Скачать:PDFTXT
Сочинение в двух томах. Том 2

и подручных обоего пола. И вот что еще мы делаем: на наших совещаниях мы решаем, какие из наших изобретений и открытий должны быть обнародованы, а какие нет. И все мы даем клятвенное обязательство хранить в тайне те, которые решено не обнародовать; хотя из этих последних мы некоторые сообщаем государству, а некоторые— нет.

Обратимся теперь к нашим обычаям и обрядам. Есть у нас две просторные и красивые галереи; в одной из них выставлены образцы всех наиболее ценных и замечательных изобретений; в другой — скульптурные изображения всех великих изобретателей. Среди них находится статуя вашего Колумба, открывшего Вест-Индию; а также первого кораблестроителя; монаха, изобретшего огнестрельное оружие и порох; изобретателя музыки; изобретателя письменности; изобретателя книгопечатания; изобретателя астрономических наблюдений; изобретателя обработки металлов; изобретателя стекла; изобретателя культуры шелка; первого винодела; первого хлебопашца и первого, кто начал добывать сахар. Все они известны нам более достоверно, нежели вам. Кроме того, у нас немало и своих отличных изобретателей. Но поскольку ты не видел этих изобретений, описывать их было бы чересчур долго; к тому же по описанию ты можешь составить о них ошибочное суждение. За каждое ценное изобретение мы воздвигаем автору статую и присуждаем щедрое и почетное вознаграждение. Статуи делаются иногда из меди, из мрамора и яшмы, из кедрового или другого

517

ценного дерева, позолоченного и изукрашенного, из железа, серебра или золота.

Есть у нас особые гимны и ежедневные литургии для восхваления господа и благодарения за чудесные его творения, и особые молитвы о содействии нашим трудам и обращении их на цели благие и благочестивые.

И, наконец, есть у нас обычаи посещать главные города нашего королевства, где мы оглашаем те новые полезные открытия, какие находим нужным. А также предсказываем — сопровождая это естественными объяснениями — повальные болезни, моровую язву, нашествия саранчи, недороды, грозы, землетрясения, наводнения, кометы, погоду и тому подобное и даем жителям советы, как предупредить стихийные бедствия и бороться с ними».

Окончив свою речь, он встал, а я, как мне было указано, преклонил колени; после чего он возложил правую руку мне на голову и произнес: «Да благословит тебя господь, сын мой; и да благословит он мое повествование. Дозволяю тебе огласить его на благо другим народам. Ибо мы находимся здесь в лоне господнем и живем никому неведомые». С этим он оставил меня, пожаловав мне и моим спутникам около двух тысяч дукатов. Ибо члены Соломонова дома раздают щедрые дары всюду, куда прибывают. ………………

518

Том 2

М., 1978.

Новый Органон

Предисловие — Афоризмы об истолковании природы и царстве человека.

Книга вторая афоризмов.

Приготовление к естественной и экспериментальной истории 215

Опыты, или наставления нравственные и политические . . 349

Новая Атлантида ..483

Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . 519

Указатель имен . . . . . . . . . . . . . . • 559

Предметный указатель . . . . . . . . . . • 562

ПРИМЕЧАНИЯ

УКАЗАТЕЛИ

НОВЫЙ ОРГАНОН НАУК*

«Novum Organum Scientiarum» был опубликован в 1620 г. в

Лондоне на латинском языке как вторая часть «Instauratio Mag-

na Scientiarum». Над этим произведением Бэкон работал свыше

10 лет; некоторые его идеи содержатся уже в работе .«Cogitata et

Visa de Interpretatione…» (написана в 1607—1608 гг.), и, как

свидетельствует В. Раули, сам он видел не менее 12 вариантов

«Нового Органона». Тем не менее трактат вышел в свет незакон-

ченным. Он обрывается на рассмотрении «Преимущественных

примеров», так что намеченный в афоризмах XXI и LII кн. II план

остался нереализованным. Как показывает уже само название

сочинения, замысел автора состоял в том, чтобы противопоставить

перипатетической и схоластической логике новое «орудие», или

«инструмент», познания. (Как известно, последователи Аристо-

теля — перипатетики собрали его логические сочинения в свод

под общим названием «Organon».) Некоторые разделы «Нового Ор-

ганона» перекликаются с содержанием более позднего трактата

«О достоинстве и приумножении наук» (в особенности с III и

V книгами), однако именно в «Новом Органоне» нашли свое раз-

вернутое изложение бэконовское учение о методе и теория ин-

дукции.

