Скачать:PDFTXT
Избранные проповеди

Но подвергшийся стеснению, если он благочестив, имеет утешение. Пусть утешается словами Писания, которые только что слышали вы. Пусть он терпит нужду, а брат его имеет обилие во всем. Но последний изобилует прахом, будучи чужд праведности. Помни же то, что говорится бедному: «не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается, ибо, умирая, не возьмет ничего» (Пс 48:17,18). Старайся, бедняк, приобретать то, что не теряешь, умирая, и что обретешь, живя в вечности. Старайся иметь праведность и не раскаешься. О том ли печалишься ты, что остаешься бедным здесь, на земле? Но бедным быль здесь и Тот, Кто создал землю. Утешает тебя Господь Бог твой, утешает Творец твой, утешает твой Искупитель. Доставляет тебе утешение не алчущий брат твой, потому что Господь благоволил быть братом нашим. Один Он только и есть самый надежный Брат наш, с Коим следует быть нам в согласии. Назвал я Его неалчущим. Но, может быть, и Его найду алчущим. Алкает Он, правда, но нас хочет иметь, нас хочет обрести. За нас уплатил Он великую цену – Себя Самого. К этой цене нельзя прибавить ничего. Отдал Он Себя Самого и сделался Искупителем нашим. И не так отдал Себя ценою за нас, чтобы враг, освободив нас, владел вместо этого Им Самим. Отдал Он Себя смерти, убивая смерть. Смертью Своею именно Он убил смерть. Сам не будучи уничтожен ею, и, уничтожив смерть, избавил нас от смерти. Живет смерть, когда мы умираем; умрет она, когда мы оживем, когда ей будет сказано: «Смерть! Где твое жало» (1Кор 15:55)?

3. И вот к этому-то Брату нашему обратился некто против брата своего, с коим не было у него согласия, и сказал: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк 12:13). Все отнял он, не хочет уступить мне даже и части, не слушает меня, пусть послушает Тебя. Но что до этого Господу? Что говорим обыкновенно мы, находясь в этой жизни, будучи сами земными, по земле пресмыкающимися, помышляя о земном, не желая кого-либо опечалить, – говорим мы причиняя тем по большей части еще большую печаль? Пойди, брат, и отдай брату своему часть его. Но не это сказал Господь. А что правдивее Его? Кто найдет такого судью, к которому бы можно было обратиться против алчности брата своего? И разве не радовался человек тот, что нашел великое утешение? Великой помощи, без сомнения, ждал он, взывая к столь великому Судии: «Господи! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Что же Он ответил ему? «Кто поставил Меня судить или делить вас?» Отклонил Господь просьбу, не исполнил того, чего просил у Него, не оказал желательной для него помощи. Что было особенного там? Что терял Он (Господь) от того? И каким трудом было бы для Него оказать это благодеяние? Однако же, Господь не оказал его. Где же то, о чем Сам Он говорит: «всякому просящему у тебя давай» (Лк 6:30). Не сделал этого однако же Сам Тот, Кто дал нам пример жизни. Как же мы будем делать то? Или как будем давать, когда несем некоторый расход, если не оказываем благодеяния там, где нет никакого расхода, где ничего мы не платим, ничего не теряем? Не исполнил Господь той просьбы и однако Он не ничего не сделал. В меньшем отказал Он и большее дал. Сказал Он ясно: «всякому просящему у тебя давай». Что же, если кто-нибудь станет просить у тебя, не говорю того, что не полезно давать, но что преступно давать? Что, если какой-либо мужчина станет искать того, чего искали лжесвидетели от Сусанны? Что, если какая-либо женщина станет просить, чего женщина просила у Иосифа? Нужно ли следовать и здесь этому повелению, как руководственному: «всякому, просящему у тебя давай?» Да не будет этого. Станешь ли ты поступать в этом случае вопреки заповеди Божией? Скорее будем исполнять мы заповедь Господа в том, случае, когда просящему злого не будем давать; при этом, мы не нарушаем и повеления того, потому что сказано: все просящему у тебя давай, но: «всякому просящему у тебя давай?». Не сказано: все просящему у тебя, давай, но: «всякому, просящему у тебя давай?», давай вообще; давай хотя бы и не то, что просил он. Просит дурного, ты давай доброе. Так поступил Иосиф. Не дал он того, чего просила бесстыдная жена, и дал то, что она должна была выслушать, чтобы не быть бесстыдной. Не пал он в яму похоти и другому человеку дал совет целомудрия. «Да не будет, – отвечал он, – чтобы я сделал это для господина моего, и чтобы осквернил ложе того, кто все вверил мне в доме своем» (Быт 39). Если раб за деньги купленный, оказал такую верность господину своему, то какую же верность должна оказывать жена в отношении к мужу? В этом именно и состояло наставление Иосифа: я, как бы говорит он, раб, не сделаю этого господину моему, а ты ли, жена, сделаешь это пред мужем своим?! Дала и Сусанна просящим, и она не оставила без наставления лжесвидетелей, если бы они пожелали только принять данный им совет целомудрия. Не только не согласилась она, но и не умолчала о том, почему не согласилась. Если соглашусь с вами, рассуждала она, то согрешу пред Богом. Если не соглашусь, не избегну рук ваших. Но лучше впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Богом (Дан 13). Что же, – лучше ли впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Богом? Грешите пред Богом и вы (Deo peristis), желая совершить насилие надо мной. – Вот это правило имейте, братия, всегда перед собой. Давайте, когда просят у вас, хотя бы и не то, что просят. Так поступил Господь. Просил человек тот о чем? О разделении наследства. Дал Господь, но что дал? Осуждение страсти. О чем просил и что получил? «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство». Господь же сказал: «кто поставил Меня судить или делить вас?.. Смотрите, берегитесь любостяжания». И скажу, почему так. Быть может, просишь ты половину наследства для того, чтобы быть богатым. «У одного богатого человека быль хороший урожай». Великий успех ожидался. Много хлеба было на поле. И он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов своих». И тщательно обдумав, сказал «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой». Большие сделаю житницы, чем старые были. «И скажу душе моей: душа! много добра у тебя… «ешь… веселись». И говорит ему Бог: «безумный ты, который кажешься себе столь благоразумным! Знаешь ты, как сломать старые житницы и построить новые, а сам остаешься развалиной, ты, коему следовало уничтожить ветхое в себе самом и уже не мыслить о земном. Безумный! что сказал ты и кому сказал? душе своей сказал веселись, много добра у тебя. Но в эту же ночь возьмут у тебя душу твою, коей ты обещал все это. «Кому же достанется, что ты заготовил» (Лк 11:13-20)? Итак, не бойся, когда богатеет человек… ибо, умирая, не возьмет ничего» (Пс 48:17-18).

