в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие, быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ноги вместе с Солнцем и Луною, днем и ночью, все добывая — и еду, и питье, — в заботе, чтобы не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу легкие, лицо земли колеблющие, добром всяким домы уставляющие! Ноги, все тело несущие, в храмы входящие, покаяние творящие, святых о помощи просящие — се, ныне замрете без движения! Голова моя, руки и ноги, до сих пор оберегал я вас. Душа моя, зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное тело? И се, ныне повелевает тебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему. Тело же бедное пойдет на суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы подобные, достающие до звезд, голова — краса небесная, разубранная! Лицо, лоснящееся миром, глаза, льющие свет, голос — звук трубы, язык послушный, борода благовидная, волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба — все тело дивноукрашенное, сочащееся сладким вином, светлое, славное — и се, ныне павшее на землю! Под землею краса твоя сокроется!»
12. Говорит ему Христос: «Полно, Седрах! Доколе будешь ты стенать и плакать? Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить».
Говорит Седрах: «Еще раз скажу Тебе, Господи, пока я жив еще и не умер, Ты же не оставь без ответа вопрос мой».
«Говори, Седрах!»
«Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживет человек, и проживет их в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число дней отпустишь ему грехи его?»
Говорит ему Бог: «Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет, покаявшись же — еще три года, и сотворит плод праведности, {Ср. Мф. 3:8} Я, когда придет к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его».
13. Говорит Ему Седрах: «Много сие — три года, Господь мой. Как бы не пришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего. Смилуйся, Господи, над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие — три года».
Говорит ему Бог: «Если человек, прожив на свете больше ста лет, вспомнит о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижу сие, отпущу, спустя год, все грехи его».
Говорит опять Седрах: «Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему ради творения Твоего! Много сие — год; как бы не пришла Смерть и не схватила его».
Говорит ему Спаситель: «Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленный Мой: ни о чем больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней, не припомню ему всех грехов, какие совершил он».
14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: «Услышь меня, могущественный архистратиг и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь над миром!»
И, пав на лице свое, взывали они к Богу, говоря: «Господи, научи нас, как должно каяться и каким покаянием спасется человек, и какими трудами?»
Говорит Бог: «Покаянными речами, молитвами, службами, реками слез, жаркими стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк Мой Давид и другие так же? {Деян. 1:16: «Что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде». Ср. Ин. 13:18; Пс. 40:10; апокриф. Откр. Иоанна passim. Славу пророка Давид заслужил своими псалмами. Что же касается покаяния, то здесь, возможно, аллюзия на псалом 50, где Давид кается в величайшем грехе, за который его в конце его правления постигли многочисленные несчастья — в том, что он отнял жену Урии, а его самого отправил на смерть (2 Цар. 12:9-10).} Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не знающие Закона, делающие же по Закону, — ибо если и некрещеные они, сошел Дух Мой на них, и обращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками Моими в лоно Авраамово. {Ср. Деян. 10:44-48 и др.} Есть же и другие, крестившиеся крещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей — и се, отрекаются худшим отречением и не хотят покаяться. И Я жду со многим состраданием, многим милосердием и богатством, что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего их со словами: «Оправдаем ни в чем не согрешившего». {Возможно, имеются в виду слова Пилата о Христе — см. Мф. 27:24 и паралл. места.} Да и вообще, разве не знаешь ты, что написано: «И покаявшись, да не увидят вовек наказания»? {Ср. Лк. 17:3-4.} Они же не услышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в Евангелиях и заставляют печалиться ангелов Моих, {Ср. Откр. Варуха 12 и далее.} и уже на собраниях и на службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых Моих церквах, — а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят речи заносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои».
15. Говорит Седрах Богу: «Господи, один Ты непогрешим и велик в милосердии Твоем, милующий грешников и печалящийся о них; но сказано Божеством Твоим: «Я пришел не праведников призвать, а грешников к покаянию»». {Мф. 9:13.}
И сказал Господь Седраху: «Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, в одночасье спасенном покаянием? {Лк. 23:40-43.} Или не знаешь, что апостол твой и благовестник {Возможно, под апостолом-евангелистом (благовестником) имеется в виду апостол Петр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра. Петр, трижды отрекшись от Христа, был затем прощен (Ин. 21:15-17).} так же спасен был? (…Для грешников же нет спасения,) ибо сердца их подобны треснувшему камню, сами нее они следуют путями нечестия и погибнут вместе с антихристом».
Говорит Седрах: «Господь Мой, ведь сказал Ты: «Божественный Дух Мой сошел на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону». {Ср. Деян. 2:14-21; Иоил. 2:28.} Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том, что вошли в Царствие Твое, Господи — так же и грешивших до последних дней допусти к Себе, ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния».
16. Говорит Господь Седраху: «Сотворил Я человека согласно трем установлениям. Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда же стал мужем, стерегу помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что он покается».
Говорит Седрах: «Господи, Ты про все сие знаешь и ведаешь. Об одном прошу: яви грешникам сострадание Твое».
Говорит ему Господь: «Седрах, возлюбленный мой, обещаю явить сострадание, уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же, кто помянет имя твое, да не увидит он места казней, но пребудет с праведниками в месте покоя и отдохновения. Если же кто перепишет слово сие дивное, да не вспомянется тому грех его во веки веков».
И говорит Седрах: «Господи, а если который сотворит молитву рабу Твоему, то огради Ты его, Господи, от всякого зла».
И говорит раб Божий Седрах: «Ныне же прими душу мою, Владыко!»
И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми.