не опозорить братьев моих.
2.И вы любите друг друга, и в долготерпении скрывайте прегрешения друг друга.
3.Ибо радуется Бог единомыслию братьев и помыслу сердца благого, стремящегося к добру.
4.Когда же пришли братья мои в Египет, знают они, что возвратил я им серебро, и не укорял их, и утешил их. {Ср. Быт. 45:22.}
5.А после смерти Иакова, отца моего, еще более возлюбил их и все, чего желали они, в изобилии делал им.
6.И не допускал я, чтобы горевали они хотя бы из-за самого малого, и все, что было в руке моей, давал им.
7.И сыновья их – мои сыновья, а мои сыновья – как рабы их, и душа их – моя душа, и всякая боль их – моя боль, и всякая истома их – моя болезнь, и воля их – моя воля. 8. И непревозносился я среди них, хвалясь любовью моей ко всему миру, но был среди них как один из малейших.
XVIII.Если и вы, дети мои, жить будете по заповедям Господним, возвысит вас Бог вовеки.
2.И если кто-либо пожелает зло сделать вам, сотворите доброе дело и помолитесь за него, и ото всякого зла избавлены будете вы Господом.
3.Ибо вот, видите вы, что за смирение и долготерпение мое взял я в жены себе дочь жреца Гелиопольского, и сто талантов золота дали мне с нею, и сделал их Господь мой рабами моими.
4.И обличье прекрасное дал Он мне превыше прекрасных в Израиле, и до старости во здравии и в красоте хранил меня. Ибо во всем был я подобен Иакову.
XIX.Услышьте же, дети мои, также и о сне, который видел я.
2.Видел я двенадцать оленей, которые паслись, и девять из них были рассеяны по всей земле, трое же спаслись, но на следующий день и они были рассеяны.
3.И узрел я, что три оленя сделались тремя агнцами и возопили к Господу, и привел их Господь на место цветущее и водою обильное и вывел из тьмы на свет.
4.И тут возопили к Господу девять оленей, потом собрались они и стали как двенадцать овец и в недолгом времени увеличились и стали многими стадами.
5.После того взглянул я, и вот, явилось двенадцать быков, сосущих одну телицу, которая море молока давала, и пили от нее двенадцать стад и бесчисленные стада.
6.И у четвертого быка выросли рога до неба и стали как стена для стад, а между двух рогов вырос иной рог.
7.И узрел я тельца, который двенадцатикратно окружил их, и подал он помощь всем быкам.
8.И увидел я среди рогов некую деву, имеющую пеструю одежду, и от нее произошел агнец, и слева от него – лев, и пошли против него все звери и все гады, и победил их агнец, и погубил их.
9.И радовались ему быки, и телица, и ангелы, и вся земля.
10.И должно тому быть в последние дни.
11.Вы же, дети мои, храните заповеди Господа и чтите Левия и Иуду, ибо от семени их придет агнец Божий, дабы принять на себя грех мира, Спаситель всех народов и Израиля.
12.Ибо царствие Его будет вечным, и не прейдет оно. Моего же царства, которое в вас, не станет, словно сторожки в саду, что уничтожается по прошествии лета.
XX.Знаю я, что после кончины моей притеснять будут вас Египтяне, и Бог отомстит за вас и приведет вас к обещанному отцам моим.
2.Вы же возьмите с собою кости мои, ибо, когда понесете вы туда эти кости, будет с вами Господь в свете, а Велиар во тьме будет с Египтянами.
3.А мать свою Асинефу отведите к Ипподрому {Ипподром упомянут в Быт. 48:7 (текст Септуагинты).} и похороните ее рядом с Рахилью, матерью моей.
4.И сказав это, вытянул он ноги свои и почил сном прекрасным.
5.И оплакал его весь Израиль и весь Египет в скорби великой. Ибо и для Египтян был он как соплеменник их, и добро им творил, помогая во всем и советом, и делом своим.
6.А когда вышли сыны Израиля из Египта, взяли они с собою кости Иосифа и погребли их в Хевроне с отцами его. И было лет жизни его сто десять. {Быт. 50:24-26.}
ЗАВЕЩАНИЕ ВЕНИАМИНА, ДВЕНАДЦАТОГО СЫНА ИАКОВА И РАХИЛИ
I.Список слов Вениамина, кои сказал он сыновьям своим, прожив сто двадцать пять лет.
2.Поцеловав их, молвил он: Как Исаак родился у Авраама в старости его, так же и я родился у Иакова.
3.А Рахиль, мать моя, родив меня, умерла {Быт. 35:16-19.}, и я не имел молока. Потому кормила меня Балла, служанка ее.
4.Рахиль, родив Иосифа, двенадцать лет была неплодна, и молила Господа, и постилась, и зачав, родила меня.
5.Ибо премного любил отец мой Рахиль и желал видеть двоих сыновей от нее.
6.Оттого назван был я Вениамин, то есть сын дней.
II.Когда же пришел я в Египет, узнал меня брат мой Иосиф, и спросил он меня: Что сказали братья мои отцу, когда продали меня?
2.И сказал я ему: Вымазали они хитон твой кровью и отослали его отцу, говоря: узнай, сына ли твоего этот хитон.
3.И сказал он мне: Да, брат, ибо взяли меня Измаильтяне, и один из них снял с меня хитон, дал мне какую-то одежду, ударил бичом и велел бежать.
4.И пошел он спрятать одежду мою, и встретился ему лев и убил того Измаильтянина.
5.И те, кто был с ним, устрашились и продали меня другим людям.