Переиздания «Нового Органона» появились в 1645 и 1650 гг.

в Лейдене, в 1660 г. — в Амстердаме, в 1770 г. — в Вюрпбурге,

в 1803 г. — в Глазго и в 1813 г. — в Оксфорде. Имеются и многочис-

ленные более поздние издания, из которых следует выделить: из-

дание, вошедшее в семитомное собрание сочинений Фр. Бэкона —

«The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L. El-

lis and D. D. Heath». London, 1857—1874, в котором латинский текст

«Нового Органона» содержится в I, а его перевод на английский

язык — в IV томе; издание в составе двухтомника «The Works of

Lord Bacon». London, MDCCCLXXIX; критическое издание Th. Fow-

ler. Bacon’s Novum Organum, 2 ed. Oxford Clarendon Press, 1889.

Начиная с XVIII в. «Новый Органон» переводится на основные ев-

ропейские языки — немецкий, итальянский, французский. В отрыв-

ках «Новый Органон» появился на русском языке, еще в 1760 г. и

затем в 80-х годах XVIII в. Существуют два полных русских пере-

вода: П. А. Бибикова (Бакон. Собрание сочинений, т. II. СПб.,

1874) и С. Красилыцикова (Франциск Бэкон Веруламский. Новый

Органон. М., 1935). Последний ? выбран для настоящего издания,

при этом заново сверен Г. Г. Майоровым по латинскому тексту

I тома «The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding,

R. L. Ellis and D. D. Heath».

1 Термин «idolum» первоначально (в греч.) означал «призрак»,

«тень умершего», «видение». В средневековой церковной латыни

* Примечания к «Новому Органону Наук» составлены

И. С. Нарским.

521

означал «фигура божка», «вдол». Ф. Бэкон возвращается к изна-

чальному значению термина, имея в виду призрак, уводящий че-

ловеческое познание на ложный путь. Интересно, что и Роджер

Бэкон (XIII в.) говорил о четырех препятствиях (offendicula) на

пути познания: доверие недостаточному авторитету, привычка,

приверженность общепринятым мнениям, боязнь признаться в

собственном незнании. — 8.

2 Под аксиомами имеются в виду общие положения, научные

генерализации, выражающие законы природы. — 13.

3 Бэкон здесь имеет в виду «слепой опыт» («experientia»),

осуществляемый без должного метода, беспорядочно, в отличие от

«научного опыта» («experientia literata») (ср. «О достоинстве и

приумножении наук», кн. V, гл. 2—т. 1 наст. изд.).—-?3.

4 Т. е. к изначальным принципам, «архэ» в понимании Аристо-

теля. — 13.

5 Имеется в виду высказывание римского папы Александра VI

Борджиа о победоносном походе французского короля Карла VIII

в Италию в 1494 г. — 17.

6 См. прим. l. — 18.

7 Бэкон здесь имеет в виду тезпс, обычно приписываемый со-

фисту Протагору (см. Платон. Тоэтет, 151 е—152с).—18.

8 Образ-символ пещеры заимствован у Платона (см. «Государ-

ство», VII, 514 в). — ^9.

9 Драконами в средневековой астропомии называли некоторые

кривые траектории движения побсспых тел. Еще в древности узлы

орбиты Луны на эклиптике именовали «хвостом» ? «головой дра-

кона» (ср. «О достоинстве и приумножении наук», кн. III, гл. 4

(наст. изд., т. 1, стр. 212)). — 20.

10 Учение о четырех элементах, из соединений которых обра-

зованы все естественные тела,— одно из главных в философии пе-

рипатетиков. Четыре основных элемента мира: огонь, земля, воз-

дух, вода — получаются в результате сочетания по два четт.тррх

элементарных состояний: тепла, холода, сухости и влажности.

Всего эти состояния могут составить шесть комбинаций по два,

однако две (теплохолод, влажность — сухость) отвергались как

внутренне противоречивые. Это представление можно выразить

следующей диаграммой, составленной из четырехугольников:

Огонь

Земля

Воздух

При этом круг огня ставился выше «кругов» остальных элементов

и считался «не подчиненным чувству». — 20.

