Скачать:PDFTXT
Избранные проповеди

что чтишь землю; оставь это лучше. Не, чти землю, а возлагай надежду на Того, Кто создал небо и землю. Там надежда наша. Вот и свидетельство о том «Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада» (Пс 49:1). Не желай оставаться на земле, но туда стремись, куда призвана земля.

4. И кто может вычитать здесь все свидетельства об этом владычестве церкви, содержащиеся на священных страницах? Но почему же не обращаются они к церкви, если не потому, на что указывает сама церковь, когда говорить: «да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои» (Пс 118:79)? Теперь это именно и видит церковь, о чем говорится в только что приведенных словах из псалма. Свежи слова эти в умах и сердцах ваших. «Я видел, говорится там, предел всякого совершенства». Что значить это: «видел предел всякого совершенства?» Какой это предел? «Широка заповедь Твоя зело» (Пс 118:96). «Конец же (по русскому тексту – цель) завещания, повторяйте за мной (слушатели повторяют – a populo acclamatum est) есть любовь от чистого сердца» (1Тим 1:5). Все вы сказали это. Не напрасно, следовательно, слушаете: «конец же завещания есть любовь от чистого сердца». Конец в смысле совершенствования, а не в смысле уничтожения. Конец этот широк, потому что это есть именно заповедь Божия, о которой сказано: «широка заповедь Твоя зело». Замечай широту этой заповеди. Как широка? Ужели телесно? Широка она в сердце. Если бы и телесно широка была, слушатели благочестивые, вы не потерпели бы стеснения. Но широка она в сердце. Замечай, где широка, если можешь замечать, и выслушай затем от апостола о том, как широка заповедь любви. «Любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим 5:5). Не сказал заключена, но излилась (nоn dixit: inclusa, sed diffusa). Слово «заключена» указывает как бы на тесноту. А слово «излилась» – как бы на просторе. Итак, «широка заповедь Твоя зело». Именем Господа и Бога нашего свидетельствуем, что ради самой этой широты и приглашаем братьев наших во владычество мира. Хотите быть епископами, будьте с нами. Не хочет народ двух епископов, будьте братьями в наследии нашем. Не будем из-за почестей наших препятствовать миру Христову. Какую честь получим мы в том небесном мире, если теперь в земных распрях будем защищать только честь нашу? Пусть уничтожится преграда заблуждения, и мы будем вместе. Признай меня братом; я признаю тебя братом, но с уничтожением разделения, с устранением заблуждения и распрей. Пусть все это будет исправлено, и ты мой. Или не хочешь быть моим? Но я, если ты исправишься, хочу быть твоим. Итак, с устранением заблуждения, как бы некоторой стены, преграждающей и разделяющей, будь моим братом, и я буду твоим, чтобы вместе обоим принадлежать нам Тому, Кто есть и твой и мой Господь.

5. Говорим мы это с любовью к миру, с убеждением в истине. Мы уже писали, и вы читали об этом намерении нашемnote 8 , что мы совсем не уклоняемся от вынесения дела на общее обсуждение, а, напротив, настаиваем на том, чтобы, как только докажу я права владения, тотчас же вместе с противником вступить нам и в наследие. Пусть выступает собеседник бестрепетно, спокойно, пусть выступает искусный (doctus). Не хочу я наперед действовать авторитетом (nolo auctoritate praejudicare). Обратим взор свой к Тому, Кто не может ошибиться. Он пусть укажет нам, что есть Церковь. Слышали вы свидетельства Его. Не оскверняет людское нечестие той, которой не делает чистой и людская праведность. Однако, мы не опасаемся и за дела людей, коих обвинили донатисты и не могли уличить. Мы знаем, что они чисты. Из дела видим, что чисты. Если бы они не были чисты, я не старался бы обратить этих дел в пользу церкви – (nоn in causa eorum Ecclesiam constituerem), не строил бы на песке, отделил бы их от камня. «На семь камне, – сказал Господь, – Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Камень этотХристос. «Разве Павел распялся за вас?» – вот эти слова помните, это держите, это братски и любовно говорите.

6. В место же, где будет происходить собеседование, пусть никто насильно не вторгается из вас, братия мои. Вообще, если можно, избегайте даже и проходить около того места, чтобы не дать какого-либо толчка к спору, или распре, чтобы не представился для того какой-нибудь предлог, и чтобы не нашли здесь повода к распре те, которые ищут повода. А кто не боится Бога, или не обращает внимания на наши просьбы, пусть убоится, по крайней мере, угроз со стороны гражданской власти. Читали вы публично выставленное распоряжение сановного мужаnote 9 . Издано оно не для вас, разумеется, боящихся Бога и не пренебрегающих наставлениями епископов ваших, но для того, чтобы кто-нибудь не забылся и не пренебрег этим. Пусть же каждый наблюдает за собой, чтобы не случилось с ним того, что говорит апостол: «противящийся власти, противится Божию установлению… Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим 13:2-3). Будем избегать раздоров и всяких поводов к раздору. Но, может быть, вы скажете: мы постараемся быть внимательны к себе, и чем помешаем вам? Но партия православных, к счастию, достаточна сильная (partes forte uberes pietalis). Мы будем рассуждать за вас, а вы молитесь за нас, при этом поддерживайте свои молитвы, как мы и раньше увещевали вас о том, постом и милостыней. Прибавьте к ним (молитвам), крылья, коими поднимаются они к Богу. Так поступая, будете, быть может, вы даже более полезны нам, чем мы вам. Ведь, никто из нас в этом предстоящем собеседовании[[10] Т.е. в собеседовании с донатистами.] не надеется на свои силы. На Бога вся надежда наша. Не лучше же мы апостола, который просит молиться за него. «Молитесь, – говорит он, – о мне, дабы мне дано было слово» (Еф 6:19). Итак, просите за нас Того, в Ком мы полагаем надежду нашу, чтобы и вам порадоваться о беседе нашей. Помните это, братия, умоляем вас. Именем Самого Господа, Виновника, Насадителя и Покровителя мира, просим, чтобы вы молились Ему в мире, мирно просили Его. Помните, что вы – дети Того, Кто сказал «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9).

О единении между братиями и любви между ближними (Сир. 25, 2). О вражде и мире с донатистами – (De lite et concordia cum donatistis)

1. Первое чтение Божественных слов из книги, которая называется «Проповедник» (Ecclesiasticus)note 10 , указывает три некоторые достойные внимания превосходства: любовь между братьями, любовь между ближними и мужа и жену, в согласии живущих. Блага эти, конечно, приятны и похвальны и в человеческих делах, но гораздо более похвальны они в делах Божественных. Потому что кто не радуется согласию между братиями? Но о том нужно скорбеть, что это столь великое качество редко наблюдается у людей. Все его хвалят, но весьма немногие обладают им. Счастливы, которые в себе самих имеют то, что вынуждаются хвалить даже в других. Все хвалят в согласии живущих братьев. Да и почему трудно жить братиям в согласии? Потому что препираются о земле и хотят быть землею. Еще от начала сказано было человеку – грешнику: «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3:19). Отсюда же мы можем заключить и о словах, которые должен услышать праведник. Если справедливо грешнику сказано: «прах ты и в прах возвратишься», – то справедливо и праведнику говорится: небо ты и на небо возвратишься. И разве праведники не суть небеса, когда об апостолах весьма ясно сказано: «небеса проповедуют славу Божию?» А что именно о них сказано здесь, в этом убеждают достаточно нас последующие слова: «и о делах рук Его возвещает твердь». Кого назвал псалмопевец небесами, тех назвал и твердью. «День дню передает речь, ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их». Чей голос? Конечно, голос небес. Следовательно, это сказано об апостолах, сказано о провозвестниках истины. Отсюда понятно и дальнейшее: «по всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их» (Пс 18:2-5). «Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» – (ст. 4). Когда сошел на апостолов Дух Святый, я Бог стал обитать в небе, которое создал из земли, они, по действию Духа Святого, стали говорить языками всех народов. Поэтому сказано: «нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их». И так как после того они досланы были для проповеди Евангелия ко всем народам, то «по всей земле проходит звук и до пределов вселенной слова их». Чьи слова? Слова небес, о коих справедливо можно сказать: «небеса вы и на небеса возвратитесь», – как справедливо говорится и грешнику: «прах ты и в прах возвратишься».

2. Итак, если братия желают быть в согласии между собой, пусть не привязываются к земле. И если не хотят привязываться к земле, пусть не уподобляются ей. Пусть ищут владения, которого нельзя разделить, и тогда будут в согласии между собой. Откуда между братьями раздоры? Откуда ослабление благочестия? Откуда одно чрево, а не один дух, если не от того, что в то время, как душа их портится, всякий заботится о своей части, старается об увеличении и умножении своей доли и хочет один имуществом владеть, если у кого начинается разделение с братом? Чье это столь хорошее владение? – спрашивают иногда, Наше, – отвечают другие. Какое прекрасное владение! Но все ли оно твое, брат? Нет, есть у меня товарищ; быть может, Бог даст, он продаст мне часть свою. Дай, Бог! – отвечает на это льстец. Но чего дай, Бог!? Чтобы один человек оказался в стесненном положении и продал свою часть другому. Но пусть сделает это Бог, пусть сделает для тебя. «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс 9:24). Однако, что может быть хуже того, когда один обогащается на счет бедности другого? И все-таки часто встречается это. Спокойным чувствует себя корыстолюбец. Может быть, он употребил насилие; может быть стеснил другого и вынудил у него; может быть, мучил и вымучил и не у кого-нибудь, а у своего брата. Лучше, говоришь ты, все же мне купить, чем стороннему. –

Скачать:PDFTXT

Избранные проповеди Августин читать, Избранные проповеди Августин читать бесплатно, Избранные проповеди Августин читать онлайн