взаимном общении в служении чистоты без порока.
Глава 8
И это явно и известно, что таков был Иосиф – верный, благоразумный, мудрый, праведный и благочестивый во всём. Не восхотела ли женщина красоты его – чистого и правого? И когда он не поддался и не склонился сотворить похоть и волю её, – в похоти она подвергла мужа праведного всякому озлоблению и мучению, даже до смерти, посредством свидетельства ложного. Бог же освободил его от всех бедствий, постигших его чрез негодную супругу. Видите, братья, неутомимость плотского взора этой египтянки, как жег он мужа праведного. Поэтому не будем часто у жен и дев, ибо это не полезно тем, которые хотят видеть чресла свои в истине. Надлежит же любить сестер во всякой святости и чистоте, со всякою сдержанностью мысли, в страхе Божием, не часто с ними обращаясь, да не привыкнет нога наша быть у них во всякий час.
Глава 9
Не слышал ли ты о Самсоне-назорее, муже храбром, с которым был Дух Божий? Этот муж был назорей и свят Богу, и был в мужестве и силе: жена его погубила дешевым телом и похотью злою. Не будь, как он; знай себя, знай цену свою; мужа жена уловляет дорогие души. Поэтому совершенно не советуем мужчине сидеть у замужней жены, и всякому – обитать с дочерью взрослою, или спать, где она спит, или бывать с нею часто. Это противно и несообразно со страхом Божиим.
Глава 10
Не учит ли тебя поступок Давыда, которого нашел Бог мужем по сердцу Своему, человеком верным, совершенным, святым, истинным? Он увидел красоту женщины (я говорю о Бефсаве), увидел её моющеюся и купающеюся, нагою. Увидел её муж святой, и поистине пленен был желанием видеть её. Видите, какое зло учинил ради жены: и согрешил муж этот праведный, и повелел убить мужа её, и это на войне. Видите, сколько злых коварств соединил и сделал, и ради похоти жены убил убийством – Давыд, который назван помазанником ЯХВЕ . Научись, человек, – если такие мужи погибли чрез женщин, то какова твоя праведность, или каков ты между святыми, если обращаешься с женами и девами ночью и днем, в безумии многом, без страха Божия? Нет, братья, не так будем обращаться по падении их, но будем помнить слово, говорящее о женщине: “руки её держат узы, и сердце её приготовляет сети; праведный вырывается от неё, а нечестивый падает в руки её” (Еккл. 7:27). Будем же остерегаться, чтобы не жить нам, святым, с дочерью возмужалою: ибо недобры и неправедны такие обращения раба Божия.
Глава 11
Не читал ли ты об Амноне и Фамари, детях Давыда? Этот Амнон возгорался похотью к сестра своей, и унизил и не пощадил её, поскольку воспламенился к ней похотью гнусною, и сделался зол и нечестив ради связи с нею, которая не была в страхе Божием, и сделал дело гнусное в Израиле. Поэтому не следует и неприлично обращаться с сестрами в смехе и распущенности, но со всякою чистотою и святостью и в страхе Божием.
Глава 12
Не читал ли ты об имени (de familia) Соломона, сына Давыдова, которому дал Бог премудрость и знание, и величие сердца, и богатство, и славу великую – больше всех людей? И он погиб чрез женщин и отступил от ЯХВЕ.
Глава 13
Не читал ли и не знаешь о старейшинах тех в дни Сусанны, которые, поскольку часто бывали с женщинами и засматривались на красоту чужую, пали в глубину похоти и не сумели удержаться в сознании долга непорочности, но были побеждены лукавою мыслию, и поднялись против Сусанны блаженной, чтобы растлить её? А она не совершила желания их постыдного, но поведала Богу, и освободил её Бог от рук старцев нечестивых. Итак, не следует ли нам бояться и страшиться их, когда эти старцы, судьи и старейшины народа Божия ради женщины отказались от чести своей? Они не вспомнили слова сего: “не засматривайся на красоту чужую”; и: “красоты женщин многих погубили”; и: “с замужнею отнюдь не сиди” (Сирах. 41:26; 9:9,12). И опять – того, кто сказал: “возьмет ли кто огонь в пазуху, риз же своих не сожжет ли? Или ходит ли муж по углям, и ноги его не обожгутся? Так всякий, кто входит к жене замужней, не будет чист от зла, и не выйдет, каким пришел к ней” (Притч. 6:27-29). И еще говорит: “не желай красоты женщины, чтобы она не пленила тебя ресницами своими, и не высматривай девы, да не погибнешь в желании её, и к хорошо поющей не примешивайся” (Сир. 9:3-5); и: “думающий стоять, да соблюдает себя, чтобы не упасть” (1 Кор. 10:12).
