Арджуна (arjuna IAST, «белый/светлый, серебряный») — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Также иногда называется «Дхананджая», «Гудакеша», «Пхальгуна» и др. На знамени Арджуны — Хануман. Третий из братьев Пандавов, сын царицы Кунти и Индры. Фактический военный лидер Пандавов. Ученик наставника Дроны. Именно он во время сваямвары (т. н. свободный выбор жениха невестой) завоёвывает для себя и братьев жену, царевну Драупади, натянув богатырский лук (ср. с натягиванием лука женихами Пенелопы в «Одиссее» и сваямварой Ситы в «Рамаяне»). Арджуна также был женат на сестре Кришны Субхадре, которую умыкнул, вызвав ревность царицы Драупади.
После гибели всех Кауравов и Пандавов внук Арджуны и Субхадры Парикшит продолжил династию, заняв трон в Хастинапуре. Проведя пять лет на небе Индры, Арджуна получает от своего небесного отца и с разрешения Шивы много видов божественного оружия, которое впоследствии использует против Кауравов. Во время битвы на поле Куру возничим («сутой») Арджуны становится его друг, наставник и двоюродный брат Кришна. Именно Арджуне перед боем Кришна возвещает своё учение «Бхагавад-гиту». В «Махабхарате» образы Кришны и Арджуны неотделимы друг от друга, они отождествляются с Нарой и Нараяной, двумя божественными мудрецами; сказание часто называет героев «двумя Кришнами». С точки зрения эпической традиции, Арджуна и Кришна являют собой классический пример героев-побратимов (ср. Гильгамеш и Энкиду, Ахилл и Патрокл). Кришна признаётся, что Арджуна дороже ему всех жён и детей.
Главным соперником Арджуны является его старший брат (внебрачный сын Кунти от бога Сурьи) доблестный Карна. Индра ради победы Арджуны хитростью лишает Карну дара неуязвимости. Во время восемнадцатидневной битвы на Курукшетре благородный Арджуна, часто под влиянием Кришны, не раз нарушает кодекс чести кшатрия: участвует в коварном убийстве своего деда Бхишмы, отсекает руку благочестивому Бхуришравасу, когда тот сражается с Сатьяки, подсказывает Бхимасене нечестный приём в поединке с Дурьодханой, убивает Карну, когда его колесница увязла в земле. Когда Арджуне угрожает опасность, Кришна, нарушая данное слово, вмешивается в схватку (защищает побратима, подставив могучее плечо под неодолимую палицу царя Шрутаюдхи, полученную от его отца Варуны). В решающем поединке Арджуны и Карны на Курукшетре оружие и доблесть Карны оказываются бессильны, так как Арджуну защищает сам Кришна, а Арджуна по настоянию Кришны убивает Карну. Арджуна и остальные Пандавы узнают о том, что Карна был их братом, только после его гибели. Здесь переплетаются общеэпические мотивы сражения неузнавших друг друга родичей, как правило, отца с сыном (Хильдебранд-Хадубранд, Одиссей-Телегон, Ростем-Сухраб, Лаий-Эдип, Илья Муромец-Сокольник) и вражды братьев (Осирис-Сет, Иаков-Исав, Сосруко-Сырдон, Прет-Акрисий, Рем-Ромул). В битве гибнет любимый сын Арджуны от Субхадры — юный богатырь Абхиманью, и сказание необыкновенно ярко передаёт горе отца, потерявшего сына.
После победы Арджуна от имени своего старшего брата Юдхиштхиры совершает ашвамедху, то есть покоряет все окрестные земли, a также искупает грех убийства родичей в битве. Во время этого похода Арджуна гибнет в ритуальном поединке со своим сыном царём Манипуры Бабхруваханой, но его магически оживляет одна из его жён, царевна нагов Улупи. После 36-летнего правления Пандавов в Хастинапуре, пятеро братьев с Драупади оставляют царство и отправляются в паломничество. Вместе с братьями и женой престарелый Арджуна умирает во время последнего странствия Пандавов в Гималаях и обретает небесное блаженство.
В шри-вайшнавизме Арджуна считается воплощением бога Индры.