Скачать:TXTPDF
Великое восстановление наук. Новый Органон

отличие зависит от того, имелось ли до этого тепло или нет. Второе от обилия или недостатка материи. Третье от степени ее подготовленности. Четвертое от замкнутого или открытого положения того тела, на которое оказывается действие.

Что касается первого отличия, Телезио предполагает, что во всех известных реальных сущностях содержится некоторое скрытое тепло, которое, правда, не ощущается при прикосновении, но которое соединяется с новым или добавочным теплом. Мало того, это скрытое тепло возбуждается тем пришлым теплом и получает от него импульс к совершению свойственных ему действий в собственной сфере. Ясным доказательством этого, говорит он, служит тот общеизвестный факт, что нет ни одного предмета, будь это металл, камень, вода или воздух, который не становился бы теплым от прикосновения или даже от приближения огня или горячего тела, факт, который, может быть, не имел бы места, если бы не было некоторого первоначального и скрытого тепла, подготовившего почву для нового и явного тепла. Точно так же и большее или меньшее в этом отношении, т. е. большая или меньшая готовность воспринять тепло, наблюдаемая в реальных существах, соответствует мере первоначального тепла. Ибо воздух нагревается от небольшого количества тепла, такого, которое в воде даже не ощущалось бы. Вода точно так же нагревается быстрее металла, камня или стекла. Ибо хотя и верно то, что некоторые из этих предметов, как, например, металл и камень, нагреваются по видимости быстрее воды, но это бывает лишь на поверхности, а не во внутренних частях тела. Ибо в твердых телах существует менее свободное сообщение между частями, чем в жидких телах. Поэтому внешняя часть металла нагревается быстрее внешней части воды, но тело металла в целом нагревается медленнее тела воды.

Второе отличие сконцентрированность и растянутость материи. Ибо если материя сжата, то силы тепла более сконцентрированы и благодаря концентрации увеличены и напряжены; если же материя, наоборот, свободна, то силы более рассеяны и благодаря этому уменьшены и ослаблены. Вот почему жар раскаленного металла сильнее жара кипятка и сильнее даже жара пламени, разве только то, что пламя в тонкое тело легче входит. Ибо пламя горящих углей и горящего дерева не очень страшно, если оно только не раздувается так, чтобы движение помогло ему проникнуть в тело; мало того, некоторые виды огня (вроде, например, пламени винного спирта, особенно если оно в небольшом количестве и рассеяно) обладают таким умеренным теплом, что такой огонь почти можно трогать руками.

Третье различие, связанное с подготовленностью материи, многообразно, ибо Телезио приводит семь степеней подготовленности[11], из которых первая есть гибкость, или то свойство материи, которое заставляет тело несколько уступать большой силе и подвергаться сжатию и особенно растяжению, одним словом, то свойство, которое делает тело эластичным, или податливым. Вторая степень есть мягкость, когда не требуется большой силы, а достаточно маленького толчка или прикосновения, чтобы тело уступило без всякого видимого сопротивления. Третья степень клейкость, или липкость, представляющая собой в некотором роде начальную стадию жидкости. Ибо клейкое тело начинает течь и растягиваться от прикосновения или связи с другим телом и не является строго ограниченным в себе самом, хотя оно не течет самопроизвольно и по собственному побуждению; и между тем как жидкое тело следует за самим собой, клейкое тело следует, скорее, за чем-то другим. Четвертая степень есть само состояние жидкости, когда тело, как бы причастное внутреннему духу, легко обращается в движение и движется самопроизвольно, но с трудом ограничивается и останавливается. Пятая степень есть пар, когда тело разрежено до неосязаемости, так что оно еще более легко и подвижно течет, волнуется и колеблется. Шестая степень есть газ, представляющий собой род пара, более сгущенного и зрелого и готового принять природу огня. Седьмая степень есть сам воздух, который, по уверению Телезио, наделен собственным природным теплом, притом значительным и сильным, ибо даже в самых холодных местах воздух никогда не замерзает. Другим явным доказательством того, что воздух обладает собственным теплом, является тот факт, что всякий запертый воздух, отделенный от мирового воздуха и предоставленный самому себе, явно выделяет теплоту, как мы наблюдаем это на шерсти и волокнистых материях. Мы задыхаемся также в тесных и замкнутых помещениях, что происходит от тепла. Причина всех указанных явлений заключается в том, что, когда воздух заперт, он начинает выявлять свою природу, между тем как в открытом помещении он через дверь охлаждается тем холодом, который непрерывно выделяет земной шар. Мало того, наш обычный воздух обладает в малой мере некоторыми качествами небесных тел, так как он содержит в себе некоторый свет, о чем свидетельствует зрение животных, обладающих способностью видеть ночью и в темных местах. Таков, по Телезио, порядок свойств материи, и именно в промежуточных телах, ибо крайние тела, именно твердые и негибкие, на одной стороне, самый огонь на другой стороне, как крайние пределы того, что лежит между ними, не принимаются им во внимание.

