римляне для обозначения полной неразберихи, пута-
ницы. — 45.
33 Считают, что перегонка (дистилляция) жидкостей была из-
вестна в античности; указания на простейшую форму дистилляции
имеются у Аристотеля и Плиния. — 47.
34 Амадис Галльский, герой испанского рыцарского романа
«Смелый и доблестный рыцарь Амадис, сын Периопа Галльского и
королевы Элисены». Сарагосса, 1508; этот персонаж упоминается
в «Дон Кихоте» (ч. 1, гл. 1). Артур (Артус) Британский, легендар-
ный вождь бриттов. Подвиги короля Артура и его рыцарей были
темой многочисленных сказаний, а затем — рыцарских романов,
в частности Т. Мэлори. — 49.
35 См. Аристофан. Облака, 368—407. — SI.
86 Ср. Лактанций. Divinae Institutiones (Божественные уста-
новления’), III, 24; Августин. О граде божьей (De Civitas Dei), XVI,
9. — SI.
37 Матф., 22, 29. — 52.
м Лук., 17, 20. — 55.
39 Дан., 12, 4; эта сентенция была помещена на титульном ли-
сте первого издания «Нового Органона». — 55.
40 Демосфен. Ill Филиппика, 5. —56.
41 Эсхин (389—314 до н. э.), афинский оратор и политический
деятель, противник Демосфена и сторонник промакедонской пар-
тии. — 57.
42 Тит Ливии. Римская история от основания города, IX, 17. —
57.
43 Здесь противопоставляются «повествовательная» («Historia
narrativa») и «индуктивная» («Historia inductiva») естественные
истории (см. «Бэконовскую классификацию человеческих позна-
ний» в прим. к 1-му т. наст. изд.). — 58.
44 Здесь имеется в виду опыт, письменно зафиксированный в
своих результатах. Однако выше речь идет об «experientia literata»,
т. о. упорядоченном, научном опыте. В этом же смысле Бэкон го-
ворпт об опыте в афор. СНГ и СХ кн. I «Нового Органона» и
в гл. II кн. V «О достоинстве и приумножении наук». — 60.
524
15 Платон применял операцию исключения (элиминации),
аналогичную операции в бэконовской индукции, но у него не была
сформулирована операция дизъюнкции, характерная для логиче-
ской структуры индуктивного метода Бэкона. — 61.
46 Как рассказывает итальянский историк и врач Петер Мар-
тпр Лнгиерра (1457—1.^2(1), лично знавший Колумба, мысль о су-
ществовании на Западе материка появилась у Колумба на основа-
нии наблюдений за западными ветрами, которые в определенное
время года дуют у берегов Португалии. — 66.
47 По-видимому, имеются в виду вторая и третья части «Ве-
ликого восстановления наук» (см. прим. 3 к стр. 60 в 1-м т. наст.
изд.). — 68.
48 См. Плиний. Естественная история, I; ср. Аристотель. О ча-
стях животных, I, 5. — 70.
49 Мускус добывали из семенных желез кабарги. Цибет, приме-
нявшийся, как и мускус, в парфюмерии и медицине, получали из
выделений заднепроходных желез афро-азиатского хищного жи-
вотного циветты. — 70.
w В древнегреческой мифологии божество судьбы изобража-
лось лишенным на затылке волос, так что его уже нельзя было
ухватить и остановить, если оно кого-либо миновало. — 72.
51 Плутарх. Apophthegmata (Изречения). Имеется в виду Фи-
липп Македонский.— 72.
52 См. Платон. Тимей, 24e—25d. — 72.
53 Слова Филократа (Демосфен. О преступном посольстве, 46).—
7о.
84 В подлиннике: «Itaqueipsissimae res sunt (in hoc genere) veri-
tas et utilitas». Это важное утверждение Бэкона предлагали пере-
водить по-разному. Например: «Ведь сами вещи (в этом роде) суть
истина и польза», т. е. «вещи суть источник как истины, так и
пользы». Или: «Истина и польза суть вощи наиболее существен-
ные», «истина и польза составляют суть вещей». Однако в пользу
принятого в нашем издании перевода говорят другие песта «Но-
вого Органона», например, афор. III кн. I. — 74.
55 В оригинале: «compositionis et divisionis», что позволяет пе-
ревести это словосочетание и так: «синтеза и анализа». Под исто-
рией здесь, как и во многих других местах, у Бэкона подразуме-
вается «описание». — 76.
5? Имеется в виду изданное в 1605 г. сочинение «The ^rofi-
cience and Advancement of Learning, Divine and Human» («Успехи
и развитие знания божественного и человеческого») в двух кни-
гах. — 76.
