(1265), в котором фиксировались суверенные права короны. 476.
233 Т. е. «освободители» или «спасители» (лат.). Октавиан Август (63 до н. э.14 н. э.) первый римский император (с 27 г. до н. э.), положивший конец изнурительным гражданским войнам в Римской республике и самой республике. Тит Флавий Веспасиан (979) римский император (с 69 г.), власть которого завершает анархию периода правления Гальбы, Отона и Вителлия. Луций Домиций Аврелиан (214 или 215275) римский император (с 270 г.), сумевший возвратить империи многие отпавшие от нее провинции. Теодорах король остготов (493 526), основавший в Италии государство Остготов. Генрих VII (14551509) английский король (с 1485 г.), положивший конец междоусобной «войне Роз» и начало династии Тюдоров. Генрих IV французский король (15941610), его приход к власти завершает многолетние религиозные войны и кладет начало королевской династии Бурбонов. 476.
234 «Расширившие» или «защитившие державу» (лат.). 476.
235 «Отцы отечества» (лат.). 476.
236 Марк Атилий Регул римский консул, разбивший в 256 г. до н. э. карфагенский флот и высадившийся в Африке. Регул попал в плен к карфагенянам и, согласно преданию, принял там мученическую смерть. Публии Деции Мусы -отец и сын, консулы Рима, по преданию, пожертвовали жизнью ради отечества. 476.
237 Опыт «Of Judicature» впервые появился в издании 1612 г. и значительно расширен для издания 1625 г. Этот опыт особенно для нас интересен, так как связан с предметами непосредственных профессиональных занятий Бэкона, который поднялся в своей придворной службе от простого юриста до лорда-канцлера (министра юстиции) Англии. 476.
238 Обращаем внимание на весьма резкий выпад Бэкона против произвола римско-католической церкви. 477.
239 Ветх. Зав., кн. Второзакон., гл. 27, ст. 17. 477.
240 «Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий перед нечестивым»; Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 25, ст. 26. 477.
241 Ветх. Зав., кн. Амоса, гл. 5, ст. 7. 477.
242 Ветх. Зав., кн. Исайи, гл. 40, ст. 4. 477.
243 «Кто сморкается с большим усилием, досморкается до крови»; см. Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. 30, ст. 33. 477.
244 «Он пошлет на них дождь тенет». Ветх. Зав., Псалм. Давид., 10, ст. 6. 478.
245 «Долг судьи разобрать поступок и время поступка» (лат.). 478.
246 Нов. Зав., Посл. Иаков., гл. 4, ст. 6. 478.
247 Нов. Зав., Матф., гл. 7, ст. 16. 479.
248 Не «приверженцы судов», а «паразиты судов» (лат.). 479.
249 «Высшим законом да будет для них благо народа»; эти слова мы находим, однако, не в законах Двенадцати Таблиц, а у Цицерона «О законах», кн. III, 3, 8. 479.
250 Т. е. «мое» и «твое» (лат.). 479.
251 «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его». Нов. Зав., Посл. Тимоф. I, гл. 1, ст. 8. 480.
252 Нов. Зав., Посл. Ефес., гл. 4, ст. 26. 480.
253 Сенека, «О гневе», I, 1. Нов. Зав., Лук., гл. 21, ст. 19. 480.
254 «…И душу в ранениях тех полагают». Вергилий, «Георгики», кн. IV, ст. 233. 480.
255 «Честь должна быть из прочной ткани»; Фернандес Гонсальво (14431515) испанский военачальник, прозванный «Великим капитаном», прославился в борьбе против мавров, затем командовал испанскими войсками в итальянских войнах. 481.
256 «Обычные проклятия» (лат.). 481.
257 Ветх. Зав., Еккл., гл. 1, ст. 9. 482.
258 Ветх. Зав., Еккл., гл. 1, ст. 1011. 482.
259 Изложение мифа о Фаэтоне см. Овидий, «Метаморфозы», кн. II, ст. 1328. 482.
