Скачать:TXTPDF
Великое восстановление наук. Новый Органон

принципы. Их называем мы истолкователями природы[9].

Есть у нас также, как ты понимаешь, новопосвященные и ученики, дабы не прекращалась преемственность в работе, не считая многочисленных слуг и подручных обоего пола. И вот что еще мы делаем: на наших совещаниях мы решаем, какие из наших изобретений и открытий должны быть обнародованы, а какие нет. И все мы даем клятвенное обязательство хранить в тайне те, которые решено не обнародовать; хотя из этих последних мы некоторые сообщаем государству, а некоторые нет.

Обратимся теперь к нашим обычаям и обрядам. Есть у нас две просторные и красивые галереи; в одной из них выставлены образцы всех наиболее ценных и замечательных изобретений; в другой скульптурные изображения всех великих изобретателей. Среди них находится статуя вашего Колумба, открывшего Вест-Индию; а также первого кораблестроителя; монаха, изобретшего огнестрельное оружие и порох; изобретателя музыки; изобретателя письменности; изобретателя книгопечатания; изобретателя астрономических наблюдений; изобретателя обработки металлов; изобретателя стекла; изобретателя культуры шелка; первого винодела; первого хлебопашца и первого, кто начал добывать сахар. Все они известны нам более достоверно, нежели вам. Кроме того, у нас немало и своих отличных изобретателей. Но поскольку ты не видел этих изобретений, описывать их было бы чересчур долго; к тому же по описанию ты можешь составить о них ошибочное суждение. За каждое ценное изобретение мы воздвигаем автору статую и присуждаем щедрое и почетное вознаграждение. Статуи делаются иногда из меди, из мрамора и яшмы, из кедрового или другого ценного дерева, позолоченного и изукрашенного, из железа, серебра или золота.

Есть у нас особые гимны и ежедневные литургии для восхваления Господа и благодарения за чудесные его творения, и особые молитвы о содействии нашим трудам и обращении их на цели благие и благочестивые.

И, наконец, есть у нас обычай посещать главные города нашего королевства, где мы оглашаем те новые полезные открытия, какие находим нужным. А также предсказываем сопровождая это естественными объяснениями повальные болезни, моровую язву, нашествия саранчи, недороды, грозы, землетрясения, наводнения, кометы, погоду и тому подобное, и даем жителям советы как предупредить стихийные бедствия и бороться с ними».

Окончив свою речь, он встал, а я, как мне было указано, преклонил колени; после чего он возложил правую руку мне на голову и произнес: «Да благословит тебя Господь, сын мой; и да благословит он мое повествование. Дозволяю тебе огласить его на благо другим народам. Ибо мы находимся здесь в лоне Господнем и живем никому неведомые». С этим он оставил меня, пожаловав мне и моим спутникам около двух тысяч дукатов. Ибо члены Соломонова дома раздают щедрые дары всюду, куда прибывают. ……………… ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ

ПАМЯТЬ

i История псбсспых явлений 1 история MI-TI’dIJOH

История чбычных Я11ЛС11ИЙ Истииия .li’M.-iii и мирн

Иовсствчвателытп ] Истории Oii.iii.iiiiix соПщишй Естестиеппая Иипуитиипчи ( Истории миш.итх собраний

bull; История исплючитсльиых пилении

История иснусстп

С ( История церкви Церпоипая bull; История возмеддий

Граждапспая История наук Г ^п ( Комментарии f i J Псеобщая исто

«»»»I»»‘ i Перечни ^ 1 Частния iici-opi i ) . bull; ( Хроника иремен )

) Адекватная история \ Жизнеописания ) ., f Литониси L Собственно гражданская история . ( Древности 1 Повествования Дневники

., f Чистая » \ Смешанная

i Речи

Приложения к историп -j Письма 1 Афоризмы

В ООБРА Ж Е Н И Е (Ф А НТ А 3 И Я)

j Эпическая ПОЭЗИЯ ^ Драматическая 1 Параболическая

РАССУДОК

‘гия боговдохнопеппая. Ее подразделения оставляютсл теологам

( Учение о :iai(iinnocTii челоисчесного разума в божественных вопросах эжения к боговдохновенной теологии \ Учепиг о степенях единства в градг 6i)i];iieM

