Скачать:PDFTXT
Сочинений в двух томах. Том 1

праздности и обузданием роскоши и расточительства. Как государственный деятель и политический писатель, он отдавал свои симпатии интересам и чаяниям тех преуспевающих слоев, которые ориентировались одновременно на выгоды и торгово-промышленного развития, и

—————— f

65 Франсис Бэкон. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954, стр. 62.

3 ?• Бэкон, том l 49

абсолютизма королевской власти, могущей и защитить от опасных конкурентов, и организовать захват колониальных рынков, и выдать патент на доходную монополию, и оказать любую другую поддержку сверху. Между тем корабль Великобритании уже берет курс на океан бурь социальной революции.

В поздних политических очерках и заметках Бэкона зазвучат мотивы конгениальные макиавелливским. Знаменитый автор «Князя» оказывал влияние на многих политических писателей и деятелей XVII—XVIII вв., явно или не явно опиравшихся на него в своей защите абсолютизма против носящихся уже в воздухе идей суверенитета народа. В бэконовском эссе «О смутах и мятежах» мы читаем: «Пусть ни один правитель не вздумает судить об опасности недовольства по тому, насколько оно справедливо; ибо это значило бы приписывать народу чрезмерное благоразумие, тогда как он зачастую противится собственному своему благу» ??. Для предотвращения этой опасности Бэкон предлагает, например, и такое средство: «Искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой есть одно из лучших противоядий против недовольства. Поистине мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды» ст. А вот его рекомендации по борьбе с недовольными. Следует привлекать на свою сторону их лидеров, разделять и раскалывать враждебные правительству группы и партии, стравливать их между собой и создавать в их среде и среди их предводителей взаимное недоверие. Гений Никколо Макиавелли поистине водил рукой, писавшей эти строки.

И все же Бэкон не был бы Бэконом, если бы он считал, что нет подлинных и надежных моральных критериев и все измеряется лишь степенью полезности, выгоды и удачи. Его этика была относительной, но она не была утилитаристской. Во всяком случае Бэкон стремился отличить допустимые приемы от недопустимых, к которым, в частности, относил и рекомендуемые Макиавелли, освобождавшим политическую практику от какого-либо суда религии и морали. Какие бы цели ни осуществляли люди, 66 Там же, стр. 73. 1)7 Там же, стр. 76.

50

они действуют в сложном, многогранном мире, в котором есть все цвета палитры, есть и любовь, и добро, и красота, и справедливость и которого никто не имеет права лишать этого его богатства. Ибо «само бытие без нравственного бытия есть проклятие, и, чем значительнее это бытие, тем значительнее это проклятие» 68. Во всей этой картине беспрерывной, не знающей ни минуты покоя, ни единого дня отдыха лихорадочной людской погони за счастьем есть и высшее сдерживающее начало, которое сам Бэкон усматривал в благочестии. Религия как твердый принцип единой веры была для него как бы высшей нравственной связующей силой общества. Это, конечно, «теологическая непоследовательность» Бэкона, но такая, которая предохраняет, по его мнению, картину человеческих взаимоотношений от всепожирающего адского пламени.

Однако в бэконовских «Опытах» помимо отягощающего их относительного морального сознания есть и другое, связанное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с панорамы страстей, чувств, характеров людей и поведения их в различных ситуациях. Этот чисто человеческий компонент изменяется несравнимо медленнее, чем конкретные социальные и политические условия бытия. Поэтому можно согласиться со знатоком и издателем бэконовских сочинений Дж. Спеддингом, который писал, что «Опыты» не разделили судьбу остальных философских работ Бэкона, уже более не говорящих нам того, что они говорили своим современникам.

Во Фрэнсисе Бэконе жило призвание литератора. Он любил слово, его неожиданные возможности и постоянно искал-колоритного и точного выражения своей мысли. При этом он часто ссылался на сентенции и тексты древних авторов и в подтверждение своих соображений приводил и толковал примеры из античной истории и мифологии. Но разве это не было признаком хорошего тона для всей литературы Возрождения? Последующим, более изысканным писателям английского Просвещения его стиль покажется искусственным и вымученным. «Стиль Бэкона неловок и груб; его остроумие часто блестящее, 68 The Works of Lord Bacon, vol. II. London, MDCCCLXXIX, p. 414.

3*

51

в то же время часто неестественно ? надуманно; он представляется первоисточником резких сравнений и вымученных аллегорий»,—напишет Давид Юм69. Но не будем забывать, что Юм упрекал в грубости и отсутствии утонченности и Вильяма Шекспира. Бэкон любил собирать и приводить разные пословицы и изречения и использовал для этого все подходящие случаи. В одну из книг своего трактата «О достоинстве и приумножении наук» он вставил своеобразное собрание тематически подобранных афоризмов. И стоит обратить внимание, насколько с большим вкусом он это делает, чем многие современные издатели чужой заемной мудрости. Этот метафизик в философии отлично понимал антитезы всех вещей и, приводя крылатые изречения, выстраивал их по фигуре контраста, сопоставляя различные мысли об одном и том же и «за», и «против».