11 В средневековых книгах по естествознанию воспроизводи-

лось учение -Аристотеля (см. «О возникновении и разрушении»,

II, 6) о десятеричном отнршении плотности элементов (считалось,

например, что вода в 10 раз плотнее воздуха). — 20,

12 Эту историю рассказывает Цицерон об атеисте Диагоре

(«De Natura Deorum» («О природе богов»), III, 37), а Диоген

Лаэртский — о кинике Диогене из Синопа. — 20.

13 Имеется в виду представление Аристотеля о бесконечной

делимости величин (см. Аристотель. Физика). — 21.

14 Это бэконовское положение весьма спекулятивно критико-

вал Спиноза в одном из писем Г. Ольденбургу. Спиноза считал, что

Бэкон (как и Декарт) не постиг истинной природы человеческой

души и истинной причины ее заблуждений (см. Б. Спиноза. Из-

бранные произведения, т. II, письмо 2. М-, 1957).— 22.

15 Бэкон широко экстраполировал это идущее еще от Галена

учение о духах (Spiritus) на всю природу, считая, что духами

проникнуты и неорганические тела (в кн. II «Нового Органона»

этот взгляд встречается довольно часто). В «Historia Vitae et

Mortis» («История жизни и смерти») Бэкон различает два вида

духов: «мертвые» и «жизненные» («животные»). Последние отли-

чаются большей тонкостью и в органических телах играют роль

стимула физиологических процессов. Мертвые же духи — это,

в сущности, так называемые невесомые флюиды средневековой на-

турфилософии. — 22.

16 Чистое действие (actus punis), термин, заимствованный

у Аристотеля; у Бэкона означает, видимо, просто сам процесс дви-

жения как таковой. — 23.

17 Устремление второго порядка (intentio secunda [fonnalis])

в схоластической философии — рефлексия или устремление ра-

зума на свои собственные состояния, возникшие как результат

«intentio prima», т. е. акта интеллекта, устремленного на внеш-

ние объекты. Аристотель в своем учении о душе приписывал ей

именно эти «вторые устремления», объектами которых считались,

например, понятия «энтелехия», «форма» и др. — 28.

18 Возможно, здесь имеется в виду и современник Бэкона фи-

лософ-эклектик Роберт Флэдд (R. Fludd, 1574—1637).— 30. \

19 См. прим. 10. — 30.

20 Здесь речь идет о скрытых свойствах (proprietates occultae)

схоластической науки. — 31.

21 Такое разделение всех видов движения было характерно для

Аристотеля и перипатетиков. — 32.

22 Султаны Оттоманской империи, восходя на престол, имели

обыкновение расправляться с близкими родственниками, дабы из-

бавить себя от возможных соперников и заговорщиков. Так посту-

пил, например, в 1595 г. Магомет ???. —33.

23 Ефектики, т. е. «воздерживающиеся от суждений»; так на-

зывали последователей скептика Пнррона. — 33.

24 Бэкон явно недооценивает вклад в науку арабских ученых,

получивших важные результаты, в частности, в химии и матема-

тике. — 35. *

25 Имеется в виду тиран Сиракуз Дионисий Старший (431—

367 гг. до и. э.) (см. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изре-

чениях знаменитых философов, III, 18).— 36.

523

и Об этих словах, сказанных Солону одним иэ египетских жре-

цов, упоминает Платон (см. «Тимей», 22 в).— 36.

27 Бэкон имеет в виду трактат римского ученого и писателя

I в. н. э. Авла Корнелия Цельса «De Medicina» (Praefatio) («О ме-

дицине» (Введение) ). — 37.

28 Подобную мысль высказывал римский врач и философ Га-

лен, который в своем трактате «De Naturalibus Facultatibus» («O

естественных способностях») противопоставляя внутренние сози-

дательные силы природы ? внешние операции искусства. — 39.

29 Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Фокион, VIII).—

40.

30 См. прим. 24. Такое отношение Бэкона к наследию арабской

науки могло проистекать и из недостаточной осведомленности

Бэкона, и из общей его установки подвергнуть критике состояние

средневековой науки, и из характерной для того времени враждеб-

ности европейских христиан к магометанам. — 41.

31 Мета, конический столбик, устанавливавшийся в началь-

ном и конечном пунктах конского ристалища в Древнем Риме. —

43.

32 Развязанная метла (scopa dissoluta), образ, который исполь-

зовали

Скачать:PDFTXT

Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать, Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать бесплатно, Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать онлайн