1 .Эманация Св. писания

Учение о божестве или естественная теология. Приложение Учение об ангелах и духах

Физика (учение о мате- Учение о началах вещей ( Учение о конкрстппм. Подрапделпстся риальпых и действующих -j Учение о строении Мира как и естественнап история

причинах) \. Учение о разнообразии вещей ^ учение об чбет^ктиом j ^bull;»»^^^» » состоянинх мате

.i4t.iiMLoortui,iiMi4iio»i ^ Учение о движениях

Приложения к физике ‘, ^^

Механика Магия

Ппишикрнпя к ппчктичегкпчу ученик) f Перечень всех человеческих благ и богатств приложения к практическому учшию ^ каталог особенно полезных экспериментов

^Чис-пя 1 Геометрия bull;»»‘»» \ Арифметика. Алге

Великое приложение и теоретической и практичссной естественной философии Математика ‘ i»^l»i»» «^»

Теорил муз1.1 Смешанная Астрономия Лосмография Архитектура Теория маши

Учение о человеческой личности ^^ ^ ^^ ^^ствах

Общее учение о природе и состоянии J человека 1 1 Учение о впечатлениях

Учение о связи души и тела bull; фичиогномика ( 1 Учение об указаниях ( Продление жизни

^n^MpTHin f Общеполезная «^»^»‘^ 1 Изнеживающая

Учение о теле bull; дтпртип J Воспитание ловкости «» \ Воспитание выносливости

Искусство 1 Служащее,.рекрасному ^^а^ельное искусство «^^^ная ^ служащее сладострастному

Учение о боговдохновенной душе

Ученир о чувственной путе ( ^ произвольном движении «чсние очувствеппоидуше ^ о списобностп чувствовать

Учение о субстанции и способностях души Приложения к учению о способностях души \ п ^^^»^»»»

Открытие искусств ( Аналитика Опровержение софизмов силлогизма \ J Опровержение толкований

^ \ Учение об ( Идолы рода ‘. опровержении ‘ ^ ) Идолы пещеры Опровержение идолов ‘) ндплы площади ( Пднлы театра

Приложение к искусству суждения Адекватность доказатсльсти природе предмета

i Учение о вспомогательных средствах памяти

^»^° ^»»»^ у, и ^ i ^ ^^^ельпом знании

Учение о знаках кещей \ Антитезы вещей 1 Малые формулы речи

Два приложения к искусству сиобщения «Георгики», кн. IV, ст. 89. 148. ^ Цицерон, «Речь после возвращения», 12, 148. * Ветх. Зав., кн. Царств 1, гл. 30, ст. 24. 150. ° Вергилий, «Георгики», кн. Ill, ст. 128. 150. * См, Цицерон, «Об ораторе», кн. Ill, 26; «Оратор», 24. 152. » Цицерон, «Письма к Аттику», кн. IX, 8. 153.

^ Нов. Зав., Посл. Яков., гл. 1, ст. 17. 153.

» В своих предложениях, касающихся реформы университетского образования, Бэкон продолжал линию известного антиаристотелика Петра Рамуса (лат. Ramus, фр. Ramee, 15151572); «…пожрать змеев Магов» Ветх. Зав., кн. Исход, гл. 7, ст. 12, только не Моисея, а Аарона. 154.

‘° См. Сенека, «Пословицы» («Proverbiae». Amare et sapere vix Deo conceditur. Даже богу трудно и любить и оставаться мудрым) . 155.

» Энний, см. Цицерон, «Об обязанностях», кн. 1, 51. 155. » Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 26, ст. 13; Вергилий, «Энеида», кн. V, ст. 231. 155.

» Такое противопоставление было характерно для философии перипатетиков, по мнению которых естественные вещи в отличие от созданных людьми обладают некоторым внутренним принципом своего формирования. 159.

^ По-видимому, Бэкон имеет в виду «Демонологию» («Daemo-nologie») Якова 1 диалогический трактат в трех книгах, в котором обсуждались проблемы колдовства. Король был одним из ревностных «охотников за колдунами» и инициатором сурового закона против колдовства. 161. ^ Платон, «Гиппий больший», 288d. 162. ‘° Пересказ известного анекдота о Фалесе Милетском с моралью в бэконовском стиле. 162. ‘» Аристотель, «Политика», кн. 1, 1. -163.

