под частями мирового Целого подразумеваются элементы. — 266.
9 В рукописях стоит polla — «множество», что представляется маловразумительным. В данном переводе предлагается конъектура koloba — «ущербно». — 266.
10 См. 5-7.-266.
11 См. «Физика» II 1, 192 в 20. — 266.
12 Возможпо, аллюзия на «Тимея» Платона (58 с и далее), где рассматриваются разновидности каждого элемента, отличающиеся друг от друга не формой, но лишь величиной частиц, из которых они состоят. — 267.
13 Огню родственен воздух, а земле — вода, ибо им npib сущи одни и те же естественные движения. — 267.
14 «…первичным» в онтологической иерархии различных типов движений, а не в смысле предшествующего во времени. Более обстоятельно эта мысль развивается в «Физике» VIII 9. — 268.
15 Наличие пятого, более высокого (в онтологическом смысле) элемента выводится Аристотелем из факта существования кругового движения, которое не присуще в качестве естественного движения ни одному из четырех элементов нашего подлунного мира. — 268.
16 Т. е. подлунных. — 268.
17 Т. е. четырех элементов. — 268.
18 «г…более ценную» в указанном онтологическом смысле. — 269.
19 См. IV 1-4.-269.
20 См. «Физика» I 7-9. — 270.
21 О возрастании и убывании см. «О возникновении и уничтожении» I 5. — 271.
22 Аристотелевские разновидности качества (poion или poiotes): I) hexis — «габитус», т. е. постоянно присущее данной вещи свойство или ее устойчивое состояние; 2) diathesis — «расположение», т. е. переменное, преходящее состояние; 3) pathos — «претерпевание», т. е. изменчивое (обычно физическое) свойство вещи, являющееся результатом внешних воздействий. «Движение в отношении качества» или качественное изменение — alloiosis (см. прим. 9 к кн. V «Физики»). — 271.
23 Т. е. тело. — 272.
24 Сходная этимология слова «эфир» обсуждается в «Кратиле» Платона (410 В). См. также: «Метеорологика» I 3, 339 в 25-27. —
25 Рис. 1а. — 273.
28 Рис. 16. — 273. 27 Рис. iB. -273. 23 Рис. 1г. — 273.
29 В рукописях эта фраза стоит несколько ниже (после слов «… то одно из них было бы бео. полезным»). В соответствии с предложением Moraux она переставлена сюда, так как этим обеспечивается значительно большая связность текста. — 273.
30 Скрытая полемика против атомистов, признававших существование как физических, так и математических наименьших, т. е. далее неделимых величин (см. «О возникновении и уничтожении» 12). — 274.
31 Из центра Вселенной, вокруг которого по круговой орбите движется бесконечно большое тело. — 275,
83 «Физика» V 2, 233 а 31 далее, V 7, 238 а 20 и далее. ¦ Рис. 3. — 277.
85 «Физика» III, 4-8. — 280.
36 У Аристотеля иет единообразного употребления термина «небо» (oyranos): в одних случаях небом он называет верхние (надлунные) сферы космоса или даже только одну крайнюю сферу, на которой расположены неподвижные звезды, в других — космос в целом (об этом он сам говорит ниже в десятой главе данной книги). Во избежание недоразумений небо в первых указанных смыслах мы будем писать с маленькой буквы, а в последнем — с большой (во множественном числе — «Небосводы»). — 281.
37 Речь идет о положениях, сформулированных в главе 2, где говорится о числе простых движений и о соотношении между простыми движениями и простыми телами (элементами ). — 281.
38 См. гл. 6. — 281.
39 Намек на Анаксагора (см. DK 59, BI). — 281.
40 Диалектично в аристотелевском понимании диалектики (в оригинале — logicoteron). Диалектические аргументы, основанные на понятиях и соображениях общего характера, противопоставляются аргументам физическим, изложенным в предшествующих абзацах этой же главы. — 284.
» «Физика» VIII 10. — 284.
42 Имеются в виду, по-видимому, бесконечно большие тела, невозможность существования которых была доказана в предшествующих главах (5-7). Теперь Аристотель опровергает концепцию, утверждающую существование многих конечных космосов, подобных нашему. — 285.
43 Т. е. врач. — 288.
» Т. е. звезд. — 288.
46 Речь идет, по-видимому, об атомистах. После Аристотеля аналогичные воззрения развивали Стратон и Эпикур. — 288.
46 Если бы существовали многие миры, то должны были бы существовать и многие первичные двигатели, что невозможно (См. «Метафизика» XII 8, 1074а 31- 38). — 289.
43 См. кн. VI. — 289.
** Точка зрения Платона. — 290. 49 См. прим. 36. — 291.
60 «Блуждающие звезды» или планеты. — 291.
61 Речь идет о так называемых экзотерических сочинениях Аристотеля, который были написаны в основном в периоц пребывания философа в Академии (см. вступительную статью к данному тому). — 293.
62 К сторонникам этого взгляда Симплиции причисляет Орфея, Гесиода и Платона. — 294.
53 Атомисты. — 294.
64 Согласно свидетельству Свмплицяя, подобным образом интерпретировался Ксенократом платоновский «миф» о творении мира Демиургом, изложенный в «Тимее». Любопытно, что эта интерпретация разделялась некоторыми исследователями недавнего времени, например Taylor’oM Cornford’oM. — 295.
65″Тимей» 30 а. — 295.
м Здесь имеется в виду, очевидно, Эмпедокл, у которого элементы то соединяются, то разъединяются, будучи побуждаемы к этому попеременным господством Любви и Вражды. — 295.
57 Для [2], [4] — неуничтоженном. — 297.
68 Аристотель применяет полученные результаты к критике теории Платона, опровергнуть которую на основе общего рассмотрения проблемы возникновения и уничтожения он оСе-щал в конце десятой главы (280 а 30). — 303.
