Скачать:PDFTXT
Сочинение в двух томах. Том 2

этот введенный Аристотелем термин можно также переве-

сти как «сопротивляемость», «непроницаемость». — 179.

140 См. афор. XXV кн. II. — 186.

141 См. Гильберт. О магните, II, 4. — 189.

142 Согласно теории Парацельса (1493—1541), процессы и от-

правления в организме, помимо взаимодействия трех алхимиче-

ских элементов: серы, ртути и соли, зависят от некоего духовного

начала, называемого Археем. — 189.

143 Отмерший дух, часть животного духа, находящаяся в от-

деленных от живого тела членах (см. «Historia Vitae et Mortis»

История жизни и смерти»)). — 190.

144 См. афор. XL кн. II. — 190.

145 См. «Historia Vitae et Mortis». — 190.

146 Бэкон называет этот вид движения десятым, а не одиннад-

цатым, возможно, потому, что «первое движение — antitypiae,—

прису1цее всякой материи, не является специфическим. — 190.

147 Согласно древнегреческому мифу, Кронос (Сатурн) пожи-

рал своих детей, так как ему было предсказано, что его свергнет

его сын. Это продолжалось до рождения Зевса (Юпитера), кото-

рого спасла от гибели его мать Рея. — 191.

148 Спинет, старинный музыкальный инструмент, один из

предшественников фортепиано. — 192.

149 До сих пор в классификации движений Бэкон не отходил

от перипатетической системы физики, однако далее он вносит

в нее существенные изменения (ср. афор. XXXV кн. II). Заметим,

что свои астрономические взгляды Бэкон изложил в «Descriplio

Globi Inlellectualis» и в «Thema Coeli». — 194.

150 Бэкон имеет в виду теорию испанских астрономов XIII в.

при дворе Альфонса X, короля Кастилии. Согласно этой теории,

532

небесные сферы совершают небольшую циркуляцию вокруг непод-

вижных центров, т. е. как бы «подрагивают». — 195.

151 Здесь имеются в виду: «vacuum pcrmistiini»—пустота, рас-

пределенная в каком-либо теле, и «vacuum coa’cervatum»—соб-

ственно пустое пространство, лишенное веяной телесности. Это

различение идет от Аристотеля (см. «Физика», l\, 213Ь—214а).—

196.

152 Это утверждение связано с некоторыми ошибочными сооб-

ражениями и расчетами о плотности золота, винного спирта и его

паров (ср. афор. XL кн. II). Далее Бэкон имеет в виду большую

силу ветра при ураганах. — 196.

153 Замазка мудрости (lutum sapientiae), особое средство у ал-

химиков для герметического закупоривания сосудов. — 199.

154 Замысел устройства водолазного колокола приписывают

еще Роджеру Бэкону. Практически его применяли начиная с

XVI в. — 200.

155 Подводную лодку на 15 человек изобрел и построил в на-

чале XVII в. голландский механик Корнелий ван Дреббел.—200.

156 См. афор. XLV кн. II, а также выше прим. 135.— 202.

157 Ксилобалъзам получали из выделений особой породы де-

ревьев в Галилее; кассия — дикая корица. —204.

?58 Марсов шафран (crocus martis) — используемая в качестве

красной краски окись железа. — 206.

159 В подлиннике: «balneum Mariae», т. е. «ванна Марии».

Этот термин встречался в сочинениях алхимиков, но был, видимо,

испорченным «balneum maris», т. е. «морская ванна». Так назы-

вали способ постепенного нагревания жидкостей, когда сосуд

с ними помещался в подогреваемый снизу сосуд с водой.—206.

160 Т. Фаулер (Th. Fowler) полагает, что речь идет о школе

Парацельса, уповавшей но на философский камень, а на умелое

применение лампы, т. е. огня. — 207.

161 Речь идет о триаде ятрохимиков в составе серы, ртути и

соли в смысле начал сгорания, улетучивания и обращения в пепел.

Утверждение, что все тела состоят из этих трех элементов, выдви-

нул Василий Валентин в XV в., а развил его Парацельс. — 208.

162 В подлиннике стоит: «menstrua». Уже Аристотель (см.

«О возникновении животных», I, 20) употреблял это слово в смыс-

лах: материя, пассивный материал, питательная масса. — 209.

163 Полагают, что здось речь идет о цистерианском монаше-

ском ордене из Фельяна (Feuillans) во Франции, члены которого

по воле их настоятеля в 70-х годах XVI в. влачили полуголодное

существование. — 209.