260 См. Ветх. Зав., кн. Царств III, гл. 17. 482.
261 Платон, «Тимей», 25 сd; ср. «Новая Атлантида». 482.
262 Григорий I римский папа (понтификат 590604 гг.). 483.
263 Период, в течение которого полюс мира совершает полный оборот около полюса эклиптики; равен 25 800 лет. См. Платон, «Тимей» 483.
264 Арианство течение в христианстве, отрицавшее «единосущность» Бога-Сына и Бога-Отца. Его основатель александрийский пресвитер Арий, учение которого было осуждено как еретическое Никейским собором в 325 г. Арминиане (ремонстранты) протестантская секта начала XVII в. в Нидерландах, основанная Яковом Арминием (15601609); допускала отступления от строгостей ортодоксального кальвинизма, в политическом отношении арминиане примыкали к федералистам и подвергались гонениям со стороны монархических сторонников Нассауского дома. 484.
265^ В III в. до н. э. произошло вторжение древних галлов в Малую Азию; заселенная ими область получила название Галатия. Поход галлов на Рим имел место в 390 г. до н. э., они взяли Рим и осадили Капитолий; с этой осадой связано известное предание о гусях, спасших Рим. 484. НОВАЯ АТЛАНТИДА
«New Atlantis» написана Бэконом в 162324 гг. Повесть не была окончена, однако готовый ее фрагмент вскоре же переводится «для пользы других народов» на латинский язык. По своему сюжету она следует довольно распространенной в XVIXVII вв. схеме утопического произведения. Рассказ ведется от лица путешественника, побывавшего в неведомой стране и увидевшего там осуществление совершенных, с его точки зрения, общественных установлений. Так построены и «Утопия» Т. Мора и «Город солнца» Т. Кампанеллы, вышедший, кстати сказать, в том же 1623 г. Произведение Бэкона, принадлежа к иной, отнюдь не социалистической традиции, не содержит сколь-либо глубокой критики современной ему социальной действительности, что характерно для «Утопии» Мора, и не противопоставляет ей иных социально-политических идеалов. В жанре утопии Бэкон начинает развивать свою излюбленную тему о величии и благе научно-технического прогресса и, кажется, что вся повесть нужна ему для того, чтобы возвысить ученых и изложить свой проект всегосударственной организации науки. Однако написана она довольно живо, читается с интересом и обладает несомненными чисто литературными достоинствами, чего нельзя сказать, например, о «Городе Солнца».
Первое английское издание «New Atlantis», осуществленное В. Раули в 1627 г., опубликовано в одном томе с «Sylva Sylvaruru or a Natural History in ten centuries», которую издатели и систематизаторы бэконовского литературного наследия считают существенным фрагментом третьей части «Великого Восстановления Наук». Латинский вариант впервые появился в печати в 1638 г. в составе подготовленного Раули тома сочинений Бэкона «Francisci Baconi… Operum Moralium et Civilium Tomus». Интересно, что в 1643 г. в Утрехте на латинском языке выходят вместе в одной книге две утопии-одногодки: «Новая Атлантида» Фр. Бэкона и «Город Солнца» Т. Кампанеллы.
Несколько слов о ближайшей судьбе этого жанра в Англии. В период английской революции его использовали для изложения своих республиканских политических и конституционных идеалов Сэмюэль Гартлиб («Описание славного королевства Макарии», 1641) и Джеймс Гаррингтон («Океания», 1656). При этом Гартлиб прямо указывает, что образцами ему послужили сочинения Т. Мора и Фр. Бэкона. Из утопий, проникнутых нетерпимым религиозно-пуританским духом, отметим «Новую Солиму» Сэмюэля Готта (1648), произведение серое и бездарное, и содержащую нудные мистические рассуждения книгу Джона Садлера «Ольбия -недавно открытый Новый остров» (1660). У Бэкона нашлись и непосредственные «продолжатели». Таковы две роялистские утопии времен реставрации: анонимная «Новая Атлантида, начатая лордом Веруламом, виконтом Сент-Албанс и продолженная эсквайром Р. X., в которой излагается программа монархического правления» (1660) и незаконченная работа Дж. Гленвилла (1676). Принадлежа к группе кэмбриджских платоников, Гленвилл пытался соединить их рационалистический мистицизм с бэконовским сциентизмом. В своем «Продолжении Новой Атлантиды» он описывает Бенсалем, потрясаемый революцией и религиозными распрями (Подробнее см. А. Л. Мортон, «Английская утопия», М., 1956).
