Скачать:TXTPDF
Великое восстановление наук. Новый Органон

не покидало притворство». Тацит, «Анналы», кн. VI, 50. 355.

8 «…кажется, я становлюсь богом». Светоний, «Жизнь двенадцати Цезарей» (Божественный Веспасиан, 23). 355.

9 «Рази, если так нужно римскому народу». Тацит, «История». кн. I, 41. 355.

10 «Приблизься, если мне еще остается что-либо сделать», Дион Кассий, «Римская история», LXXVI, 17. 355.

11 «Что почитает за дар природы предел своей жизни». Ювенал, «Сатиры», X, ст. 358. 355.

12 «Ныне отпускаешь». Нов. Зав., Лук., гл. 2, ст. 29. 355.

13 «…Одной только смертью смиряется зависть». Гораций, «Послания», кн. II, 1. 355.

14 Этот опыт впервые появился в издании 1612 г. и назывался «Of Religion». Для третьего издания Бэкон его значительно изменяет и расширяет. Здесь он называется «Of Unity in Religion», а в латинском издании 1638 г. -«De Unitate Ecclesiae» («О единстве церкви»). 355.

15 «Вот, он в пустыне», «Вот, он в святилище». Нов. Зав., Матф., гл. 24, ст. 26. 356.

16 Апостол Павел. Нов. Зав., Посл. Коринф. 1, гл. 14, ст. 23. 356.

17 Ветх. Зав., Псалм. Давид., 1. ст. 1. 356.

18 Имеется в виду Франсуа Рабле. В одном из эпизодов его романа Пантагрюэль знакомится с каталогом книг библиотеки св. Виктора, где фигурирует и это заглавие. См. «Гаргантюа и Пантагрюэль», кн. II, гл. 7. -356.

19 Ветх. Зав., кн. Царств IV, гл. 9, ст. 1819. 357.

20 Названные так по имени Лаодикийской церкви в делах веры «ни холодной, ни горячей». См. Нов. Зав., Откр. Иоан., гл. 3, ст. 15. 357.

21 Нов. Зав., Матф., гл. 12, ст. 30; Марк., гл. 9, ст. 40. 357.

22 Имеется в виду св. Бернард: «Пусть будет пестрота в этой одежде, но не будет разрыва». См. S. Bernardi ad Guillelmi abbati Apologia. Paris, 1640, p. 983. 357.

23 «…отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания». Нов. Зав., Посл. Тимоф. 1, гл. 6, ст. 20. 357.

24 Перефразировка места из толкования пророком Даниилом сна царя Навуходоносора. См. Ветх. Зав., кн. Даниил., гл. 2, ст. 43. 358.

25 «Вот к злодеяньям каким побуждалась религия смертных». Лукреций, «О природе вещей», кн. 1, ст. 101. 358.

26 Бэкон имеет в виду события Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.) и подготовленный иезуитами и католиками взрыв парламента в Лондоне в 1605 г. 358.

27 Ветх. Зав., кн. Исайи, гл. 14, ст. 14. 358.

28 «Ибо гнев человека не творит правды Божией». Нов. Зав., Иаков., гл. 1, ст. 20. 359.

29 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 19, ст. 11. 359.

30 Козимо Медичи (15191574) правитель Флоренции, кстати, был знаменит и тем, что в борьбе с противниками не гнушался никакими средствами. 360.

31 Ветх. Зав., кн. Иова, гл. 2, ст. 10. 360.

32 Гай Кассий и Марк Брут, организовавшие заговор против Юлия Цезаря, покончили с собой после разгрома их войска силами цезарианцев в битве при Филиппах (42 г. до н. э,). Септимий Север, вступив в 193 г. в Рим, наказал преторианцев, свергнувших императора Публия Гельвия Пертинакса. Генрих Наваррский в битве при Иври (1590 г.) разбил сторонников католической лиги Гизов, агент которой убил в 1589 г. короля Генриха III. 360.

