(обратно)
600
10. Об особой интенсивности эстетической ценности по сравнению с другими ценностями культуры писал И. Кон (Кон И. Общая эстетика. М., 1921. С. 30).
(обратно)
601
11. Ср.: ВМЭ (С. 275–276). Категория цели — одна из важнейших в философии неокантианства, в том числе и у Г. Когена.
(обратно)
602
12. Ср.: ВМЭ (С. 282).
(обратно)
603
13. Ср.: ВМЭ (С. 282–283).
(обратно)
604
14. Ср.: ВМЭ (С. 284–286 — познание, С. 286 — этика, С. 286–288 — эстетика).
(обратно)
605
15. Ср.: ВМЭ (С. 283, 286), а также АГ (С. 247).
(обратно)
606
16. Ср.: ВМЭ (С. 287). По условиям времени в тексте ВМЭ религия заменяется на «все <…> добрые, приемлющие и обогащающие, оптимистические категории человеческого мышления о мире и человеке». Там же говорится о том, что действительность преображается в эстетической деятельности.
(обратно)
607
17. Ср.: ВМЭ (С. 289).
(обратно)
608
18. Ср.: ВМЭ (С. 295); о проблеме изоляции см.: там же. С. 314–315.
(обратно)
609
19. Ср.: ВМЭ (С.314, 323–323).
(обратно)
610
20. Запись сделана, скорее всего, в июле 1924 г. и расположена на одной странице с предшествующей записью. Расположение это, по-видимому, не случайно, и доклад «Проблема обоснованного покоя» можно рассматривать как своего рода извлечение из АГ при построении философии религии. Что же касается понятия «обоснованный покой», то наряду с обычным употреблением, слово «покой» используется в качестве физического понятия, а также может быть применено в этике для описания нравственных состояний (см., например: Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin, 1904. S. 165; Он же. Asthetik des reinen Gefiihls. Berlin, 1912. Bd. 1. S. 208). У М.М.Б. понятие «обоснованный покой» получает значение важнейшей категории религиозного опыта. Отметим также, что при описании разных сфер действительности у М.М.Б. одни и те же понятия и определения приобретают разное значение. Так, в АГ обоснованный покой определяется как условие эстетического творчества (С. 260). В своей нравственной философии М.М.Б. описывает ответственный поступок как «поступок на основе признания долженствующей единственности» (С. 40), а в философии религии, как показывает публикуемая запись, определяет сознание долженствующей единственности — как совесть.
(обратно)
611
21. М. И. Каган отмечает, что, по Г. Когену, «молитва, лирическое обращение к Богу есть проблема религии» (Каган М. И. Герман Коген // Науч. известия. М.: Акад. центр Наркомпроса, 1922. Сб. 2. С. 122).
(обратно)
612
22. По Когену, проблемность является важнейшим свойством познания: «Факт наук и науки ставится как проблема», «бытие всегда проблематично, никогда не разгадано» (Каган М. И. Герман Коген. С. 114, 116).
(обратно)
613
23. Событие — основное понятие нравственной философии М.М.Б. (С. 16, 19, 42,152). См. прим. 4 и 265 к АГ.
(обратно)
614
24. Ср.: ФП (С. 20, 41).
(обратно)
615
25. Ср.: ФП (С. 41–42), АГ (С. 245).
(обратно)
616
26. Ср.: ФП (С. 38), АГ (С. 190).
(обратно)
617
27. Ср.: ФП (С. 39), АГ (С. 104). Ср. также употребление понятия «непроницаемость» в ФП (С. 8, 11, 33, 39).
(обратно)
618
28. Ср.: ФП (С. 10, 39, 51).
(обратно)
619
29. О различии долженствования, выраженного в общезначимых нравственных законах, и долженствования в философии поступка см.: ФП (С. 10, 24–28), АГ (С. 126), ВМЭ (С. 286). См. также прим. 58 к ВМЭ.
(обратно)
620
30. Здесь, в философии религии, основной архитектонический принцип нравственной философии М.М.Б. — взаимоотношение я и другого (С. 38, 43–44, 49–50, 66–68, 117, 199, 214, 245) — также, подобно другим понятиям, получает новое освещение. О проблеме другого у Л. Фейербаха см. прим. 136 к АГ. Соотношение я и другого является важным элементом этики Г. Когена (Cohen Н. Ethik des reinen Willens. S. 201–202); см. прим. 124 к АГ. О проблеме взаимоотношения я и другого в европейской философии XIX–XX вв. см.: Махлин В. Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. М., 1997.
(обратно)
621
31. О невыразимости и необъяснимости нравственного бытия в теоретических терминах также см.: ФЛ (С. 12), АГ(С. 152), ВМЭ (С. 274, 298).
(обратно)
622
32. См.: АГ (С. 197–197).
(обратно)
623
33. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18: 9-14); ср.: АГ (С. 211).
(обратно)
624
34. Ср.: АГ (С. 127, 129, 184,218). См. прим. 150 к АГ.
(обратно)
625
35. Ср.: ФП (С. 46), АГ (С. 193, 217). Вопрос о двойничестве-самозванстве в истории культуры находился в центре внимания Л. В. Пумпянского еще в невельский период (см.: Пумпянский. С. 786).
(обратно)
626
36. Конъектура; в рукописи неразб.; также возможно чтение «знания».
(обратно)
627
37. Покаяние — одно из важнейших понятий нравственной философии М.М.Б. См.: АГ (С. 132, 134, 187, 188, 191, 196, 208, 210, 239).
(обратно)
628
38. Ср.: АГ (С. 98, 198, 210, 211).
(обратно)
629
39. Ср.: АГ (С. 98, 176, 187).