На русском языке «New Atlantis» вышла отдельной небольшой книжкой: «Новая Атлантида, сочинение Франциска Бакона Аглинскаго Канцлера, перевод с французского», Москва, 1821. Анонимный автор этого довольно неплохого для того времени, хотя и не во всем точного, перевода в своем послесловии «Заключение из мыслей переводчика», в частности, писал: «Может быть, некоторые из читателей помыслят, что автор Новой Атлантиды не окончил своего повествования; но он сказал все, что сказать хотел: представил обитающий в неизвестной земле народ, истинно христианский и по их вере, и по их правилам жизни; изобразил их нравы и их обыкновения, бросающия приметную тень на испорченную нравственность народов, почитающих себя образованными; дал понятие о знаменитом обществе Испытателей природы, касаясь слегка предметов, достойных внимания, желающих вникнуть в порядок естественных законов, намекая об открытиях, из которых большая часть в его времена, когда физические науки едва только возникали, могли только в догадках быть предполагаемы» (указ. соч., стр. 183184).
Следующее известное нам русское издание «…Новая Атлантида. Перевод, введение и примечания проф. С. Я. Лурье», М. Пг., «Былое», 1922. В настоящем томе «New Atlantis» печатается (в дополнение к произведениям Фр. Бэкона, указанным во вступительной статье) в переводе с английского 3. Е. Александровой, опубликованном в академической серии «Литературные памятники», Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида, Опыты и наставления нравственные и политические». М., 1962. Примечания подготовил А. Л. Субботин.
1 Т. е. Тихий океан. Из последующего текста очевидно, что остров Бенсалем помещается в Тихом, а не в Атлантическом океане, как по ошибке напечатано в моей вступительной статье к 1 тому наст. изд. В Атлантике находилась Атлантида Платона, хотя так могло называться в его времена все неизведанное водное пространство, лежащее к западу от Гибралтара. Т. Мор, описывая свой утопический остров, видит в нем небольшую часть большого материка Нового Света (т. е. незадолго перед тем открытой европейцами Америки). Бэкон же помещает Бенсалем в «совершенно не исследованную» часть Тихого (Южного) океана. Когда Земля будет изучена, «утопия» перекочует в космос. 480.
2 Так в древности называли Гибралтар. 500.
3 От «Хан-Балык» («город хана») как он назывался в период монгольского владычества в Китае; позднее город был переименован в Пекин. 500.
4 Так у Марко Поло именуется Ханчжоу. 501.
5 Имеется в виду Платон. См. «Тимей», 24е25d и «Критий» 108е121b. Бэкон отождествляет платоновскую Атлантиду («великую Атлантиду») с Америкой, по-видимому локализуя ее в области Бразилии. Впервые связал Атлантиду Платона с Америкой Франциск Лопес де Гомара («Historia de las Indias», 1553), усмотревший сходство ее географического описания у Платона с топографией западной части Атлантики. 501.
6 «Небесная лестница» (лат.). 501.
7 Платон, «Тимей», 24е. 501.
8 Т. Мор, «Утопия», кн. II (О рабах). 512.
9 Ср. эту программу разделения труда исследователей Соломонова дома с теми этапами и аспектами методического истолкования природы (собирание фактов естественной и опытной истории, постановка плодоносных и светоносных опытов, составление таблиц открытия,