4. Вот какое наставление преподал Господь несогласным братьям, чтобы вследствие этого были они в согласии между собой, чтобы старались освободиться от любостяжания и исполнялись истиной. Будем же заботиться о таком наследии. Но сколь долго еще говорить нам об этом согласии между земными братьями, которое бывает так редко, так непрочно, так трудно достижимо? Скажем о том согласии, которое только должно быть и может быть истинным согласием. Братьями нам пусть будут все христиане, все верующие, рожденные от Бога и из чрева Матери – Церкви через Духа Святого; пусть они будут братьями, пусть владеют наследством, раздаваемым и не разделяемым. Наследство это есть Сам Бог, Коего наследием сами они являются, и Он взаимно является их наследием. Каким образом они являются Его наследием? «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс 11:8), и еще: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей» (Пс 15:5). В этом наследии соблюдается согласие, о нем не препираются. Иное наследство приобретается тяжбою; это наследство вследствие тяжбы теряется. Поэтому и люди, не желающие лишиться его, стараются избегать распри. И когда кажется, быть может, что они во вражде, однако же, не враждуют. Но, может быть, кажется иногда, что они враждуют или думают о них, что враждуют, когда хотят выразить попечение о братьях. Видите, как участлива тяжба, их, как мирна, как доброжелательна, как справедлива, как достойна уважения. Вот, и мы, кажется, что препираемся с донатистами, но не враждуем. Тот враждует, кто зла желает противнику своему. Тот ссорится, кто хочет, чтобы противник его потерпел какой-либо вред, а себе ищет выгоды, старается у того отнять, а себе взять. Не так поступаем мы. Это известно вам, известно вам, препирающимся, известно и вам, оставившим разделение. Знаете вы, что эта тяжба не есть тяжба .зложелательная, что она не направляется ко вреду противника, а скорее – к его выгоде. Хотели мы лишь тех, с кем казались тяжущимися или теперь еще кажемся, привлечь к общению с нами, а не заставлять их искать нас самих. И слова у нас другие, а не те, которые слышались из уст человека, обращавшегося к Христу, когда Он был на земле, с просьбой о разделении имущества с братом. Мы также обращаемся с просьбой к Нему, пребывающему на небе, но не говорим «скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», а наоборот «скажи брату моему, чтобы он владел со мною наследством».

5. Что мы хотим этого, о том говорят и открытые дела наши. Что этого хотели мы, возвещают о том не только наши слова, но и наши, предназначенные для них (донатистов) сочинения (litterae). Нравится вам епископствование? Владейте им с нами. Ничего мы в вас не ненавидим, ничего не бесчестим, ничего не оскверняем, ничего не анафематствуем, кроме заблуждения человеческого. Отвергаем заблуждение людское, не божественную истину. Что имеете вы от Бога, это мы признаем, а что своего имеете непохвального, это мы исправляем. Знак Господа моего, печать моего Повелителя, черты Царя моего узнаю я и в том, кто покидает меня. Ищу, нахожу, стараюсь приблизить, подхожу, беру, веду, исправляю беглеца, по не искажаю его образа. Если кто думает усмотреть

Скачать:PDFTXT

Избранные проповеди Августин читать, Избранные проповеди Августин читать бесплатно, Избранные проповеди Августин читать онлайн