Скачать:TXTPDF
Великое восстановление наук. Новый Органон

трактата «О достоинстве и приумножении наук» (в особенности с III и V книгами), однако именно в «Новом Органоне» нашли свое развернутое изложение бэконовское учение о методе и теория индукции.

Переиздания «Нового Органона» появились в 1645 и 1650 гг. в Лейдене, в 1660 г. в Амстердаме, в 1770 г. в Вюрцбурге, в 1803 г. в Глазго и в 1813 г. в Оксфорде. Имеются и многочисленные более поздние издания, из которых следует выделить: издание, вошедшее в семитомное собрание сочинений Фр. Бэкона «The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath». London, 18571874, в котором латинский текст «Нового Органона» содержится в I, а его перевод на английский язык в IV томе; издание в составе двухтомника «Tlie Works of Lord Bacon». London, MDCCCLXXIX; критическое издание Th. Fowler, «Bacon’s Novum Organum», 2 ed. Oxford Clarendon Press, 1889. Начиная с XVIII в. «Новый Органон» переводится на основные европейские языки немецкий, итальянский, французский. Существуют два русских перевода; П. А. Бибикова (Бакон, Собрание сочинений, т. II. СПб., 1874) и С. Красильщикова (Франциск Бэкон Веруламский, «Новый Органон». М., Соцзкгиз 1935), Последний и выбран для настоящего издания, при этом заново сверен Г. Г. Майоровым по латинскому тексту I тома «The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath». В отрывках «Новый Органон» появился на русском яз. еще в 1760 г. и затем в 80-х годах XVIII в.

* Примечания к «Новому Органону Наук» составлены П. С. Нарским.

1 Термин «idolum» первоначально (в греч.) означал «призрак», «тень умершего», «привидение». В греческой философии встречается у Демокрита и Платона. В средневековой церковной латыни означал «фигура божка», «идол». Ф. Бэкон возвращается к изначальному значению термина, имея в виду призрак, уводящий человеческое познание на ложный путь. Интересно, что и Роджер Бэкон (XIII в.) говорил о четырех препятствиях (offendicula) на пути познания: доверие недостаточному авторитету, привычка, приверженность общепринятым мнениям, боязнь признаться в собственном незнании. 8.

2 Под «аксиомами» имеются в виду общие положения, научные генерализации, выражающие законы природы. 13.

3 Под термином «experientia» Бэкон здесь имеет в виду «слепой опыт», осуществляемый без должного метода, беспорядочно, в отличие от научного опыта «experientia literata». Ср. «О достоинстве и приумножении наук», кн. V, гл. 2. 13.

4 т. е. к изначальным принципам, «архэ» в понимании Аристотеля. 13.

5 Имеется в виду высказывание римского папы Александра VI Борджиа о победоносном походе французского короля Карла VIII на Италию в 1494 г. -18.

6 См. примечание 1. 18.

7 Бэкон имеет здесь в виду тезис, обычно приписываемый софисту Протагору. См. Платон, «Гиппий большой». 19.

8 Этот образ-символ «пещера» заимствован у Платона (см. «Государство», кн. VII, 514 b). 19.

9 Драконами в средневековой астрономии называли некоторые кривые траектории движения небесных тел. Еще в древности узлы орбиты Луны на эклиптике именовали «хвостом» и «головой дракона». Ср. «О достоинстве и приумножении наук», кн. III, гл. 4. 20.

10 Учение о четырех элементах, из соединений которых образованы все естественные тела, одно из главных мест философии перипатетиков. Четыре основных элемента мира: огонь, земля, воздух, вода получаются в результате сочетания по два четырех элементарных состояний: тепла, холода, сухости и влажности. Всего эти состояния могут составить шесть комбинаций по два, однако две (тепло холод, влажность сухость) отвергались как внутренне противоречивые. Это представление можно выразить следующей диаграммой, составленной из четырехугольников:

При этом «круг огня» ставился выше «кругов» остальных элементов и считался «не подчиненным чувству». 20.