Глава 14
Посмотрите еще, что сказали мужи святые о пророках и апостолах Господа нашего. Вы увидите, что никто из святых не был часто с девами , ни с замужними молодыми женщинами, ни с вдовами, которых бегает божественный апостол. Разсмотрим обращение в cтpaxе Божием святых мужей. Вот находим написанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались ; также – и Исус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчинами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины – отдельно в колене своём. И по заповеди ЯХВЕ они так и ходили, как народ мудрый, чтобы не было замешательства какого из-за женщин: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли безпрепятственно. Ибо так свидетельствуют священные Писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) ЯХВЕ, говоря: “поём ЯХВЕ, ибо славно прославился”. И когда Моисей перестал петь, тогда Мариамь, сестра Моисея и Аарона, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно. Далее – и Елисея, и Гиезия, и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них. Михея и пророков всех тоже находим жившими в страхе ЯХВЕ.
Глава 15
И – чтобы не говорить слишком долго – что сказано о Господе Исусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал по два вместе , мужчин с мужчинами; женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом угодили Богу во всём. И сам Господь Исус Христос, когда говорил с тою женою самарянкою у колодца наедине и ученики, придя, нашли его говорящим с нею, – удивились, что Он стоит и беседует с женщиной. Не в Нём ли дан неуклонный предел, край и образец для всех родов человеческих? Но и это не всё: и по воскресении Своём из мертвых, когда Мария прибежала ко гробу и, падши к ногам Господа и поклонившись Ему, хотела обнять Его (eum apprehendere), Он сказал ей: “не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему” (Ин. 20:17). Не удивительно ли, что Господь не позволил Марии, жене блаженной, прикоснуться к ногам Своим, а ты живешь с женщинами и девами, и они служат тебе, и спишь, где они спят, и они умывают тебе ноги и помазывают тебя? Горе душе неправедной! Горе душе безстрашной! Горе этой смелости и глупости, которая без страха Божия! Отчего не осуждаешь себя? Отчего не испытываешь себя? Отчего не знаешь себя и меры своей? Вот что верно, вот что правильно и праведно; вот в чем непреложные пределы для тех, которые искренно обращаются в Господе. Жены же многие святые служили святым от имений своих. Так служила Елисею суламитянка (sulamitis), но с ним не жила, и пророк жил в отдельном доме. И когда умер сын её и она хотела броситься к ногам пророка, но слуга не позволил и запретил ей это, – Елисей сказал отроку: “оставь её, ибо душа её скорбит в ней” (4 Цар. 4:8,27). Отсюда надлежит уразуметь жизнь их: Господу Исусу Христу служили жены от имений своих, но с Ним не жили; и апостолам, и Павлу, как находим, тоже служили женщины, но они с ними не жили, а целомудренно, свято и безпорочно обращались пред Господом, и окончили течение своё и приняли венец свой от ЯХВЕ, Бога Всемогущего.
Глава 16
Посему просим вас, братья о Господе, да coxpa ним это между нами и cиe помышляем, чтобы нам быть едино с вами и вам едино с нами (in nobis), и чтобы во всём все мы были одна душа и одно сердце в Господе. Кто знает Господа, послушает нас, а кто не от Бога, не послушает нас. Кто действительно хочет сохранить святость, послушает нас, и дева, истинно желающая сохранить девство, послушает нас, а которая не хранит девства своего поистине, не послушает нас. Потом здравствуйте в Господе все святые. Мир и радость да будет с вами от Бога Отца чрез Исуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Здесь очевиден римский обычай приветствия за запястье (т. к. окутывается именно запястье), а не за кисти рук, как теперь принято.
Вариант: в смирении ( in humlitate ).
Вариант: посмотрим, бывал ли кто из святых часто с девами.