33 Сенека, «Письма», VII, 4.!![Author ID1: at Tue Jan 4 13:54:00 2000 ] 360.

34 Сенека, «Письма», LIII[Author ID1: at Tue Jan 4 13:57:00 2000 ]VI, 12[Author ID1: at Tue Jan 4 13:57:00 2000 ]4. 361.

35 Тацит, «Анналы», кн. V, 1. 361.

36 Римский наместник в Сирии Г. Лициний Муциан один из главных инициаторов военного заговора в пользу Веспасиана. 361.

37 Тацит, «Анналы», кн. III, 70. 362.

38 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 10, ст. 1. 364.

39 «Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким» -изречение, которое приписывают Пифагору. 365.

40 Т. е. об Одиссее: «Свою старуху предпочел бессмертию». Цицерон, «Об ораторе», кн. I, 44. 366.

41 «Ведь каждый любопытный зложелателен». Плавт, «Господа и рабы», акт II. сц. 1. 368.

42 Нарсес (472568) византийский полководец армянского происхождения; возвысился при императоре Юстиниане и возглавлял его армию в войне против готов. Агесилай II спартанский царь (398361 до н.э.); о нем см. Плутарх, «Сравнительные жизнеописания» (Агесилай). Тамерлан (13361405) известный своей жестокостью завоеватель; захватив власть в Средней Азии, он объявил себя потомком Чингис-Хана, 368.

43 «Одним скачком» (лат.). 369.

44 «Сколько терпим» слова из молитвы о мертвых в католическом богослужении. 369.

45 «Зависть праздников не соблюдает». 370.

46 Нов. Зав., Матф., гл. 13, ст. 25. 370.

47 «Каждый из нас для другого являет великий театр». Сенека, «Письма», 1, 7. 371.

48 Этот опыт «Of Great Place» впервые опубликован в 1612 г. В латинском издании 1638 г. он называется «De Magistratibus et dignitatibus». 372.

49 «Когда ты уже не тот, чем был, у тебя нет причин быть привязанным к жизни». Цицерон, «Письма к близким», VIII, 3. 373.

50 «Смерть страшна, тяжела тому, кто, хорошо известный всем, сам до смерти не знал себя». Сенека, «Тиэст», действ. II, ст. 470 472. 373.

51 «И увидел Бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма». Ветх. Зав., кн. Бытие, гл. 1, ст. 31. 373.

52 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 28, ст. 21. 375.

53 «Все считали его способным стать императором, пока он им не стал». Тацит, «История», кн. I, 49. 375.

54 «Единственный, кто, ставши принцепсом, изменился к лучшему», Тацит, «История», кн. 1, 50. 375.

55 Афинский оратор Демосфен (384344 до н. э.) страдал врожденными недостатками речи и преодолел их упорными упражнениями. 375.

56 Бусбек, Ожъе Жислен (15221592) австрийский ученый и дипломат, был послом в Турции и издал «Legationis Turcicae Epistolae» (1589 г.). Бэкон неточно передает его рассказ: один ювелир прибил живую птицу над дверью, распялив ей клюв палкой. Эту неточность Бэкон исправил в латинском издании. 377.

57 См. Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», кн. II, гл. 2. 377.

58 Имеется в виду эзоповская басня «Петух и жемчужное зерно». Федр, «Басни», III, 12. 377.

59 Нов. Зав., Матф., гл. 5, ст. 45. 377.

60 Нов. Зав., Марк., гл. 10, ст. 21. 378.

61 Misanthropi «человеконенавистники» (лат.). Тимон афинский гражданин, живший во времена Пелопоннесской войны. Язвительно издеваясь над нравами своих соотечественников, он отказался от всякого общения с ними и в античных комедиях осмеивался как враг и ненавистник людей. Бэкон, по-видимому, имеет в виду то место у Плутарха, где рассказывается о выступлении Тимона в Собрании: «Есть у меня, господа афиняне, участочек земли подле дома. и там растет смоковница, на которой уже немало из моих любезных сограждан повесилось. Так вот, я собираюсь это место застроить и решил всех вас предупредить на тот случай, если кто желает удавиться; пусть приходит поскорее, пока дерево еще не срублено». Плутарх, «Сравнительные жизнеописания» (Антоний, LXX). 378.