57 Лукреций. О природе вещей, VI, 1—3 (здесь и далее пер.
Ф. А. Петровского). Сам Бэкон цитирует не вполне точно. — 77.
58 Притч., 25, 2. — 78.
59 Ср. «Valerius Terminus…», 22; «The Proficience and Advance-
ment of Learning…», II.— 79.
60 Это место К. Айдукевич истолковывает следующим образом:
«Источник сущности (tons essentiae) — это общее свойство, делаю-
щееся определенным и конкретным через присоединение к нему
некоторого конкретного свойства, пли природы, вызываемого фор-
мой». В таком случае источник сущности соответствует роду,
форма — это differentia specifica, а конкретная природа (natura
data)—это вид (species), образуемый соединением рода ? формы.
Таким образом становится понятным, почему Бэкон назвал форму
«истинным отличием» («differentia vera») в афор. I, ч. II «Нового
525
Органона» (см. F. Bacon. Novum Organum. Warszawa, 1955, стр.
406). — 82.
61 Проводимое Бэконом различие между «collegia minora», т. е
обладающими специфическими характеристиками собраниями
материальных тел, «видами» и «collegia majora» — неспецифициро-
ванной материей, «элементами» изложено в трактате «О достоин-
стве и приумножении наук», кн. II, гл. 3. — 86.
62 Бэкон собирался рассмотреть вспоможение чувству в тре-
тьей части «Великого Восстановления Наук», вспоможение па-
мяти — в четвертой, вспоможение уму — это бэконовское учение об
индукции. — 87.
63 Майоран, дикое растение, богатое ароматическими маслами,
встречается на юге Европы, в Северной Америке и Средней Азии. —
89.
1)4 Тургун, тропическое растение. —89.
68 Вергилий. Георгики, 1, 93 (здесь и далее пер. С. Шервин-
ского).— 90.
66 Дни Пса, или «каникулы», период от четырех до шести не-
дель между июлем и сентябрем; «Каникулой» римляне называли
большую звезду в созвездии Пса. — 90.
67 Пик Тенериф высотой свыше 3700 м находится на одноимен-
ном острове, самом крупном из группы Канарских о-вов. Зимой
его вершина покрывается снегом. Неправ Бэкон и в отношении
Перуанских Анд (Кордильер), наиболее высокие вершины которых
также покрыты снегом. — 91.
68 В частности Аристотелем. — 91.
69 Вэкон имеет в виду третью экспедицию Еарепца 1596—
1597 гг.; комментаторы считают, что Бэкон ошибся, упомянув о на-
чале июля вместо июня. — 91.
70 Т. е. не выпуклую, но вогнутую лпнзу. — 92.
71 Речь идет об одной из первых конструкций термометра,
вернее, термоскопа (ибо на его показания влияла не только тем-
пература, но и давление воздуха), изобретенного Галилеем. О его
устройстве Бэкон рассказывает в афор. XIII, § 38 кн. II «Нового
Органона» (см. также Ф. Розенбергер. История физики, ч. 2.
M. — Л., 1933, стр. 51). — 92.
72 Французский ученый Мерсенн утверждал, что значительная
часть экспериментов, упоминаемых во второй части «Нового Ор-
ганона», уже была поставлена, давая понять, в частности, что он
сам проделал этот опыт с зажигательным стеклом (см. «De la
Verite des Sciences» («Об истине наук»), 1625, р. 210).—92.
73 Имеется в виду высказанное в «Saggiatore» мнение Галилея
о том, что кометы ~ это разновидность метеоров, т. е. атмосфер-
ных, а не космических явлений. — 93.
74 Так древнегреческий врач Диоскорид (см. «De Materia Me-
dica» («О целебных веществах»), II, 39) назвал ночную фосфорес-
ценцию моря (ср. «О достоинстве и приумножении наук», кн. IV,
гл. 3). Ее источник — инфузории-ночесветки. — 94.
76 Огнем ce. Эльма, (первоначально: Эразма) называли слабое
свечение над остроконечными предметами, например верхушками
корабельных мачт. Оно является следствием атмосферного элек-
тричества. Древние называли это явление огнями Кастора и Пол-
лукса, мифологических героев, считавшихся покровителями море-
плавателей, однако позднее моряки, наоборот, полагали, что эти
огни предвещают несчастье. — 94.
76 Такое мнение высказывал, например, Аристотель. — 97.
526
77 Так называют смесь в определенной пропорции азотной и
соляной кислоты. — .95.
78 Видимость такого кипения, есть следствие интенсивного вы-
деления газов при химической реакции этих металлов. — 98.