Но кроме этих простых градаций Телезио находит огромное разнообразие в характере материи в зависимости от однородности и неоднородности тела. Ибо различные части материи, соединенные в одно тело, могут или одинаково относиться к какой-нибудь из упомянутых выше градаций, или к различным градациям по-разному. Отсюда возникает величайшее разнообразие в действиях тепла. Поэтому четвертое различие необходимо зависит от природы, а также от положения тела, подвергающегося действию тепла, а именно от того, замкнуто ли оно, пористо или открыто. Ибо, когда тепло действует на открытое тело, оно действует в последовательном порядке на каждую часть, ослабляя и одновременно вытягивая и отделяя ее. Когда же оно действует на замкнутую и компактную природу, оно действует на целое и на массу, причем тепло при этом условии нисколько не теряется; напротив, старое тепло соединяется с новым для совместного действия. Следствием этого являются более сильные, более глубокие и более совершенные изменения и преобразования. Однако об этом мы скажем подробнее вскоре, когда будем говорить о способе действия.

Пока же Телезио, неизменно запутываясь, силится объяснить нам, как произошел разрыв между его первоначально неотделимыми друг от друга качествами, а именно между теплом, светом, разреженностью и подвижностью, а также между четырьмя противоположными качествами, разрыв, который фактически имеет место в телах. Ибо мы наблюдаем, что некоторые тела бывают горячими или чрезвычайно приспособленными для тепла и одновременно чрезвычайно плотными, неподвижными и темными, другие же бывают разреженными, подвижными, светлыми или белыми, однако холодными. То же самое повторяется с другими качествами, а именно что какое-нибудь одно из них пребывает в теле, между тем как остальные качества этого тела с ним не согласуются; с другой стороны, иные участвуют в двух из этих природ без других двух. В результате мы имеем огромное разнообразие сочетаний и комбинаций. В этой части Телезио не очень удачно выпутывается из своих затруднений и ведет себя так, как ведут себя его противники, которые, составив себе мнение до ознакомления с вопросом, при переходе к частностям насилуют свой собственный ум и реальную природу, и безжалостно искажают и извращают и то и другое, и тем не менее шествуют уверенно и (если им верить) победоносно и тем или другим путем ухитряются еще привести многое в свое оправдание. В конце своего рассуждения Телезио, однако, в отчаянии отказывается от своей попытки объяснения и ограничивается пожеланиями, говоря, что, хотя можно грубо и суммарно установить и определить силу и количество тепла, и предрасположенность материи, тем не менее установление их точных отношений, а также детальное выяснение их способов действия превышают возможности человеческого познания. Впрочем, дело, по его мнению, обстоит так, что (если можно говорить, что из двух невозможностей одна меньше, чем другая) разнообразие свойств материи может быть лучше определено, чем сила и степени тепла, и тем не менее именно в этих последних (если бы нам дано было проникнуть в них) кроется предел и кульминация человеческого знания и могущества. Однако, признавшись в своем отчаянном положении, Телезио тем не менее не прекращает своих обетов и молитв. Ибо он говорит: «Далее, нельзя спрашивать о том, какое тепло и сколько, т. е. какая сила его и какое количество, может превратить какую именно часть земли или какие реальные существа и во что, так как это, как мне кажется, недоступно человеческому познанию. Ибо как можно, так сказать, делить по степеням силу тепла или само тепло, или иметь ясное представление о массе и количестве материи, в которую это тепло влито, или приурочить к определенной силе и определенному количеству тепла определенное количество и качество и определенные действия материи, или, наоборот, к определенному количеству и определенным действиям материи определенное количество тепла? Если бы люди, имеющие досуг и обладающие более ясным умом и всеми средствами, необходимыми для спокойного исследования природы вещей, могли бы найти решение всех этих вопросов, то такие люди не только оказались бы всезнающими, но и почти всемогущими»[12]. Здесь Телезио поступает несколько более честно, чем его противники, обычно объявляющие абсолютно недоступным для всякого искусства все то, что им самим не удалось достигнуть с помощью их искусства, ибо в этом случае они сами и вершат, и судят.

Нам еще остается рассмотреть третье положение Телезио, именно о способе действия (subactio). Здесь Телезио устанавливает три положения. Первое -то, которого я уже раньше мимоходом коснулся, а именно что нельзя установить никаких признаков (как это делает учение перипатетиков), по которым вещи как бы находились в согласии между собой и действовали бы сообща. Ибо всякое рождение естественного тела, а следовательно, и всякое изменение в нем совершаются путем победы и господства одного фактора над другим, а не путем союза и соглашения между ними, и это положение не ново, ибо уже Аристотель замечает относительно учения Эмпедокла[13], что хотя Эмпедокл установил в качестве активных начал вещей раздор и дружбу, однако в своих объяснениях причин он обычно использует раздор, как бы зачеркивая другое начало. Второе положение заключается в том, что тепло своим собственным действием непрерывно превращает сущее в жидкость и что ни сухость не связана с теплом, ни влажность с холодом. Ибо утончать означает то же, что обращать в жидкость, и все, что является наиболее разреженным, является одновременно и наиболее жидким, понимая под жидкостью то, что податливо, что распадается на части и снова восстанавливается с наибольшей легкостью и с большим трудом может быть ограничено и удержано в определенных пределах. Всеми этими качествами обладает в большей степени огонь,

Скачать:TXTPDF

Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать бесплатно, Великое восстановление наук. Новый Органон Фрэнсис читать онлайн