Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сочинение в двух томах. Том 2

их производителями и действующими агентами, причем холод сгущает и уплотняет, а тепло разрежает и утончает. От характера этой ткани зависит то или иное отношение тела к движению, а именно его склонность или нерасположенность к движению: готовность и склонность у тонких тел, косность и нерасположенность у плотных. Поэтому тепло путем разрежения возбуждает и создает движение, холод же путем сгущения тормозит и останавливает движение. В силу этого имеется четыре одинаково существенных и связанных одна с другой природы, причем двух видов соответственно указанному мной порядку (ибо источником являются тепло и холод, все

320
же остальное—следствия), так что все они неизменно сопровождают друг друга и неразделимы. Эти природы суть тепло, свет, разреженность, подвижность. Другой стороны, их четыре противоположности — холод, темнота, плотность, неподвижность. Первая группа имеет свое мостопробывание и седалище на небе, на звездах, и в частности па солнце, вторая группа—на земле. Ибо благодаря своему чрезвычайному и полному жару и благодаря максимальному растяжению материи небо является наиболее горячим, светлым, разреженным и подвижным; земля же, напротив, благодаря своему исключительному и непрерывному холоду, а также благодаря крайнему сжатию материи является наиболее холодной, наиболее темной, плотной, совершенно неподвижной и исключающей всякое движение. Небесные же выси сохраняют свою природу цельной и нерушимой, и, хотя они допускают некоторые взаимные различия, своей отдаленностью они ограждены от возможности противоположного воздействия или столкновения. Такое же постоянство существует в глубине или во внутренних частях земли. И лишь на краях неба и земли близко подходят друг к другу и сталкиваются противоположные тела, что ведет к взаимной борьбе между ними и к взаимным воздействиям. Небо поэтому во всей своей массе и субстанции горячо и совершенно свободно от противоположной природы, но это тепло неравномерно распределено по всем частям неба, и некоторые части более, другие менее горячи. Ибо в телах звезд жар более силен, в межзвездных пространствах—менее. Мало того, среди самих звезд некоторые являются более горячими, чем остальные, и обладают более ярким и более светлым огнем; но ни противоположная природа холода, ни какая-либо степень ее сюда не могут проникнуть, ибо небо допускает внутри себя лишь различия, но не противоположности. Но вы не должны судить о цельном и самородном тепле или огне небесных тел на основании обычного огня. Ибо наш огонь оторван от родной почвы, неустойчив, окружен враждебными телами, беспомощен, нуждается для своего сохранения в снабжении топливом и имеет преходящую природу, между тем как на небе огонь находится на своем настоящем месте, огражденный от возможности насилия со стороны какого-нибудь противоположного тела, постоянен, сохраняется сам собой и при помощи однородных тел и совершает свойственные ему действия свободно и без помехи. Небо также светло повсюду, но
321
разные его части не в одинаковой степени, ибо, ввиду того что среди известных и исчисленных звезд имеются некоторые, видимые лишь при ясном небе, и в Млечном Пути имеются скопления малых звезд, совокупность которых образует нечто вроде белой цепочки, но которые в отдельности не различаются как светлые тела,— ввиду этого нельзя сомневаться, что имеется много невидимых для нас звезд. И в самом деле, универсум небес на всем своем протяжении наделен светом, но этот свет не везде обладает таким сильным и далеко отражающимся блеском и такими плотными и интенсивными лучами, чтобы он мог пройти такое огромное расстояние и дойти до нашего зрения. Небо, кроме того, состоит из тонкой и разреженной субстанции, в которой ничто не нагромождено и не уплотнено насильственно, однако в некоторых частях материя более растянута, в других — меньше. Мы находим, наконец, что небо имеет то движение, которое подобает наиболее подвижным телам, именно кругообращение, или вращательное движение. Ибо круговое движение не имеет предела и является как бы самоцелью, между тем как движение по прямой линии имеет предел и совершается для чего-то и как бы стремится к покою. Поэтому универсум небес движется в круговом движении, и никакая его часть не свободна от этого движения. Однако, подобно тому как существует неравенство между различными частями неба в отношении тепла, света и разреженности, точно так же наблюдается неравенство между ними и в отношении движения, причем это неравенство является наиболее явным, ибо оно более всего привлекает человеческое внимание, и более доступно наблюдению, и даже может быть установлено путем вычислений. Движение обращения может различаться по скорости и по направлению. В отношении скорости оно может быть быстрее и медленнее; в отношении же направления оно происходит по совершенному кругу или по спиралевидному, при котором движущееся тело не возвращается при каждом обороте на прежнее место (так как спиральная линия состоит из прямой линии и круга). Поэтому на небе имеют место как раз эти неравенства — различие в быстроте и отклонения от точки отправления, или спиральность. Ибо блуждающие звезды и планеты обладают неравной скоростью, а планеты явно отклоняются от тропика к тропику; и, чем выше находятся небесные тела, тем больше их скорость и тем более спирально направление их движения. В са-
322
