его обнаружению в действовании, т. е. к использованию знания при рассуждении и исследовании.
77
Второй способ изменения — переход от лишенности к такому обладанию, которое может быть использовано в действовании, а первый — возникновение наиболее общей и отдаленной (присущей данному роду) возможности, например появление способности к знанию у новорожденного ребенка.
78
См. гл. 3 и 4 кн. III.
79
Диар — приятель Аристотеля.
80
А именно то, что воспринимается зрением от светящихся и огневидных предметов (см. ниже).
81
Т. е. небу.
82
Точка зрения Платона.
83
Бесцветной (чистой) должна быть жидкость, заполняющая внутреннюю часть глаза, а беззвучным (неподвижным] — воздух, заключенный в органе слуха (см. ниже, а также «О возникновении животных» V 2, 781b 3–4).
84
Ср. «О восприятии и воспринимаемом»
85
См. ниже
86
Речь идет о соударении отражаемых стенками сосуда сжатых воздушных масс, в результате которого возникает протяжный звон или гул.
87
Одушевленная — так значится во всех рукописях (и, стало быть, переводах), хотя говорить об «одушевленной части» тела — значит считать остальные части неодушевленными, что нелепо. По мнению Торстрика, следовало бы читать не «одушевленная», а «звучащая», но такое прочтение неприемлемо, так как в тексте речь идет не о том, что приводит в движение воздух, а о том, что воспринимает его движение, не говоря ужо о несходстве слов empsychon («одушевленное») и empsophon («звучащее»). Поскольку psyche означает не только душу, но и дыхание, не имеет ли здесь Аристотель в виду комплекс ухо-горло-нос, а именно те части тела, в которые проникает воздух, — орган слуха и «дыхательную часть», с которой соединяется «проход» этого органа (слуховой канал) и которая влияет на качество слухового восприятия (см. «О возникновении животных» V 2, 781а 20 — 781b 5, где, однако, «дыхательная часть» обозначается термином pneymatikon morion).
88
Т. е. поскольку они соударяются в одной точке, а точка не может быть «гладкой».
89
О рыбах, обитающих в этой реке, Аристотель упоминает также в «Описании животных» (IV 9, 535b 18).
90
Согласно Аристотелю, голос возникает лишь в дыхательном горле, ввиду чего животные, лишенные легких, безголосы (см. «Описание животных» IV 9, 535b 14–15).
91
Ср. «О частях животных» III 6, 669а 1–4.
92
Т. е. воздух. Разъясняя излагаемое здесь сомнение, Ибн-Баджжа пишет, что, по общим положениям аристотелевского трактата «О восприятии и воспринимаемом», каждое чувство возбуждается движением, начало которого может быть отдаленным и ближним. Отдаленным двигателем бывает чувственно воспринимаемый предмет, ближним — среда, каковой для зрения, слуха и обоняния служит воздух, а для вкуса — влага. Подобной средой для осязания Фемистий считал воздух, поскольку если рыба не может ничего осязать иначе как через воду (ибо вода не может быть отделена от находящегося в ней тела), то это тем более должно относиться к воздуху и находящемуся в нем телу.
93
Растение не имеет ощущения, допустим холода и тепла; оно лишь охлаждается, нагревается, замерзает, вянет и т. п., т. е. изменяется не через восприятие формы теплого, например, а само становясь теплым.
94
Речь идет, по-видимому, о Демокрите и его учениках.
95
Точку, служащую границей между двумя частями линии, можно рассматривать одновременно и как начало одной части, и как конец другой.
96
Демокрит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер (ср. «Метафизика» 1009b 17–31).
97
По-видимому, стих из недошедшей до нас части поэмы «О природе».
98
Эмпедокл. О природе, фр. 106.
99
«Одиссея» XVIII, 136.
100
Воображение отождествлял с ощущением Демокрит.
101
Т. е. когда ощущение бездействует.
102
Точка зрения Эмпедокла.
103
Точка зрения Платона (см. «Софист» 264b; «Филеб» 39b).
104
Т. е. ошибочно не само ощущение, а приписывание ощущаемого качества не надлежащему предмету.
105
Когда предмет воспринимается актуально, воображение соответствует действительности так же, как ощущение; когда же ощущение прекращается, ослабление движения, возникшего от него, может исказить образ.
106
Речь идет о неподверженности ума такому воздействию воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном восприятии.
107
Иными словами, если бы ум был с чем-то смешан, т. е. соединен с телом, то, как поясняется ниже, он обладал бы определенным качеством, которое всегда примешивалось бы к предмету мысли, препятствуя ого умопостижению.
108
А именно Платон.
109
Курносое (противопоставляемое «вогнутому») служит здесь для обозначения чего-то конкретно вещественного (ср. «Метафизика» VII 5, 1030b 16–20).
110
Т. е. данная плоть в данной материи.
111
Прямая здесь служит аналогом материального вообще, а ломаная линия как нечто последующее по отношению к прямой — аналогом предметов, состоящих из сочетания в определенной пропорции тех или иных элементов (например, плоти, состоящей из определенных частей земли и огня).
112
Т. е. связана с телом.
113
Двоица в учении Платона выступает в качестве идеи материи и относится к материи, как прямизна — к прямой.
114
Т. е. ум и постигаемое умом.
115
116
Эмпедокл. О природе, фр. 57.
117
См. «Метафизика» 1048b 29–30; «Физика» IV 2, 201b 31–32.
118
В издании Bekker’a — homogene («однородное»).
119
По Фукидиду, приводя в движение горящий хворост, сигнализировали о приближении неприятеля (горящий хворост в спокойном состоянии означал, что подходят союзники).
120
Ср. кн. III, гл. 4
121
Ср. «О частях животных» IV 10, 687а 16–23.
122
Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности ума.
123
124
По-видимому, некоторые последователи Платона.
125
См. прим. 7 к гл. 5 кн. I.
126
По аналогии с неудачными произведениями, создаваемыми «творческим искусством», Аристотель называет такие уродства «ошибкой» природы.
127
А именно желание (стремление).
128
То, к чему имеется стремление.
129
Т. е. по-разному, так как рассудительность решает, осуществлять ли данное благо или нет (см. «Никомахова этика» IV 5, 1140а 24 — b30).
130
Т. е. как в суставе, который представляет собой сочленение двух костей.
131
Небесная сфера есть движущее (и потому «господствующее») начало для всего расположенного ниже ее.
132
А именно: 1) движение, сообщаемое воле стремлением, 2) движение, сообщаемое стремлению волей, и 3) движение, сообщаемое одному стремлению другим стремлением.
133
В первом случае подразумеваются, по-видимому, «те части тела живого существа, которые состоят просто из земли», вроде костей, жил и волос, неспособных к ощущению (см. выше, а также ниже), во втором — растения, которые лишены чувствующего «средоточия» и потому неспособны воспринимать формы предметов без их материи (см. выше).
134
Речь здесь может идти только о небесном теле. Впрочем, существует мнение, что данное рассуждение представляет собой позднейшую вставку.
135
В настоящем переводе фразе придана отрицательная форма согласно ряду рукописей. Если принимать вопрос в утвердительной форме, то по существу он выглядел бы так: почему тело, лишенное ощущения, будет обладать умом?
136
См. прим. 2 к гл. 7 кн. X «Метафизики».
137