(обратно)
630
40. Ср.: АГ (С. 209).
(обратно)
631
41. Ср.: АГ (С. 197).
(обратно)
632
42. Ср.: АГ (С.211).
(обратно)
633
43. Ср.: АГ (С. 193, 195, 197).
(обратно)
634
44. Ср.: АГ (С. 193, 195); ФП (С. 41— абсолютная неуспокоенность).
(обратно)
635
45. Ср.: АГ (С.210).
(обратно)
636
46. О вере, свободе и их соотношении см.: АГ (С. 197, 208, 211).
(обратно)
637
47. Ср.: АГ (С. 133, 198).
(обратно)
638
48. Записи относятся, судя по датам записей двух лекций, к октябрю-ноябрю 1924 г. Записей 7, 8 и 9-й лекций нет. В основе сохранившихся лекций лежит обсуждение начальных разделов «Критики чистого разума» И. Канта. По воспоминаниям И. И. Канаева, М.М.Б. как-то прочитал курс лекций о Канте. Возможно, записи Л. В. Пумпянского относятся именно к этому курсу. В лекциях М.М.Б. дает критическое обозрение основных проблем европейской философии. Поскольку в эти годы М.М.Б. постоянно учитывает положения Марбургской школы, то в лекциях важны все случаи согласия и расхождения с Г. Когеном. Особого внимания в лекциях заслуживает типология философских систем, при построении которой использованы опыт изучения логики кругозора (т. е. горизонта) поступающего сознания, данный в ФП, и исследование жизни эстетического сознания, осуществленное в АГ и ВМЭ.
(обратно)
639
49. Имеется в виду: Кант И. Критика чистого разума. Ч. 1: Трансцендентальная эстетика.
(обратно)
640
50. Работа (нем.). Возможно, в данном случае критически упоминается «различие бытийных и функциональных понятий (Daseinsbegriffe und Leistungsbegrine)» у Г. Риккерта (Риккерт Г. Суждение и процесс суждения //Логос. 1913. Кн. 3–4. С. 195–196; ср.: Он же. Два пути теории познания // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 7. С. 28, 30).
(обратно)
641
51. Историческая, или духовная психология разрабатывалась в трудах В. Дильтея (1833–1911).
(обратно)
642
52. Трансгредиентность — одна из основных категорий анализа эстетического сознания в АГ См. прим. 99 к АГ.
(обратно)
643
53. Ср.: ФП (С. 47).
(обратно)
644
54. Ср.: ФП (С. 10).
(обратно)
645
55. Пояснение в скобках принадлежит Л. В. Пумпянскому.
(обратно)
646
56. Единство (нем.).
(обратно)
647
57. Здесь и далее имеется в виду также «чисто теоретический, исторически не действительный субъект, сознание вообще, научное сознание, гносеологический субъект» (С. 11) новоевропейской теоретической философии; см. также: АГ (С. 160) и прим. 195 к АГ.
(обратно)
648
58. Платон. Государство.
(обратно)
649
59. Ср.: АГ (С. 118, 184), ВМЭ (С. 288–289).
(обратно)
650
60. Ср.: АГ (С. 161).
(обратно)
651
61. Ср.: ФП (С. 22), АГ (С. 203), ВМЭ (С. 287).
(обратно)
652
62. После нас хоть потоп (франц.).
(обратно)
653
63. Длительность (франц.); термин А. Бергсона.
(обратно)
654
64. «Введение» к «Критике чистого разума» И. Канта.
(обратно)
655
65. Созерцание (нем.). См. прим. 114 к АГ.
(обратно)
656
66. Понятие (нем.).
(обратно)
657
67. Суждение (нем.).
(обратно)
658
68. Ср.: Каган М. И. Герман Коген. С. 118–122.
(обратно)
659
69. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. М., 1964. Т. 3. С. 130.
(обратно)
660
70. Там же.
(обратно)
661
71. Там же. С. 131.
(обратно)
662
72. Там же.
(обратно)
663
73. М.М.Б., как и Г. Коген в этике и эстетике, при анализе эстетического сознания употребляет понятия «пространство» и «время» не в их прямом естественнонаучном смысле, а как категории созерцания.
(обратно)
664
74. Кант И. Критика чистого разума. С. 132.
(обратно)
665
75. Там же. С. 134.
(обратно)
666
76. Там же.
(обратно)
667
77. Там же. С. 135–137.
(обратно)
668
78. О Бергсоне см. также: ФП (С. 17, 23), АГ (С. 121).
(обратно)
669
79. Интуитивное видение жизни демонстрируется А. Бергсоном на примере поведения самки осы желтокрылого сфекса. См.: Бергсон А. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 1: Творческая эволюция. С. 151–153.
(обратно)
670
80. Возможное чтение: переплеск<ивается>.
(обратно)
671
81. Запись сделана, скорее всего, в октябре 1925 г., поскольку следующая публикуемая запись, связанная с ней по содержанию, датирована 1 ноября 1925 г. Обе записи относятся к периоду занятий Невельской школы теологией зимой 1925–1926 г. Об этих занятиях свидетельствуют и книги по теологии, в том числе и православных богословов, внесенные Л. В. Пумпянским в «Список книг, изученных, прочитанных, просмотренных 20 апреля — 20 декабря 1925 г.». Об этих занятиях Л. В. Пумпянский говорит в письме 1926 г. М. И. Кагану: «В этом году совершенно точно и ясно установилось мое теологическое мировоззрение: православная Восточная Церковь. Особую роль сыграло изучение Apologie des Christentums Г. Шелля и убеждение в совершенной несостоятельности философии религии Канта и Г. Когена. — Но углубление собственных взглядов, как это всегда бывает, привело к серьезной осмысленной