59 Т. е. то, способностью чего оно ооладает. — 604.
60 Слова в скобках являются позднейшей вставкой и выбрасываются издателем текста. — 304.
Книга вторая (В)
1 По характеру изложения эта глава резко отличается от большинства глав трактата «О Небе» (в особенности если сравнить ее с предшествующей последней главой первой книги с ее трудной и абстрактной аргументацией). По этой причине некоторые исследователи рассматривают эту главу как отрывок из более раннего «экзотерического» сочинения Аристотеля (может быть, «О философии»), вставленный сюда либо самим философом, либо позднейшими редакторами его рукописей. См. прим. 7 и 9. — 306.
2 Здесь под «небом» надо понимать не космос в целом, а небесный свод или, по терминологии Аристотеля, «верхнее место» космоса. — 306.
3 Ср сходное место в «Федоне» Платона (99 с). -307.
4 Полемика с платоновской концепцией мировой души, изложенной в «Тимее». — 307.
6 Иксион — мифический царь лапифов, за свои преступления наказанный вечной мукой: он был прикован к безостановочно вращающемуся огненному колесу (в современной нам литературе этот сюжет использован в трагедии Инн. Аннеп-ского «Иксиоп»).- 307. ._._».
6 Трактат «О движении животных» (Реп zoOn cmeseos в изданиЕ Bekker’a, с. 698-704). -308.
7 Странное для Аристотеля заявление. В предыдущей главе он недвусмысленно высказывается против концепции мировоа души (прим. А). -309.
8 Смысл рассуждений Аристотеля заключается в следующем. Если мы расположим наше тело так, что голова будет направо лона к северному полюсу небесной сферы, а ноги — к южному, то видимое движение звезд будет происходить слева направо (или по часовой стрелке, если положить часы циферблатом вверх). Но «правой стороной всякого существа мы называем ту, с которой начинается ее движение». Поэтому надо изменить наше положение так, чтобы голова была направлена к южному полюсу, тогда видимое движение небесных светил будет происходить «правильным» образом, т. е. справа налево (по нашему — против часовой стрелки). Проблема правосто-роннего я левостороннего вращения бесспорно занимала Ари-стотеля. — 310.
9 Изложенная здесь парадоксальная точка зрения находится в резком противоречии с многократными заявлениями Аристотеля о том, что «низом» сферической Вселенной следует считать ее центр, куда опускаются тяжелые элементы, а «верхом»- ее периферию, куда стремятся подняться легкие. Учитывая зто обстоятельство, а также отмеченные нами высказывания (прим. 7) об одушевленности Неба, мы полагаем, что эту главу с еще большим основанием, чем первую, следует считать вставкой (возможно, отредактированной самим автором) из более раннего сочинения Аристотеля, когда он еще придерживался концепции одушевленного зооморфного космоса. — 310.
10 Отождествление бога с вечно движущимся небом противоречит концепции неподвижного перводвигателя, развитой в других сочинениях Аристотеля («Физика» VIII, «Метафизика» XII). Симплиций полагал, что термин «бог» употребляется здесь не в собственном значении, а в качестве синонима «божественного тела» (theion sOma). Возможно, однако, что лекции, включенные в состав трактата «О Небе», читались в тот период, когда концепция неподвижного перводвигателя еще не стала неотъемлемой частью аристотелевской теологии. — 311.
11 Этот вопрос рассматривается в трактате «О возникновении и уничтожении» (II 10). — 312.
12 Намек на атомистическую теорию Платона, которая будет подвергнута обстоятельной критике в третьей книге «О небе». — 312. и См. I 9, 279 а 11 и далее. — 314.
15 См. I 4. — 315.
19 См. гл. 2. — 316.
17 Очень неясное рассуждение. Не исключено, что исходный аристотелевский текст бил испорчен при переписке. — 316.
‘* Если Аристотель хочет сказать, что брошенное тело приобретает максимальную скорость
Рис. 4. ~ 315. 578
в середине своей траектории, то это явно неверно. Может быть, речь идет не о скорости, а о чем-то другом. О чем же? В силу этой неясности термины epilasis и anesis переданы здесь русскими словами «усиление» и «ослабление» (а не ускорение и замедление, как делает большинство переводчиков).-
19 Внешние звезды — это звезды, расположенные вблизи небесного экватора. — 320.
20 Луна действительно не «катится», но поворачивается вокруг оси с периодом, равным периоду ее обращения вокруг Земли. — 322.
21 Под гармонией [октавой] здесь понимается не музыкальный интервал, но совокупность тонов музыкальной гаммы. Авторами этой теории были, как указывает Спмплиций, пифагорейцы. Она излагается также Платоном — в «Государстве» (X 616 с и далее) и в «Тимее» (35Ь и далее). — 322.
22 Согласно расчетам Кеплера, покрытие Марса Луной, о котором говорит Аристотель, имело место 4 апреля 357 г. до н. э. Новейшие вычисления уточнили дату покрытия, сместив ее ровно на месяц (4 мая 352 г. до н. э., 21 час по афинскому времени). — 326.
23 xjT0 такое «хиосский» бросок, мы не знаем, но мысль Аристотеля ясна: вероятность того, что при игре в кости десять тысяч раз подряд выпадает одна и та же цифра, ничтожно мала. — 327.
24 Эти рассуждения свидетельствуют о знакомстве Аристотеля по крайней мере с моделью космоса Евдокса. В «Метафизике» (XII 8) упоминается позднейшая, усовершенствованная по сравнению с Евдоксовой, модель Каллиппа, в которой число движущихся сфер было увеличено с 27 до 34. — 328.
25 Изложенная Аристотелем теория развивалась, как известно, Филолаем.