Скачать:TXTPDF
Неистовый Роланд
и с — в
жалобе Флордеспины.
32 …она из Арзиллы…— См.: XIV, 23, прим. Брадаманта выдает себя за сарацинку.
Ипполита.— В греческой мифологии царица амазонок, сражавшаяся с 1ераклом и Тесеем.
Камилла.— См.: XX, I, прим.
36 Страстью к сыну черна Семирамида…— Перечисляются персонажи античной мифологии,
повинные в противоестественных любовных связях: Семирамида—легендарная царица
Ассирии и Вавилона, совершила инцест с сыном и оправдала его законом; Мирра—дочь
кипрского царя Кинира, родившая Адониса от кровосмесительной связи с отцом; Паси-
фая — жена Миноса, мать Минотавра, зачатого от быка.
37 …в срубной телке…— Пасифая соединилась с быком, поместившись внутрь коровы, изго-
• товленной из дерева Дедалом.
Дедал.— В греческой мифологии непревзойденный строитель и изобретатель, создатель
критского лабиринта, крыльев и пр.
71 Алдигьер.— Персонаж итальянской эпической традиции. Согласно «Морганту» Пульчи,
крещеный сарацин (см. ниже), по приезде во Францию убит Ганелоном.
72 Бова.— Буово д’Агрисмонте (Бев д’Эгремон), персонаж Каролингова цикла (имеется
в «Четырех сыновьях Эмона»), брат Эмона (Амона), Жирара Руссильонского и Доона
Нантейльского, мятежный вассал Карла, убит Ганелоном.
Малагис.— См.: XI, 4, прим.
А совсем не законный сын Герарда…— Неясно, с кем Ариосто ведет эту генеалогическую
полемику. Пульчи (Моргант, XX, 105), действительно, считает Алдигьера сыном 1ерарда
(Жирара Руссильонского), но не законным, а рожденным во внебрачной связи с сарацин­
кой Розаспиной.
74 Бертолагий.— Далекий эпический прототип этого персонажа — Бертоле, его в «Четырех
сыновьях Эмона» убивает Рено (Ринальд) в ссоре за шахматной доской и это убийство
служит завязкой всех сюжетных перипетий поэмы.
Ланфуза.— См.: I, 30, прим. В «Испании», итальянской поэме XV в., знакомой Ариосто,
выступает как тюремщица всех французских баронов, побежденных Феррагусом.
75 Как их взял ее сын Феррагус…—Ариосто имеет в виду эпизод «Влюбленного Роланда» (И,
XXII, 60—61), где Малагис напускает на Родомонта и Феррагуса полчище демонов, но те
шутя справляются с ними, берут в плен волшебника вместе с братом и отсылают их
к королю Марсилию, осаждающему Монтальбан.
93 И нисшедший сон…— Ср.: Вергилий. Энеида, V, 854—856.
97 …та чудная птица…— Феникс (см.: XV, 39, прим.).
СОДЕРЖАНИЕ

От редактора
Краткое изложение истории Роландовой любви, как о ней повествуется в поэме Маттео
Мариа Боярдо, графа Скандиано, называемой «Влюбленный Роланд» (Пересказ
М. Л. Андреева)

                                Лудовико Ариосто
                            НЕИСТОВЫЙ РОЛАНД
                               Пер. М. Л. Гаспарова

