Откровение Седраха.
Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи — оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом.
Седрах — один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила (глава 3).
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:
М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893.
Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови.
1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретем мы любовь — она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет у нас, а спасительной любви не будет? <…> {Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилии опущена.}
Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». {Лк. 15:13.}
2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: «Итак, Седрах, хочешь ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь узнать?».
И сказал Седрах: «Как же это, господин мой?»
И ответил ему голос: «Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо». {В своем желании спора с Богом Седрах не оригинален (Иов 16:20-21). Однако воплотиться оно могло только в апокрифе. Ср. еще 3 Езд. 5:35.}
Седрах же сказал: «Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам, но не могу подняться на небо».
И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества.
3. И говорит ему Господь: «Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах! В чем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: «Хочу говорить с Богом устами к устам»?»
Отвечает Ему Седрах: «Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого создал Ты землю?»
Говорит Господь: «Для человека».
Седрах же: «А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякое благо?»
Говорит Господь: «Для человека».
Седрах же Ему: «Если Ты сделал так, зачем же погубил его?»
Господь в ответ: «Человек — творение Мое, изделие рук Моих, и вразумляю Я его, как найду нужным».
4. Говорит Ему Седрах: «Мучение и огонь вразумление Твое, горьки они, Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться. {Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11; 10:18-19; 3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр. Петра III.} Зачем же Ты создал его, Господь мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его, если не хотел быть милостивым к нему?»
Отвечает Господь: «Я сотворил первозданного Адама, и поместил его в райском саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: «Вкушай от всех плодов, лишь от Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрешь смертью». Он же ослушался заповеди Моей и, прельщенный диаволом, вкусил от Древа». {Согласно Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древа познания добра и зла, однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог изгнал Адама и Еву из рая, опасаясь, что, познав добро и зло, они смогут также вкусить и от древа жизни и станут бессмертными. Ср. Откр. Ездры 3.}
5. Говорит Ему Седрах: «Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волю Твою. Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам, — и первый среди ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоим стопам, — и за это изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, не покусился на труд рук Твоих. Если возлюбил Ты человека, почему не убил диавола — художника неправды? {Ср. 3 Езд. 7:46-48.} Кто же в силах бороться с духом незримым? Подобен дыму подступает он к людским сердцам, уча их всякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет. Что же может поделать с ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание, избавь человека от мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда не милуешь грешников, где же сострадание Твое, где милосердие Твое, Господи?»
6. Говорит ему Господь: «Да будет известно тебе, что по воле Моей все в мире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником неба и земли. Я все подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Он же, приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником. {Ср. Мк. 8:38.} Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, как сын этот, приняв имущество, оставил отца, ушел от него, сделался чужд ему и стал служить врагу его, — какой отец, увидев, что оставил его сын, не разгневается в сердце своем и, придя, не возьмет имущества и не лишит сына славы его, ибо оставил тот отца своего? {Ср. Откр. Ездры 3.} Каково же Мне, чудному и ревностному Богу, когда Я все дал человеку, он же, приняв сие, сделался прелюбодеем и грешником?»
7. Говорит Седрах Ему: «Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебе желание его, ведомо и разумение наше — и Ты винишь его в его мучениях! Изгони человека — и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спаси его: жалок человек, потому и согрешил он против воли Твоей».
«К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену его сотворил и Солнце, и сказал: «Посмотрите друг на друга, какой свет исходит от вас! Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь»».
Говорит Седрах: «Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Сам же сказал Ты: «Не воздай злом за зло,» {Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч. 20:22.} — как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжет, зачем же воздаешь человеку? Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне, что упрям злонравный мул между четвероногими — нет второго такого. Но всякий раз, как мы хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов — так пошли их стать на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть они ухватят его за ногу, и не пойдет он, куда заблагорассудится». {Ср. Откр. Ездры 3.}
8. Говорит ему Господь: «Если ухвачу его за ногу, скажет он: «Не даровал Ты мне благодати в мире». Я же дал человеку поступать по воле его, ибо возлюбил его. {Ср. 3 Езд. 8:56.} Потому и послал Я праведных ангелов Моих стоять на страже подле него денно и нощно».
Говорит Седрах: «Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбил Ты прежде других человека, среди четвероногих — овцу, среди дерев — оливу, среди плодов — лозу, среди крылатых — пчелу, среди рек — Иордан, среди городов — Иерусалим. {Ср. 3 Езд. 5:23-27.} Но все сие любит и человек, Владыко мой!»
Говорит Бог Седраху: «Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь — помогу с радостью, пусть даже ты в чем и искушал Меня, твоего Создателя».
Говорит Седрах: «Спрашивай».
Говорит тогда Господь Бог: «С той поры, как сотворил Я все, сколько людей родилось на свет, сколько умерло и сколько еще умрет, и сколько волос у них? {В ответ на обвинение Бог, давая понять разницу между Собой и человеком, начинает задавать вопросы, на которые смертный ответить не может. Ср. Иов 38-39; 3 Езд. 3:6-11; 5:36-37 и др. Иов 39:32: «Обличающий Бога пусть отвечает Ему».} Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворен был небосвод и земная твердь, сколько дерев взросло в мире, сколько их упало и сколько еще упадет, и сколько их еще взрастет, и сколько листьев у них? Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море, сколько волн поднялось, сколько отошло и сколько еще поднимется, и сколько ветров будет дуть на берегу морском? Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века, сколько дождевых капель упало на землю и сколько еще упадет?»
И сказал Седрах: «Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том. Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я с родом нашим на небесах».
9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: «Ступай, возьми душу возлюбленного Моего Седраха и помести ее в Рай».
Говорит Единородный Сын Божий Седраху: «Верни Мне залог, который вложил Отец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твое с младенчества». {Ср. 2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11.}
Говорит Седрах: «Не отдам Тебе душу мою».
Говорит ему Бог: «Для чего тогда послан Я, для чего пришел сюда — от тебя же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почетом принял Я душу твою, а не хочешь, — так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твою душу». {Ср. Завещ. Авраама 7 и др.}
10. И отвечал Седрах Богу: «Откуда думаешь Ты забрать душу мою, из какой части тела?» {Ср. Откр. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.}
Отвечает ему Бог: «Разве не знаешь ты, что от средоточия легких твоих и сердца расходится она по всем членам? Через горло, гортань и уста поднимается она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, сперва вздрагивает она и собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев и других членов, и тогда обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделена от тела и отторгнута от сердца».
Услышав слова те и поняв, что очень далек он был от мыслей о смерти, сказал Седрах Богу: «Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобы восплакать, ибо слышал я, что в слезах — великая сила, и что в них — лучшее лекарство для ничтожного тела, творения рук Твоих».
11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: «Голова моя чудная, краса небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана, глаза — от Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык — трубе, мозг же твой — малое Творение; голова — податель движения для тела, великолепная и прекраснейшая, всеми любимая падет сейчас на землю в бесславии! Руки крепкие, искусные работники, трудом которых кормится тело! Руки ловкие, собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные, в золото и серебро разубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты. И се, ныне сделаетесь вы чужими