Бэконовские «Опыты» содержат порой довольно тонкий анализ и живое описание целого спектра человеческих проявлений — скрытности и лукавства, любви и зависти, смелости и хитрости, доброты и подозрительности, эгоизма и тщеславия, высокомерия и гнева. Бэкон обсуждает все эти свойства человеческой натуры, указывает на их разновидности и градации, приводит примеры, дает оценки и выносит свои заключения. Это еще не художественные описания в собственном смысле слова. Их трезвость исключает поэтику, фрагментарность — подлинную образность, объективизм — проникновенность и эмоциональную напряженность. «Я вовсе не хочу, чтобы в этике все эти характеристики воспринимались как цельные образы людей (как это имеет место в поэтических и исторических сочинениях и в повседневных разговорах) , — писал он, — скорее это должны быть какие-то более простые элементы и отдельные черты характеров, смешение и соединение которых создает те или иные образы. Нужно установить, сколько существует таких элементов и черт, что они собой представляют и какие допускают взаимные сочетания»70. Тем не менее этот жанр концентрированной морально-психологической эссеистики всегда так или иначе смыкался с литературой

69 Давид Юм. Соч., т. 2. M., 1965, стр. 827.

70 The Works of Lord Bacon, vol. II. London, MDCCCLXXIX, p. 394.

52

художественной. «Характеры» Теофраста связаны с поздней греческой драмой. «Характеры» Лабрюйера, по мнению Лессинга, служили источником типажей для комедий Ж.-Ф. Реньяра. Наблюдения Бэкона могут заинтересовать не только как свидетельства нравов его времени и круга. В толковании им одной из соломоновых притч мы обнаруживаем набросок ситуации, поразительно близкой той, которая будет классически разработана Мольером в «Тартюфе». Вот она.

«В каждой семье, где царят раздоры и несогласия, всегда появляется какой-нибудь слуга или бедный друг, приобретающий большое влияние и становящийся арбитром во всех семейных спорах и неурядицах; в результате все семейство и сам глава семьи чувствуют себя обязанными ему. Если этот человек преследует собственные интересы, он может еще сильнее ухудшить положение этой семьи…» 71

На закате своих лет Бэкон начал писать философскую повесть, социальную утопию «Новая Атлантида». В ней он снова, правда в ином жанре, возвращается к основной своей теме — пропаганде научно-технического прогресса, усматривая в нем залог безграничной власти человеческого общества над природой и над самим собой. В своих взглядах канцлер Бэкон не был наследником и продолжателем взглядов канцлера Мора. Социалистическая «Утопия» последнего предполагала обобществление собственности и коммунальный. уклад жизни, правда оставляя науке и производству их средневековую патриархально-ремесленную организацию. «Новая Атлантида» принадлежит к иной литературной традиции. Ее не отличает ни глубина социальной мысли, ни широта политических горизонтов. «Общественный строй, изображенный в утопии Бэкона, есть лишь идеализация английской абсолютной монархии времен Бэкона. Мы узнаем в нем и королевскую власть, и парламент, и церковь, занимающую важное место в жизни государства, и чиновничество различных степеней и рангов»72. Зато здесь рассказывается о таких научно-технических достижениях, в которых, если исключить явно невозможное вроде осуществления

71 Там же, стр. 400.

72 В. ?. Асмус. Избранные философские труды, т. I. M., 1969, 362.

стр. 362.

53

вечного двигателя, наш современник без труда узнает то, что дала наука и техника лишь XIX—XX вв., или даже то, что они только сегодня пытаются дать.

Строй Бенсалема, утопического острова в Атлантическом океане, который описывается Бэконом, — это законсервировавшееся в своем благополучии классовое общество, процветающая монархия, изолированная от всего мира из опасения «новшеств и влияния чуждых нравов». Правда, изоляция не мешает островитянам различными способами получать информацию из других стран, или, выражаясь современным языком, вести повсюду широкий научно-технический шпионаж. Главный институт Бенсалема — орден «Дом Соломона» — научно-технический центр, мозг страны, и вся жизнь в Бенсалеме, кажется, подчинена интересам его успешного функционирования. По существу вся повесть нужна Бэкону, чтобы изложить проект новой всегосударственной организации науки — идеализированное предвосхищение будущих европейских академий наук, как впоследствии не раз отметят многие ученые. Так, организаторы Лондонского королевского общества Спрат, Бойль и Гленвиль прямо заявляли, что они только выполняли бэконовскую программу. Вместе с тем прерогативу бенсалемского «Дома Соломона» составляют не только планирование и организация научных исследований и технических изобретений, но и распоряжение производительными силами страны, ее природными ресурсами и производством. Ему принадлежит забота о внедрении в промышленность, сельское хозяйство и быт достижений науки и техники, а также монополия внешних сношений. Его члены — технократическая, элитарная каста, занимающая высшее положение в государстве и не очень-то подчиняющаяся политическим правителям. В этом незаконченном сочинении Бэкона мы можем усмотреть первый набросок и прообраз тех социальных технократических утопий, которые впоследствии составят целую литературную традицию.

А. Л. Мортон в своей книге очерков «От Мэлори до Элиота» заметил, что Бэкона гораздо меньше интересовали общественная проблематика и вопросы морали, чем технический прогресс и наука. Это замечание можно принять лишь с известной оговоркой. Едва ли не половину многотомного собрания сочинений Фрэнсиса Бэкона занимают работы, посвященные политике, праву, истории,54

теологии и морали. Точнее было бы сказать, что в своих политических и моральных взглядах он менее ярок и оригинален, чем в собственно философских и общенаучных. Тем не менее написанное им в этой области, по-своему, также показательно для Бэкона — мыслителя и человека, как и для времени и общества, в котором он жил. И все же оно не только показательный и знаменательный документ времени. Работы Фрэнсиса Бэкона относятся к тем замечательным произведениям истории, знакомство с которыми продолжает обогащать пас и сегодня,

Скачать:PDFTXT

Сочинений в двух томах. Том 1 Фрэнсис читать, Сочинений в двух томах. Том 1 Фрэнсис читать бесплатно, Сочинений в двух томах. Том 1 Фрэнсис читать онлайн