1?4 Так называли яды, и «заразу», которые оказывали строго

определенное губительное действие. — 211.

165 Быт., 3, 19. — 214.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ЕСТЕСТВЕННОЙ

И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

«Parasceve ad Historiam Natiiralem et Experimentaient, sive

Descriplio Historiae Natiiralis et Exporimentalis, qualis siifficiat, et

ait in ordine ad basin et Hindamenta Philosophiae verae» было опуб-

ликовано в Ил20 г. вместе с «Noviim Organiim Scipntiarum» и пред-

ставляет собой (.’жатьш набросок третьей части «Instauratio Magna

Scientiarum». Эту часть Бэкон хотел развернуть в серии трактатов

533

под общим названием «Естественная и экспериментальная история

для основания философии, или явления мира», однако целиком

свой замысел не осуществил.

На русском языке «Parasceve ad Historiam Naturalem et Expe-

rimentatem» впервые напечатано как «Приложение» в книге

А. Л. Субботина «Фрэнсис Бэкон» (М., 1974). Перевод с латинского

выполнен Н. А. Федоровым по изданию «The Works of Francis Ba-

con., coll. and. ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath», vol. I

и для настоящего издания вновь сверен переводчиком. Примеча-

ния подготовил А. Л. Субботин.

1 Диоскорид (Dioscorides, I в. н. э.), греческий врач из Кили-

кии; сопровождая римские войска, посетил разные страны и оста-

вил описание множества растений. Его произведение, известное

под названием «Materia medica», пользовалось большой популяр-

ностью у европейских врачей вплоть до XVI в. — 219.

2 Протей (миф.), морское божество, находившееся в услуже-

нии у Посейдона (Нептуна). В аллегорической интерпретации Бэ-

кона — образ материи. Подробнее об этом см. наст. т., «О мудро-

сти древних», XIII. — 223.

3 Здесь и далее имеются в виду афоризмы «Нового Органо-

на». — 224.

4 В созвездии Ориона три звезды второй величины, располо-

женные на одной прямой, образуют т. наз. пояс Ориона, а несколь-

ко более слабых звезд, расположенных в ряд,—меч Ориона. —228.

8 См. «Роспись сочинения» в 1-м т. наст. изд. стр. 68—80. —

229.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ

В ТОЛКОВАНИИ ФР. БЭКОНА

Энтузиаст новых экспериментальных исследований ? естест-

веннонаучной методологии, провозгласивший, что отныне откры-

тия надо искать в свете Природы, а не во мгле Древности, превос-

ходно знал саму эту Древность — ее литературу, историю и мифо-

логию. Объясняется это не только классическим образованием,

которое Бэкон получил в Кембридже, не только риторической вы-

учкой первоклассного юриста, но и всей духовной атмосферой вре-

мени, в которой он жил. Фрэпсис Бэкон был последним крупным

мыслителем европейского Возрождения и, естественно, выразите-

лем и его стиля. Его сочинения пес «грят многочисленными ссыл-

ками на греческих и римских ученых, писателен, историков, поэ-

тов и риторов. Их высказывания, сентенции, стихи, рассказы

о событиях и лицах он постоянно приводит но памяти и толкует

в подтверждение своих соображении. Но и;; всего этого каскада

цитат, замечании, критики ? толкований именно в трактате

«О началах и истоках» н u сборнике «О мудрости древних» наибо-

лее контрастно сфокусировано сг.оооиразнов бэконовское отноше-

ние к культурному наследию античности.

Хорошо известна заслуга Букина как критика догматизма ?

спекуляций перипатетиков. Однако его большая заслуга и в том,

что, сумев избежать оппозиционных аристотолизму, модных в фи-

лософии Возрождения увлечении идеями Пифагора, Платона и Пло-

тина, он обратился к античной материалистической традиции,

к древнегреческим физиолоам ц натурфилософам, к «линии Демо-

крита». Этот сторонник христианского дуализма ооювдохновенной

534

души и тела, учение которого еще кишит теологическими отступ-

лениями, вряд ли мог лучше продемонстрировать свои истинные

философские симпатии, чем сделал он это, сказав свое похвальное

слово греческим досократикам.