мом деле, если мы возьмем явления просто и так, как мы их наблюдаем, и установим одно естественное’ и простое суточное движение небесных тел, отвергнув при этом тенденцию математики сводить движения к совершенным кругам и допуская спиральную линию, если мы также сведем к одному те противоположные движения, которые совершаются последовательно с востока на запад (каковое движение называется движением перводвигателя) и с запада на восток (которое считают специфическим движением планет), относя разницу во времени возвращения за счет разности скорости, а разницу в положении по отношению к Зодиаку за счет спиральных линий,— то ясно, что должно произойти то, что я сказал, а именно что луна, например, которая является наиболее низкой из всех планет, должна двигаться медленнее всех и по наиболее редким и наиболее открытым спиралям. Таковы, по-видимому, взгляды представителей этого направления относительно природы той части неба, которая (по причине своей отдаленности от противоположных тел) является прочной и постоянной. Но сохранил ли Телезио прежние пределы и представлял ли он себе, что такова природа всего, что находится над луной, как и самой луны, или он полагал, что враждебная сила может подняться выше,— этого он ясно не говорит. Но о земле (которая является сферой и седалищем противоположных тел) он точно так же утверждает, что большая часть ее остается незатронутой и непоколебленной и огражденной от проникновения небесных тел. Но какова природа этой части, об этом, говорит он, нечего спрашивать. Достаточно представлять ее себе наделенной четырьмя свойствами, а именно холодом, темнотой, плотностью и покоем, но наделенной ими в абсолютной и никак не меньшей степени. Часть же земли, лежащую у поверхности и представляющую как бы земную кору или оболочку, Телезио предназначает для рождения вещей. Он предполагает, что все сколько-нибудь известные нам предметы, даже наиболее тяжелые и твердые, и те, которые лежат глубже всего в земле, как металлы, камни, море,— все это состоит из земли, несколько измененной и обработанной жаром неба и уже получившей некоторую теплоту, излучение, тонкость и подвижность, коротко говоря, из земли, участвующей уже в промежуточной природе между солнцем и чистой землей. Отсюда поэтому следует, что сама чистая земля находится ниже глубочайших глубин моря, ниже глубочай-
11» 323
ших руд и всех производных предметов и что между этой чистой землей и луной или еще выше должна быть расположена какая-то промежуточная природа, образованная путем уравновешивания и преломления неба и земли.
Таким образом, достаточно укрепив содержимое обоих царств, Телезио переходит к набегу и войне, ибо он предполагает, что в областях, расположенных между отдаленнейшими частями неба и глубочайшими частями земли, происходят все мятежи, конфликты и пертурбации, подобно тому как мы видим в государствах, что их пограничные области опустошаются нашествиями и войнами, в то время как их внутренние провинции наслаждаются нерушимым миром. Ведь указанные природы вместе с их конкретами имеют стремление и обладают способностью к постоянному рождению, и размножению, и распространению по всем направлениям, а также к овладению всей массой материи, к взаимным нападениям и набегам, к взаимному вытеснению и изгнанию друг друга с их собственных• мест, с тем чтобы занять самим эти места; мало того, они обладают способностью замечать и усваивать силу и действия другой природы так же хорошо, как свои собственные, и благодаря этому усвоению двигаться и приспособляться. И эта борьба производит все разнообразие существующего, все действия и качества. Однако в некоторых местах он как будто приписывает (хотя и нерешительно и мимоходом) материи некоторые собственные качества: во-первых, что она не увеличивается и не уменьшается от действия да нее форм и активных начал, сохраняя всегда свою общую сумму; во-вторых, что ей свойственно движение тяжести или падения; и он что-то также говорит о черноте материя. Но одно он говорит ясно, а именно что тепло и холод при одинаковой интенсивности и одинаковом количестве действуют с меньшей силой на разреженную и растянутую материю, чем на плотную и компактную, ибо они заполняют объем материи, а не собственный объем. Но Телезио идет дальше в своих предположениях и объяснениях насчет того, каким образом эти распри и борьба могут привести к такому плодотворному рождению. Он начинает с обеспечения безопасности земли как низшего начала и показывает причину, почему она не была давно разрушена и поглощена солнцем и почему это с ней никогда не может случиться. Как первое и главное основание он приводит неизмери-
324
мое расстояние земли от неподвижных звезд и весьма большое расстояние от солнца — расстояние, более или менее хорошо измеримое. Второе основание — это отклонение лучей солнца от перпендикуляра по отношению ко многим частям земли, иными словами, то обстоятельство, что над большей частью земли солнце никогда не стоит вертикально, или что лучи его не падают на эту часть перпендикулярно, так что оно никогда не действует на весь земной шар с большой силой жара. Третьим основанием является склонение солнца по отношению к тем же частям земли при прохождении его через Зодиак, тепло вследствие чего, какова бы ни была его сила, увеличивается не непрерывно, а через большие промежутки. Четвертым основанием является скорость солнца в его суточном движении, когда оно

Скачать:PDFTXT

Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать, Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать бесплатно, Сочинение в двух томах. Том 2 Фрэнсис читать онлайн