62 Нов. Зав., Посл. Римлян., гл. 9, ст. 3. 378.

63 Этот опыт «Of Nobility» впервые был напечатан в 1612 г. В третьем издании 1625 г. он значительно расширен и исправлен. Во всех предшествующих русских изданиях он переводился «О дворянстве», что, на наш взгляд, стушевывает смысл бэконовской социальной характеристики. В последующих текстах у Бэкона встречается противопоставление «nobility» и «gentry». -379.

64 Опыт «Of Seditions and Troubles» был впервые напечатан в итальянском издании 1618 г. и затем в английском 1625 г. В комментарии к нему Ф. А. Коган-Бернштейн указывает, что в своем анализе классовой структуры английского общества Бэкон часто исходит из более давних социальных отношений раннетюдоровского периода. В связи с этим она ставит весьма существенную задачу проследить, в какой мере в социально-политических воззрениях и идеалах Бэкона, запечатленных в «Essays», отразились и сплелись установки раннетюдоровского, елизаветинского и стюартовского времени. -380.

65 Вергилий, «Георгики», кн. I, ст. 464465:

«…О смутах незримых она предваряет

Часто, о кознях и скрытой войне, набухающей тайно». 380.

66 Вергилий, «Энеида», кн. IV, ст. 178180:

«Оную Матерь Земля, на богов распаленная гневом,

Младшую, как повествуют, сестру Энкеладу с Кеем

Произвела…». 380.

67 Бэкон перефразирует место из Тацита: «Отныне, что бы принцепс ни делал, хорошее или дурное, все навлекало на него равную ненависть»; «История», кн. I, 7. 380.

68 У Тацита: «Солдаты были настроены бодро, но предпочитали обсуждать приказы командиров, а не выполнять их»; «История», кн. II, 39. 381.

69 Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» кн. III, гл. 27. 381.

70 «Первый двигатель» в аристотелевско-птолемеевской системе мира первоисточник движения, помещающийся за сферой неподвижных звезд. 381.

71 У Тацита; «Так открыто, что можно было подумать, будто они забыли о своих повелителях»; «Анналы», кн. III, 4. 381.

72 «Сниму поясы с чресл царей». Ср. Ветх. Зав., кн. Исайи, гл. 14, ст. 25. 381.

73 Бэкон неточно цитирует Лукана, «Фарсалия», кн. 1, ст. 181182:

«Хищный отсюда процент, беспощадные сроки уплаты,

И поколеблен кредит, и война стала выгодной многим». 382.

74 «Только для печали есть граница, а для страха никакой». Плиний Младший, «Письма», кн. VIII, 17, 6. 382.

75 «Материал превзошел мастерство»; Овидий, «Метаморфозы», кн. II, ст. 5. 383.

76 Имеется в виду богатство Голландии, прибыльные фрахты, составлявшие значительную статью ее дохода. 383.

77 «Сулла был неграмотен, а потому не мог диктовать». Светоний, «Жизнь двенадцати Цезарей» (Божественный Юлий, 77). 385.

78 «Набирает солдат, а не покупает», Тацит, «История», кн. 1, 5. -385.

79 «Если буду жив, Римская империя не будет нуждаться в солдатах». Flavius Vopiscus, «Probus», 20. 385.

80 «Словом, судя по общему настроению, на последнее злодеяние решились лишь некоторые, сочувствовали ему многие, готовились и выжидали все». Тацит, «История», кн. I, 28. 385.

81 Комментаторы считают, что имелся в виду сборник «Золотая Легенда», содержавший повествования о житиях и чудесах святых. Составлен он был в XIII в. доминиканцем Яковом

Скачать:TXTPDF

Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать бесплатно, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать онлайн