Песнь I. ( Т Е М Н Ы Й ЛЕС). Вступление (1). Король Карл отбирает Анджелику у Роланда
(5). Анджелика спасается бегством (10) и встречает в лесу Ринальда (12) и сарацина
Феррагуса (14). Они бьются за нее (16), а потом мирятся и пускаются вслед (19).
Феррагус встречает дух Аргалия (23), который посылает его за шлемом Роланда (28),
а Ринальд гонится за конем своим Баярдом (31). Тем временем Анджелика в своем
бегстве (33) встречает незнакомого рыцаря (39), узнает в нем Сакрипанта (45) и решается
довериться ему (48). Но таинственный всадник убивает Сакрипантова коня (59); это
была Брадаманта, сестра Ринальда (68). Тут к Сакрипанту выбегает Ринальдов конь (72),
а за ним и сам Ринальд (77—81) ,
Песнь II. ( П И Н А Б Е Л Ь ) . Вступление (1). Ринальд бьется с Сакрипантом (3). Анджелика
в страхе бежит (11), встречает отшельника (12), и тот вызывает демона (14), который
разнимает бойцов 16). Ринальд скачет искать Роланда (23), но Карл посылает его вместо
этого в Англию (25). В пути Ринальда застигает буря (28). Тем временем Брадаманта-
в поисках Руджьера (31) встречает Пинабеля (34). Он рассказывает, как волшебник
Атлант похитил его даму (37) и как бились с волшебником Руджьер и Градасс (45).
Брадаманта хочет идти спасать Руджьера (59), но Пинабель замышляет на нее зло (66)
и сбрасывает ее в горную пещеру (72—76)
Песнь III. (ДУХОВИДИЦА). Вступление (1). Пинабель отъезжает (4), а Брадаманта
попадает в пещеру Мерлина (6). Ее встречает Мелисса (8); Мерлин возвещает Брадаман­
те и Руджьеру стать родоначальниками Эсте (16), перед Брадамантой проходят духи ее
потомков (22) от Руджьера (24) до Альфонса (51) с его братьями-заговорщиками (61).
Мелисса выводит Брадаманту на дорогу (65) и учит ее добыть волшебный перстень
Брунеля (69). Брадаманта встречается с Брунелем (75—77)
Песнь IV. (БРАДАМАНТА У АТЛАНТА). Вступление (1). Брадаманта видит пролета­
ющего Атланта (4) и собирается с Брунелем против него (8). Они подъезжают к замку
(12). Брадаманта отнимает перстень у Брунеля (13), бьется с колдуном (16) и побеждает
его (25). Но Атлант любит Руджьера и хочет укрыть его от опасностей (29). Он
освобождает пленников замка (37), но Руджьера он заманивает ца гиппогрифа (42), и тот
уносит его на запад (49). Между тем Ринальд пристает к Шотландии (51). Здесь
нуждается в защите от клеветы королевна Гиневра (57), и Ринальд пускается ей на
помощь (64). По пути он спасает от разбойников Далинду (69—72)
Песнь V. (ГИНЕВРА). Вступление (1). Далинда рассказывает (5), как .она любила
Полинесса (7), а он—Гиневру (12), а она — Ариоданта (16). Оскорбленный Полинесс
подговаривает Далинду (23) переодеться Гиневрою (24) и, поспорив с Ариодантом (27),
выдает себя за любовника Гиневры (42). Это видит Лурканий, брат Ариоданта (52).
Ариодант в тоске бросается в море (57), а Лурканий обвиняет Гиневру в распутстве (63).
Далинда, опасаясь за себя, бежит к ГТолинессу (70), но он велит ее убить (73), и ее спасло
лишь появление Ринальда (74). Тем временем на защиту Гиневры является рыцарь под
забралом (77) и вступает в поединок с Лурканием (79). Ринальд прерывает их бой (82),
обличает Полинесса (85) и на Божьем суде убивает его (88). Неведомый рыцарь
открывает лицо… (91—92)
572 Содержание

