206.}».
И сказал пророк: «Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу род людской, чтобы не верили ему».
И сказал Он мне: «Лицо его видом походит на пашню, правый глаз — словно звезда утренняя, другой — неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его — надпись: «антихрист». До неба вознесся он, до глубин ада падет. То ребенком предстанет он, то стариком». {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 1.}
И сказал пророк: «Господи, как же Ты отпустишь его, и будет он соблазнять род людской?»
И сказал Бог: «Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком, но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после того зазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными. И тогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю. {Ср. Мф. 8:12; 22:13; 25:30; также апокриф. Откр. Иоанна 16 и 20.} Тогда и небо, и земля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, а землю — на восемьсот».
И сказал пророк: «А небосвод-то в чем согрешил?»
И сказал Бог: «Ибо под небом — зло». {Ср. Откр. Петра 4.}
И сказал пророк: «Господи, а земля-то в чем согрешила?»
И сказал Бог: «Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной — вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней — противника рода человеческого «. {Текст в этом месте испорчен. Перевод по конъектуре.}
8. И сказал пророк: «Смилостивься, Господи, над родом Христианским!»
И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее. И сказали мне ангелы: «Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку».
И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ни юноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подле мужа. И восплакал я, и сказал: «Владыка Господи! Смилостивься над грешниками!»
И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесло меня снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, и сказал: «Лучше для человека не выйти из чрева матери его!» {См. прим. 3 на с. 201. См. также 3 Езд. 5:35.}
Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: «С тех пор, как пришел ты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление». {Ср. Откр. Богородицы 23.}
И сказал пророк: «Блаженны оплакивающие прегрешения свои».
9. И сказал Бог: «Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя хлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала оно пребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастают волосы, в четвертую — ногти, в пятую оно перестает питаться молоком, {О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура.} в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю».
И сказал пророк: «Господи, лучше для человека не родиться, горе роду человеческому, когда выйдешь Ты судить его!»
И сказал я Владыке: «Господи, зачем создал Ты человека и предал его суду?»
И возвестил Бог со всей важностью: «Вовек не смилостивлюсь Я над преступающими Завет Мой».
И сказал пророк: «Господи, где благость Твоя?»
И сказал Бог: «Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдет заповедей Моих».
И сказал пророк: «Господи, открой мне суды и рай!»
10. И повлекли меня ангелы на восток, {Ср. Быт. 2:8.} и увидел я Древо Жизни. И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, и Матфея, и всех праведников, и всех патриархов. {Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторический характер видений Ездры.} И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров, и хранилища льда, {Ср. Иов 38:22-23. Хранилища льда упоминаются также в Слав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного цвета.} и муки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне: «Этот человек передвинул границы». {Видимо, это следует понимать в прямом смысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.}
И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: «Владыко Господи! Если так, какой же рожденный человек не согрешил?»
И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих и рыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, как истязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: «Знакомы тебе, Ездра, имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон». {Ср. Книги Сивилл II, 215 и прим. в издании: М. 1996.}
11. И был тут голос мне: «Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, верни залог, данный тебе». {Ср. Откр. Седраха 9 и прим.}
И сказал пророк: «Через какую часть тела душу вы мою хотите исторгнуть?»
И сказали ангелы: «Через уста хотим извлечь ее». {Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): «И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти».}
И сказал пророк: «Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет она через них!»
И сказали ангелы: «Через ноздри твои исторгнем ее».
И сказал пророк: «Ноздри мои обоняли славу Божию».
И сказали ангелы: «Через глаза твои хотим исторгнуть ее».
И сказал пророк: «Глаза мои видели то, что за престолом Божиим».
И сказали ангелы: «Через темя твое хотим исторгнуть ее».
И сказал пророк: «Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душа моя этим путем». {Гора — Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх. 19-20), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его (Неем. 8).}
И сказали ангелы: «Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее».
И сказал пророк: «Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник».
И отошли ангелы ни с чем, говоря: «Господи, не можем мы взять душу его!»
12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: «Сойди, Сын Мой возлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры».
Взяв нее войско ангелов великое, говорит Господь пророку: «Верни Мне залог, который вложил Я в тебя — готов венец твой». {См. прим. 6 на с. 210.}
И сказал пророк: «Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет судиться с Тобой, защищая род человеческий?»
И сказал Бог: «Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!»
И сказал пророк: «Все равно не перестану я судиться с Тобой!»
И сказал Бог: «Верни данный тебе залог — готов венец твой, иди же и прими смерть, чтобы получить его».
13. Тогда начал пророк говорить со слезами: «Владыко, что пользы в том, что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, буду червями истреблен! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне, долгую тяжбу ведшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, ибо в чашу ада сошел я!» {Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).}
И сказал ему Бог: «Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя и бессмертен, крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен. И Я же избранников Моих вознес, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы род человеческий не прервался, {«Не прервался» — место испорчено, перевод по догадке.} так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречь душа, отправится на небо, что же от земли — тело — отправится в землю, от которой и было взято».
И сказал пророк: «О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить — не ведаю».
14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: «Бог вечный, Строитель всего творения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящий Херувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший, {«Правящий Херувимами» — в Писании Господь часто предстает восседающим на херувимах (Пс. 17:11; 79:2; Ис. 37:16 и др.) О вознесении Илии — 4 Цар. 2:11.} пищу всякой плоти дающий, Ты, которого все боится, трепеща пред лицем силы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего, и дай всем, переписывающим книгу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим память обо мне, — дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого из них, как благословил Ты последние дни Иосифа, {Известно, что Иосиф, любимый сын Иакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, за что ему была дарована счастливая старость (Быт. 50:22-23; также Завещ. 12 Патриархов passim).} и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день. Все же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра».
И был ему голос, говорящий: «Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому».
15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске.
И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.