» Соображений, изложенных в этой главе, нет в тексте «Advancement of Learning», трактата 1605 г. Они могли возникнуть у Бэкона позднее в результате его размышлений о методах работы историков в связи с собственными исследованиями истории Англии, 168. 1* Фасты календари. 170.

‘» Аббревиарий (лат.), или эпитома (греч.) краткие, конспективные изложения больших исторических трудов, получившие широкое распространение в поздней античности и постепенно вытеснившие из употребления сами эти труды. 171.

» Бэкон имеет в виду шотландского гуманиста и историка Джорджа Бучэнэна (Buchanan, George, 15061582), сочинение которого по истории Шотладдии вызвало недовольство Якова 1 из-за того, что в нем была очернена его мать -шотландская королева Мария Стюарт. 173.

«» Имеется в виду история Англии при Тюдорах. Сам Бэкон, исследуя этот период, успел написать «Историю царствования короля Генриха VII» и первые страницы «Истории царствования короля Генриха VIII» и «Начала истории Великобритании». 174.

^ Имеется в виду Генрих VII (Ричмонд); его победа при Бос-ворте в 1485 г. над Ричардом III (Глостером) и брак с Елизаветой Иоркской, положивший конец междоусобной войне Роз и начало королевской династии Тюдоров. 174. ‘* Генрих VIII, сын Генриха VII. 174.

^ Имеются в виду Эдуард VI (сын Генриха VIII в браке с Джейн Сеймур) и неудавшаяся попытка его опекуна, герцога Нортумберленда, после смерти короля вопреки принятому порядку престолонаследия провозгласить королевой леди Джейн Грей. 174.

^ Мария Католичка (дочь Генриха VIII в браке с Екатериной Арагонской), вышедшая замуж за испанского короля Филиппа II, и Елизавета 1 (дочь Генриха VIII в браке с Анной Болейн). 174.

» Вергилий, «Энеида», кн. Ill, ст. 96. Эней (миф.) герой поэмы Вергилия, сын богини Венеры и троянца Анхяза. После бегства из горящей Трои получил приказание от Аполлона отправиться на поиски древней родины троянцев, Италии, 174.

«‘ Поэма итальянского поэта Лодовико Ариосто (14741533) «Неистовый Роланд», кн. 3435. 175. ^ Вергилий, «Энеида», кн. V, ст. 751. 175. ^ Плиний Младший, «Письма», III, 91; Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 10, ст. 7. 176.

^ Цицерон, «IX Филиппика», 10, и Демосфен, «Надгробное слово», 1389, 10. 176. ^ Тацит, «Анналы», кн. XIII, 31. 178.

^ Таково, например, сочинение Никколо Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». 179. ^ Вергилий, «Георгики», кн. 1, ст. 250251. 180. ^ Этот девиз, часто приводимый Бэконом, представляет собой антитезу латинскому: пес plus ultra и не далее (крайний предел) . ISO.

^ Вергилий, «Энеида», кн. VI, ст. 590591. 180. «» Ветх. Зав., кн. Даниила, гл. 12, ст. 4. В рус. пер.: «Многие прочитают ее (книгу) и умножится ведение». 180. ^ Нов. Зав., Посл. Петр. II, гл. 3, ст. 8. 181. ^ Ветх. Зав., кн. Аввак., гл. 2, ст. 2. 182. *° Речь идет о недошедшем до нас юношеском сочинении Цезаря «Собрание изречений» («Dicta collectanea»). См. Цицерон, «Письма к близким», IX, 16, и Светоний, «Жизнь двенадцати Цезарей» (Божественный Юлий, 56). 183. ^ Аристотель, «Поэтика», 9. -184.

*» Подобного абзаца о драматической поэзии нет в тексте «Advancement of Learning» 1605 г. Когда Бэкон давал эту редакцию, театр Шекспира уже сменился театром Бомонта и Флетчера, фривольная и гедонистическая драматургия которых и могла вызвать такое замечание

Скачать:TXTPDF

Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать бесплатно, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать онлайн