил.
— Радуйся, дщерь Сиона!
А другой:
— Восстань, Иерусалим, и оденься славой своей — ибо царь твой боролся и победил.
И так с ликованием поспешили они в рай, славя Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Которому подобает всяческая слава, честь и поклонение во имя Отца, и Сына, и Духа Святого ныне, и присно, и во веки веков.
А войдя в рай, они встретили там разбойника и с ужасом его спросили:
— Кто впустил тебя, кто открыл тебе ворота? Что ты совершил, если прежде нас прошел сюда? Уж не явился ли ты убить или украсть?
Он же ответил:
— Не за дела мои допущен я сюда, по делам я даже близко встать не достоин! Но Владыка, милостивый человеколюбец, ввел меня в рай, хотя не делал я добра, а только злодейства многие. Осудили меня иудеи на распятие вместе с бессмертным царем и убить хотели, но Иисус даровал мне жизнь вечную. Когда распяли меня с Господом, увидел я знамение на кресте и понял, что это — Сын Божий. И возопил я, возвысив голос: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И тотчас внял Господь мольбе моей и сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». И дал мне вот это знамение крестное, говоря: «Возьми и иди в рай; если же тебе преградит путь огненное оружие, покажи это знамение — и открыты будут ворота». Когда же хотел я войти, рай при виде моем преградил мне путь и закрыл предо мною ворота. Однако стоило мне показать знамение, как ворота отворились, и я вошел.
Но, не найдя там никого, я испугался и подумал про себя: «Где же Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальное множество святых пророков?» И пока я изумлялся и недоумевал, справа, от востока, явились передо мною два мужа, старых годами, ликом же дивно прекрасных, и, подойдя, спросили меня: «Кто ты? Авраам ли, на которого ты похож видом? Или Моисей, который мудр, но косноязычен, тогда как твоя речь чиста? Но нет, ты разбойник, и вид у тебя разбойничий!» Я же рассказал им все: что я разбойник, но Владыка ввел меня в рай, так как я был Его спутником в смерти, которую Он принял за всех нас. И спросил я их: «А вы кто?» Тогда сказал один: «Я — Илия Фесвитянин, который на колеснице огненной вознесся на небо. Со мною же Енох, по воле Божией взятый сюда. Оба мы смерти не вкусили».
Выслушав это, пророки восславили Господа за то, что даровал Он грешникам. За то, что Он, повергнувший ад, смертью смерть попрал и древнее проклятие деревом крестным разрушил, сокрушил врата и вереи сломил, диавола связав, спас весь мир и в рай всех ввел, воскресши из мертвых. Господи, слава Тебе!
КОММЕНТАРИИ
1. Средневековый апокриф, составленный на основе рассказа о сошествии в ад Иисуса Христа в «Евангелии Никодима». Был призван объяснить, согласно этому евангелию, пребывание в аду Иоанна Предтечи.
2. Вопрос Иоанна приведен в Евангелиях от Матфея (11:3) и Луки (7:20). Далее в апокрифе дана неточная цитата из новозаветных евангелий: Иоанн говорит о грядущем мессии: «Идущий за мною сильнее меня…» (Мф 3:11), «Идет за мною Сильнейший…» (Мк 1:7; Лк 3:16). О знамении Иоанну в связи с его грядущим сошествием в ад в Новом завете ничего не сказано. Упоминание этого знамения введено в апокриф, чтобы снять противоречие между признанием Иоанном Иисуса Мессией во время крещения и вопросом, заданным через учеников, который как бы выражал неуверенность Иоанна в предназначении Христа.
3. Дальше апокриф следует в целом рассказу «Евангелия Никодима»; цитируются пророчества Ветхого завета, которые можно отнести к Христу.
4. Сатана перечисляет чудеса, совершенные Иисусом, о которых рассказывается в евангелиях Нового завета. Характерна свойственная средневековому сознанию вера в то, что все беды, несчастья, болезни людей — следствие происков Сатаны.
5. В Евангелии от Луки Иисус говорит раскаявшемуся разбойнику: «Ныне же будешь со мною в раю» (23:42). Никаких указаний о крестном знамении (эта символика появилась существенно позже написания новозаветных евангелий), закрытых врат и т.п. в евангелиях нет. Народная фантазия расцвечивала новозаветные рассказы новыми деталями, соответствующими представлениям своего времени.
(Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. Спб., 1890, с. 204-214.)