Их наивные, но свежие, жадно обращенные на мир взгляды

напоминают ему о забытой в схоластической науке природе ве-

щей, о подлинных природных телах и процессах, об опыте, о лю-

безных ему проблемах естественной философии. В их понимании

материи как оформленной, активной и заключающей в себе начало

движения Бэкон видит исходный и единственно плодотворный

принцип всякой истинной, то есть опытной, науки. Именно его он

противопоставляет перипатетикам, считавшим материю пассивной

и бескачественной, лишь чистой возможностью и придатком дру-

гого, активного начала — умопостигаемой формы. И в науке ино-

гда надо отойти назад, освободиться от ненужного балласта, выра-

ботанного вхолостую работающей спекулятивной мыслью, и непо-

средственно взглянуть на вещи. Бывают. времена, когда такая

реформация особенно настоятельна. Грандиозная фантасмагория

о сущем как о царстве форм, отвлеченных идей и фиктивной мате-

рии, по глубокому убеждению Бэкона, отнюдь не способствовала

ориентации на терпеливое и строгое опытное исследование при-

роды, которого требовала новая наука. Поэтому, оценивая отно-

шение Бэкона к Аристотелю, Платону и греческим материалистам,

надо иметь в виду, что его интересует не то, каким образом можно

мысленно, категориально охватить и определить природу сущего,

а то, какова реальная природа той первой материи, тех простых

начал, из которых образуется все в миро. В его подходе домини-

рует интерес естествоиспытателя, физика, хотя сам анализ зача-

стую ведется на спекулятивно-метафизическом уровне и языке.

Вот его основные установки. Порвосущее должно быть столь

же реально, как и то, что из него возникает. А поэтому все рас-

суждения об абстрактной материи и противопоставленной ей форме

имеют пе больше смысла, чем утверждения, что мир и все суще-

ствующее образованы из категорий и других диалектических

понятий как из своих начал. Следует приветствовать тех, кто под-

чиняет свои мысли природе вещей, а не природу вещей мыслям,

кто стремится рассекать, анатомировать природу, а не абстрагиро-

вать ее, кто полагает материю способной производить из себя вся-

кую вещь, действие и движение, а не абстрактной и пассивной.

И в свете таких установок Бэкон рассматривает и оценивает уче-

ния древнегреческих материалистов.

В трактате «О началах и истоках» Бэкон сплетает аллегори-

ческое толкование мифа о Купидоне (в древнейшем мифологиче-

ском сознании греков олицетворявшем стихийное сояпдающее на-

чало в природе) с анализом идей ионийских философов. Ведь это

они первые представили Купидона одетым, или, ипаче говоря, при-

писали первичной материи, началу всего сущего, определенную

естественную форму: Фалес — поды, Анаксимеп — воздуха, Герак-

лит — огня. По обольстили ли они себя при этом представлениями

о таком совершенство некоторых тел, что они окрасили своим

цветом все остальные? Ведь по существу они удовлетворились тем,

что нашли среди видимых и осязаемых тел такое, которое каза-

лось им превосходящим все остальные, и назвали его «началом

всего сущего». По если природа этого начала есть то, чем она

является нашим чувствам, и все остальные вещи имеют ту же

природу, хотя она и не соответствует их внешнему виду, тогда

встает вопрос — правомерно ли подходить ко всем вещам неоди-

наково и считать за начало лишь то, что более значительно, рас-

пространено или деятельно? Ведь сам Бэкон принимает другую

аксиому; «Природа проявляет себя преимущественно в самом ма-

лом». И еще возражение. Если в других вещах это начало, хотя бы

временно, но утрачивает свою природу, не значит ли это, что за

начало принято нечто преходящее ? смертное, т. е. то, что в сущ-

ности противоречит самому понятию «начало»? Пионер индуктив-

ной методологии был мастером и спекулятивного анализа. Вместе

с тем его тревожит постоянно возникающий призрак ненавистного

перипатетизма. Поскольку ионпйские физиологи не открыли (как

полагает Бэкон, даже не думали о том), какой стимул и причина

заставляет это начало изменять свою природу и вновь обретать ее

и каким образом это совершается, в этой проблеме возникновения

всего многообразия из одного начала у них намечается та же труд-

ность, что и у перипатетиков, с той лишь разницей, что, будучи

актуальным и оформленным в отношении одного рода вещей, их

начало потенциально в отношении всех остальных. Редукция

к позициям аристотеликов равносильна для Бэкона rednctio ad

absurdum.

Вообще, из всех древних Бэкону более всех импонирует тот,

кто считал, что Купидон — это Атом, кто принял за начало одну

твердую и неизменную субстанцию, выводя многообразие всего

существующего из различия ее величин, конфигураций и положе-

ний. К разбору взглядов Демокрита он и должеп был приступить,

но эта часть трактата

Скачать:PDFTXT

Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать, Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать бесплатно, Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать онлайн