Песнь VI. (ОСТРОВ А Л Ь Ц И Н Ы ) . (Вступление) (1) …и оказывается уцелевшим Ари-
одантом (4). Гиневру выдают за Арирданта (14), а Далинда уходит в монастырь (16). Тем
временем Руджьер на гиппогрифе (17) прилетает на остров феи Альцины (20). Здесь
Астольф, обращенный в мирт (26), рассказывает ему (32), как попал он на этот остров
(37), где Альцина враждует с доброй Логистиллой (43), и какова судьба Альцининых
любовников (46). Руджьер собирается на помощь Логистилле (55). По пути он бьется
с чудовищами (61). Две дамы его выручают (68), но сбивают с пути (70). Руджьер
в царстве Альцины (73). Он должен сразиться с Эрифилой (78—81) 96
Песнь VII. (ИСКУШЕНИЕ). Вступление (1). Руджьер побеждает Эрифилу (3). Его
принимает Альцина (9). Руджьер возгорается любовью (16). Они становятся любов­
никами (23). Между тем Брадаманта тщетно ищет Руджьера (33). Мелисса приходит ей
на помощь (38). Она пускается на остров Альцины (47), находит Руджьера (52) и в образе
Атланта обличает его (56). С Руджьера спадают чары (65), он видит Альцину в ее
настоящем виде (70). Руджьер пускается прочь из Альцининого царства (75—80) 111
Песнь VIII. (ОТШЕЛЬНИК). Вступление (1). Руджьер побеждает Альцининого ловчего
(4), Альцина гонится за Руджьером (12), а Мелисса оживляет Астольфа и других ее
пленников (14). Руджьер продолжает путь к Логистилле (19). Между тем Ринальд собира­
ет войска в Шотландии и Англии (22). В коня Анджелики вселяется бес (32), который
уносит ее на необитаемый берег (37). Здесь на нее покушается отшельник, но тщетно (45).
С острова Эбуды, где казнят девиц (51), приплывают пираты (59) и увозят Анджелику
в жертву морскому чудовищу (63). Между тем в осажденном Париже (69) тоскующий
Роланд (71) видит вещий сон об Анджелике (79) и бросается на поиски ее (84—91) 127
Песнь IX. ( О Л И М П И Я ) . Вступление (1). Роланд ищет Анджелику во вражьем стане (2),
а потом по всей Франции (6). Он узнает про казнь девушек на Эбуде (9) и бросается туда
(14), но его относит во Фландрию (17). Здесь Олимпия рассказывает ему (21), как
любила она Бирена (23), как фризский Кимосх, владетель пищали (27), хотел выдать
Олимпию за своего сына (32), как она убила жениха (37) и должна погибнуть, чтобы
спасти Бирена (44). Она просит рыцаря о помощи (50). Роланд тотчас спешит в Голлан­
дию и бросает вызов Кимосху (57), сокрушает его засаду (64), врывается в город (72)
и сражает Кимосха (79). Бирен спасен (81). Пищаль Роланд топит в море (88) и продол­
жает путь к Эбуде (91—94) 144
Песнь X. (ОСТРОВ Л О Г И С Т И Л Л Ы ) . Вступление (1). Бирен влюблен в дочь Кимосха
(10). Он бросает Олимпию на попутном острове (17). Стенания Олимпии (27). Тем
временем Руджьер минует башню соблазна (35) и переправляется в царство Логистиллы
(43). Погоня Альцины разбита (49). Р у д ж ь е р — в садах Логистиллы (57). Логистилла
принимает и отпускает рыцарей (64). Руджьер летит вокруг света (69). В Англии он
видит смотр войска, идущего к Карлу (74). Над Эбудою он видит Анджелику на скале
(92), бьется с морским чудовищем (100), побеждает его волшебным щитом (107) и уносит
Анджелику на гиппогрифе (112 —115) 161
Песнь XI. (ЗМЕЕБОРСТВО). Вступление (1). Анджелика с перстнем-невидимкой (3)
ускользает от Руджьера (6) и пускается на родину (11). Руджьер, лишась и гиппогрифа
(13), идет по лесу и видит Брадаманту жертвой великана (16). Тем временем Роланд (21),
приплывает к острову Эбуде (30), вступает в бой с драконом (34) и побеждает его (41).
Островитяне нападают на Роланда (46). Отбив их, он освобождает Олимпию (51).
Является Оберт с ирландцами (60), вспыхивает любовью к Олимпии (66) и увозит ее
в Ирландию, а Бирену мстит (76). Роланд продолжает поиски Анджелики (80—83) 182
Песнь XII. (РОЛАНД У АТЛАНТА). Вступление (1). Роланд видит Анджелику в плену
у всадника (4) и за ними попадает в замок Атланта (8). Т а м — и другие рыцари (11); туда
вслед за великаном попадают и Руджьер (17), и Анджелика (23). Анджелика ускользает
с помощью перстня, за н е й — т р и рыцаря (29). Роланд и Феррагус вступают в бой (38);
тем временем Анджелика похищает шлем Роланда (50), и его захватывает Феррагус (56).
Анджелика продолжает путь в Катай (63). А Роланд встречает два мавританских войска
(67) и побивает их (76). Продолжая путь (85), он приходит в пещеру Изабеллы (88—94) 198
Песнь XIII. (ИЗАБЕЛЛА). Вступление (1). Изабелла рассказывает (3), как она полюбила
Зербина (7), как тот поручил Одорику ее похитить (11), как Одорик сам покусился на нее
(19) и как отбили ее разбойники (28). Роланд расправляется с разбойниками (33) и едет
дальше с Изабеллою (43). Тем временем Мелисса ведет Брадаманту (45) вызволить
Руджьера у Атланта (49). По пути она рассказывает Брадаманте о знаменитых дамах
в ее потомстве (56). Но Брадаманта забывает наставления и попадает в плен к Атланту
(75). Тем временем Аграмант объявляет смотр сарацинам (81—83) 215
Песнь XIV. (АРХИСТРАТИГ).

Скачать:TXTPDF

и с — вжалобе Флордеспины.32 …она из Арзиллы…— См.: XIV, 23, прим. Брадаманта выдает себя за сарацинку.Ипполита.— В греческой мифологии царица амазонок, сражавшаяся с 1ераклом и Тесеем.Камилла.— См.: XX, I,