11 В средневековых книгах по естествознанию воспроизводилось учение Аристотеля (см. «О возникновении и разрушении», II, 6) о десятиричном отношении плотности элементов (считалось, например, что вода в 10 раз плотнее воздуха). 20.

12 Эту историю рассказывает Цицерон об атеисте Диагоре («De Natura Deorum», III, 37), а Диоген Лаэртский о кинике Диогене из Синопа, 21.

13 Имеется в виду мнение Аристотеля о бесконечной делимости величин. -22.

14 Спиноза считал, что Бэкон (как и Декарт) не постиг истинной природы человеческой души и истинной причины ее заблуждений. В одном из писем Г. Ольденбургу он изложил свою весьма спекулятивную критику этого бэконовского положения, согласно которому разум «не сухой свет, его питает воля и страсть» (см. Б. Спиноза, «Избранные произведения», т. II, письмо 2. М., 1957). 22.

15 Бэкон широко экстраполировал это идущее еще от Галена учение о «духах» (Spiritus) на всю природу, считая, что «духами» проникнуты и неорганические тела (в кн. II «Нового Органона» этот взгляд встречается довольно часто). В «Historia Vitae et Mortis» Бэкон различает два вида «духов»: «мертвые» и «жизненные (животные)». Последние отличаются большей тонкостью и в органических телах играют роль стимула физиологических процессов. Мертвые же духи это, в сущности, так называемые невесомые флюиды средневековой натурфилософии. 23.

16 Чистое действие (actus purus) термин, заимствованный у Аристотеля; у Бэкона означает, видимо, просто сам процесс движения как таковой. 23.

17 «Устремления второго порядка» (intentio secunda [formalis]) в схоластической философии это рефлексия, или устремление разума на свои собственные состояния, возникшие как результат «intentio prima», т. е. акта интеллекта, устремленного на внешние объекты. Аристотель в своем учении о душе приписывал ей именно эти «вторые устремления», объектами которых считались, например, понятия «энтелехия», «форма» и др. 29.

18 Возможно, здесь имеется в виду и современник Бэкона философ-эклектик Роберт Флэдд (R. Fludd, 15741637). 31.

19 См, примечание 10. 31.

20 Здесь речь идет о «скрытых свойствах» (proprietates occultae) схоластической науки. 31.

21 Такое разделение двух видов движения было характерно для философии перипатетиков. 33.

22 Султаны Оттоманской империи, восходя на престол, имели обыкновение расправляться с близкими родственниками, дабы избавить себя от возможных соперников и заговорщиков. Так поступил в 1595 г. Магомет III. 34.

23 Ефектики т. е. воздерживающиеся от суждений; так называли последователей скептика Пиррона. 34.

24 Бэкон явно недооценивает вклад в науку арабских ученых, получивших важные результаты, в частности, в химии и математике. 37.

25 Имеются в виду слова тирана Сиракуз Дионисия Старшего (431367 гг. до н. э.). См, Диоген Даэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», кн. III, 18. 37.

26 Об этих словах, сказанных Солону одним из египетских жрецов, упоминает Платон (см. «Тимей», 22b). 38.

27 Бэкон имеет в виду трактат римского ученого и писателя 1 в. н. э. Авла Корнелия Цельса «De Medicina» (Praefatio). 39.

28 Римский врач и философ Гален в своем трактате «De Naturalibus Facultatibus» противопоставлял внутренние созидательные cилы природы и внешние операции искусства. 40.

29 Плутарх, «Сравнительные жизнеописания» (Фокион VIII). 42.

30 См. примечание 24. Такое отношение Бэкона к наследию арабской науки могло проистекать и из недостаточной осведомленности Бэкона, и из общей его установки подвергнуть критике состояние средневековой науки, и из характерной для того времени враждебности европейских христиан к «магометанам». 43.