79 Это одно из важных мест, проливающее свет на то, что
именно Бэкон понимал под формой. В Системе гносео.-югпи Локка
это различие найдет свое выражение в противопостаилгнпи «пер-
вичных» и «вторичных» качеств. В неоконченном 6:???????( ком со-
чинении 1603 г. под загадочным названием «Valerius Terminus of
the Interpretation of Nature with the annotations of Hermes Stella»
мы находим намек и на будущую локковскую интерпретацию:
«…у цветов мало общего с телами, с которыми они связаны, с пх
свойствами и сущностями» («The Works of Francis Bacon.., coll.
and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath», vol. HI, p. 23ti).
В этом же сочинении Бэкон ввел понятие диспозиционности чув-
ственных свойств. — 100.
80 Таблица, степеней завершает основную схему элиминатив-
ной индукции Ф. Бэкона. Ранний ее набросок содержался еще в
«Valerius Terminus…», где даются шесть «указаний» («directions»)
индуктивного метода отыскания причин, а вместе с тем метода
вызывания изучаемых свойств. От них при этом требуется, чтобы
все они действовали совместно и обладали одновременно ? «на-
дежностью и свободой» («certainty and liberty»), т. е. не позво-
ляли бы получаемым выводам быть ниспровергнутыми какими-
либо неучтенными исключениями и обеспечивали бы широкую
взаимозаменяемость всех возможных средств, используемых для
получения искомой формы, что в свою очередь подкрепляет истин-
ность полученных выводов (см. «The Works of Francis Bacon»,
vol. Ill, p. 235 etc.). Выводы для этих «указаний» послужили Ба-
кону стимулом к разработке учения о «таблицах» («tabulae»),
изложенного в «Новом Органоне».
Структуру Бэконовой индукции сжато можно представить
таким образом. В ее основе лежат следующие философские пред-
посылки: признание материального единства природы, единообра-
зия ее действий и всеобщности причинных связей. Неявно им
были введены, кроме того, два предварительных допущения: (1)
у каждой наличной «природы» непременно есть вызывающая ее
«форма», (2) у каждой наличной «формы» непременно должна
быть и проявиться ее «природа» (анализ понятия «форма» см. во
вступительной статье к I тому наст. изд., а также Т. Котарбинь-
ский. Избранные произведения. М., 1963, стр. 139—144).
Индукция Бэкона состоит из трех основных «таблиц представ-
ления инстанций (примеров) разуму».
Первая —«Таблица присутствия» («Tabula essentiae et prae-
sentiae»). В нее собирают случаи, где присутствует данное свой-
ство (природа) А, внутреннюю причину (форму) которого ищут.
Чем более будут отличаться друг от друга эти случаи, кроме, ра-
зумеется, общего для всех них свойства А, тем яснее будет ответ
на вопрос, есть ли все же у всех этих случаев нечто общее по
другим свойствам ? по каким именно? Этот отвот необходим по-
тому, что, по мысли Бэкона (философски и логически недостаточно
корректной и надежной), свойство, постоянно сопутствующее
свойству А, и есть его искомая форма (между тем А и сопутствую-
щее ему свойство оба могут оказаться следствием некоторой иной
причины; опасность соответствующей ошибки Бэкон заметил
в «Valerius Terminus…», где он предупреждал, что «обнаруженное
527
свойство (т. е. форма. — И. Н.) должно быть более первоначаль-
ным [original], чем ожидаемая [supposed] природа, а не быть вто-
ричным или той же самой степени [like degree]»). Кроме того, он
делает чрезмерно сильное допущение, что в инстанциях первой
таблицы чувственным наблюдением непременно удается выявить
все то существенные свойства, которые сопутствуют иногда или же
всегда исследуемой природе.
Если оказывается, что в инстанциях таблицы I свойству А
во всех случаях сопутствует не одно определенное существенное
свойство, а несколько (В, С, D…), то в таком случае для получе-
ния искомого результата необходимо построить вторую — «Таб-
лицу отсутствия» («Tabula declinalionis sive absentiae in proximo»).
Заметим, что, строго говоря, таблица I почти всегда оказывается
недостаточной, ибо перечень собранных в ной инстанций в подав-
ляющем большинстве исследований не может быть полным.
В таблице II собирают случаи, в которых исследуемая природа
отсутствует. Полный перечень достигнуть здесь еще более затруд-
нительно, но задача облегчается указанием подбирать такие ин-
станции, которые по набору своих свойств как можно меньше от-
личаются от инстанций в таблице I. Это требование, намечающее
в зародыше метод