6.И не солгали братья мои в словах своих. Ибо Иосиф желал скрыть от меня дела братьев наших, и позвав их к себе, сказал им:
7.Не говорите отцу моему, что сделали вы мне, но так скажите, как рассказал я Вениамину.
8.И да будут мысли ваши такими же, и да не дойдут слова эти до сердца отца моего.
III.И ныне, дети мои, возлюбите вы Господа Бога небес и земли, и храните заповеди Его, уподобляясь доброму и благочестивому мужу Иосифу.
2.И да будут помыслы ваши добрыми, как вы знаете то обо мне. Ибо имеющий правильные помыслы все правильно видит.
3.Бойтесь Господа и любите ближнего; и если духи Велиаровы во всякую злую печаль ввергнут вас, да не обретут власти над вами, как не смогли того над Иосифом, братом моим.
4.Сколь многие люди желали убить его, и Бог защитил его. Ибо тот, кто боится Бога и любит ближнего, не будет сражен духом Велиаровым, но защитит его страх Божий.
5.И кознями людей или зверей не может он быть порабощен, но поможет ему любовь, которую имеет он к ближнему. И до смерти Иакова не хотел Иосиф говорить о том, но Иаков, узнав от Господа, сказал ему. Но и тогда отрицал Иосиф, и едва убедился клятвами Израиля.
6.И просил Иосиф отца нашего помолиться за братьев его, дабы не зачел им Господь грех тот злой, что совершили против него.
7.И воскликнул Иаков: О достойное дитя, победил ты сердце Иакова, отца своего; и обняв его, целовал два часа, говоря:
8.Исполнится на тебе пророчество небесное об агнце Божием и Спасителе мира, что безупречный предан будет за беззаконников, а безгрешный умрет за нечестивцев в крови Завета во спасение народов и Израиля, и уничтожит Велиара и слуг его.
IV.Зрите же, дети мои, каков исход доброго мужа. В доброте уподобляйтесь милосердию его, дабы и вам носить венцы славы.
2.Ибо у доброго человека око не омрачится, он ведь жалеет всех, если и грешники это.
3.Если и недоброго желают ему, все же творящий добро побеждает зло, обороняемый Богом. Праведных же любит он как душу свою.
4.Если кто славен, не завидует ему; если кто богат, не ревнует; если мужествен кто, хвалит его; мудрого любит он, бедного жалеет; слабому сострадает, Бога славит.
5.Имеющего страх Божий защищает он, любящему Господа помогает; отвергающего Всевышнего наставляет он и обращает, а имеющего благодать доброго духа любит как душу свою.
V.Если и вы будете иметь добрые помыслы, то даже злые люди примирятся с вами, и распутные устыдятся вас и обратятся ко благу, и любостяжатели не только отступят от страсти своей, но и то, что нажили они алчностью, отдадут страждущим..
2.Если будете творить добро, то и нечистые духи побегут от вас, и звери устрашатся вас.
3.Ибо где свет добрых дел, там и тьма бежит от него.
4.И тот, кто надменно хулит благочестивого мужа, раскается, ибо жалеет благочестивый хулителя и молчит.
5.И если кто предаст праведника, будет молиться тот. И пусть ненадолго унижен будет, вскоре еще светлее засияет, как было то с Иосифом, братом моим.
VI.Помышление доброго мужа – не в соблазняющей руке духа Велиарова. Ибо ангел мира ведет душу его.
2.И не взирает он с вожделением на тленное и не собирает золота из любви к наслаждениям.
3.Не радуется он наслаждениям, не обижает ближнего, не наполняется роскошью, не соблазняется взорами очей. Ибо Господь – удел его.
4.Доброе помышление не внимает ни славе, ни хуле человеческой, и ни лжи, ни спора, ни хулы не ведает. Ибо Господь обитает в нем, и освещает душу его, и радуется он за всех во всякий час.
5.Благой помысел не имеет двух языков – благословения и проклятия, чести и поругания, покоя и смятения, лицемерия и правды, бедности и богатства, но обо всех у него чистое и незамутненное суждение.
6.Нет у такого человека ни зрения двойного, ни слуха, ибо во всем, что делает и что говорит, знает, что видит Господь душу его.
7.И очищает он помыслы свои, дабы не осудили его Бог и люди. У Велиара же всякое дело двойное, и нет в нем простоты.
VII.Потому, дети мои, говорю вам: убегайте зла Велиарова, ибо нож дает он повинующимся ему.
2.А нож этот семь зол порождает, сначала же зачинает мысль от Велиара. И первое зло – убийство, второе – разрушение, третье – угнетение, четвертое – изгнание, пятое – нужда, шестое – смятение, седьмое – опустошение.
3.Оттого и Каин семи возмездиям подвергся от Господа, ибо каждые сто лет по одному удару наносил ему Господь.
4.Когда было Каину двести лет, начал он получать их, а в девятьсот был повержен за Авеля, праведного брата его. Семь зол было суждено Каину, а Ламеху – семьдесят раз семь.
5.Ибо до века будут караться таким судом подражающие Каину в зависти и ненависти к братьям. {Своеобразное истолкование Быт. 4:15 и 24.}
VIII.Вы же, дети мои, убегайте злобы, зависти и ненависти к братьям, а прилепитесь к доброте и любви.
2.Ибо имеющий чистый помысел не взирает на женщину для блуда, и незапятнано сердце его, ибо почиет на нем дух Божий.
3.Ибо как солнце не оскверняется, если и видит грязь и нечистоты, но напротив, оно высушивает их и дурной запах изгоняет, так же и чистый ум, в мерзостях земных пребывающий, скорее очищает их, сам