31 Конический столбик, устанавливавшийся в начальном и конечном пунктах конского ристалища в древнем Риме. 45.

32 Scopa dissoluta римляне использовали этот образ для обозначения полной неразберихи, путаницы. 46.

33 Считают, что перегонка (дистилляция) жидкостей была известна в античности; указания на простейшую форму дистилляции имеются у Аристотеля и Плиния. 49.

34 Амадис Галльский герой испанского рыцарского романа «Смелый и доблестный рыцарь Амадис, сын Периона Галльского и королевы Элисены». Сарагосса, 1508; этот персонаж упоминается в «Дон Кихоте», ч. 1, гл. 1. Артур (Артус) Британский легендарный вождь бриттов. Подвиги короля Артура и его рыцарей были темой многочисленных сказаний, а затем рыцарских романов, в частности т. Мэлори. 51.

35 См. Аристофан, «Облака», ст. 368407. 53.

36 Ср. Лактанций, «Divinae Institutiones», III, 24; Августин, «De Civitate Dei», XVI, 9. 53.

37 Нов. Зав., Матф., гл. 22, ст. 29. 54.

38 Нов. Зав., Лук., гл. 17, ст. 20. 51.

39 Ветх. Зав., кн. Даниила, гл. 12, ст. 4; эта сентенция была помещена на титульном листе первого издания «Нового Органона». 57.

40 См. Демосфен, I и III «Филиппики». 58.

41 Эсхин (389314 до н. э.) афинский оратор и политический деятель, противник Демосфена и сторонник промакедонской партии; «О венке», XLII, 132. 59.

42 Тит Ливий, «Римская история от основания города», кн. IX, 17. 59.

43 Здесь противопоставляются «повествовательная» (Historia narrativa) и «индуктивная» (Historia inductiva) естественные истории. См. бэконовскую классификацию человеческих познании, т. 1 настоящего издания, стр. 548. -60.

44 Здесь имеется в виду опыт, письменно зафиксированный в своих результатах. Однако выше речь идет о «experientia literata», т. е. упорядоченном, научном опыте, В этом же смысле Бэкон говорит об опыте в афор. CIII и СХ кн. I «Нового Органона» и в гл. II, кн. V «О достоинстве и приумножении наук». 62.

45 Платон применял операцию исключения (элиминации), аналогичную операции в бэконовской индукции, но у него не была сформулирована операция дизъюнкции, характерная для логической структуры индуктивного метода Бэкона. 64.

46 Как рассказывает итальянский историк и врач Петер Мартир Ангиерра (14571526), лично знавший Колумба, мысль о существовании на Западе материка появилась у Колумба на основании наблюдений за западными ветрами, которые в определенное время года дуют у берегов Португалии. 68.

47 т. е. в вопросах средней степени общности. 70.

48 Плиний, «Естественная история», кн. I; ср. Аристотель, «О частях животных», кн. I, 5. 73.

49 Мускус добывали из семенных желез кабарги. Цибет, применявшийся, как и мускус, в парфюмерии и медицине, получали из выделений заднепроходных желез афро-азиатского хищного животного циветты. 73.

50 В древнегреческой мифологии божество судьбы изображалось лишенным на затылке волос, так что его уже нельзя было ухватить и остановить, если оно кого-либо миновало. 74.

51 Имеется в виду Филипп Македонский. См. Плутарх, «Apophthegmata». -74. Кажется, ту же ист[Author ID1: at Wed Dec 29 14:50:00 1999 ]о[Author ID1: at Wed Dec 29 14:51:00 1999 ]рию[Author ID1: at Wed Dec 29 14:50:00 1999 ] рассказывали об Адриане (слышал на днях по радио[Author ID1: at Wed Dec 29 14:51:00 1999 ]?[Author

Скачать:TXTPDF

Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать бесплатно, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать онлайн