Скачать:PDFTXT
Философская этика

(обратно)

600

10. Об особой интенсивности эстетической ценности по сравнению с другими ценностями культуры писал И. Кон (Кон И. Общая эстетика. М., 1921. С. 30).

(обратно)

601

11. Ср.: ВМЭ (С. 275–276). Категория цели — одна из важнейших в философии неокантианства, в том числе и у Г. Когена.

(обратно)

602

12. Ср.: ВМЭ (С. 282).

(обратно)

603

13. Ср.: ВМЭ (С. 282–283).

(обратно)

604

14. Ср.: ВМЭ (С. 284–286 — познание, С. 286 — этика, С. 286–288 — эстетика).

(обратно)

605

15. Ср.: ВМЭ (С. 283, 286), а также АГ (С. 247).

(обратно)

606

16. Ср.: ВМЭ (С. 287). По условиям времени в тексте ВМЭ религия заменяется на «все <…> добрые, приемлющие и обогащающие, оптимистические категории человеческого мышления о мире и человеке». Там же говорится о том, что действительность преображается в эстетической деятельности.

(обратно)

607

17. Ср.: ВМЭ (С. 289).

(обратно)

608

18. Ср.: ВМЭ (С. 295); о проблеме изоляции см.: там же. С. 314–315.

(обратно)

609

19. Ср.: ВМЭ (С.314, 323–323).

(обратно)

610

20. Запись сделана, скорее всего, в июле 1924 г. и расположена на одной странице с предшествующей записью. Расположение это, по-видимому, не случайно, и доклад «Проблема обоснованного покоя» можно рассматривать как своего рода извлечение из АГ при построении философии религии. Что же касается понятия «обоснованный покой», то наряду с обычным употреблением, слово «покой» используется в качестве физического понятия, а также может быть применено в этике для описания нравственных состояний (см., например: Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin, 1904. S. 165; Он же. Asthetik des reinen Gefiihls. Berlin, 1912. Bd. 1. S. 208). У М.М.Б. понятие «обоснованный покой» получает значение важнейшей категории религиозного опыта. Отметим также, что при описании разных сфер действительности у М.М.Б. одни и те же понятия и определения приобретают разное значение. Так, в АГ обоснованный покой определяется как условие эстетического творчества (С. 260). В своей нравственной философии М.М.Б. описывает ответственный поступок как «поступок на основе признания долженствующей единственности» (С. 40), а в философии религии, как показывает публикуемая запись, определяет сознание долженствующей единственности — как совесть.

(обратно)

611

21. М. И. Каган отмечает, что, по Г. Когену, «молитва, лирическое обращение к Богу есть проблема религии» (Каган М. И. Герман Коген // Науч. известия. М.: Акад. центр Наркомпроса, 1922. Сб. 2. С. 122).

(обратно)

612

22. По Когену, проблемность является важнейшим свойством познания: «Факт наук и науки ставится как проблема», «бытие всегда проблематично, никогда не разгадано» (Каган М. И. Герман Коген. С. 114, 116).

(обратно)

613

23. Событие — основное понятие нравственной философии М.М.Б. (С. 16, 19, 42,152). См. прим. 4 и 265 к АГ.

(обратно)

614

24. Ср.: ФП (С. 20, 41).

(обратно)

615

25. Ср.: ФП (С. 41–42), АГ (С. 245).

(обратно)

616

26. Ср.: ФП (С. 38), АГ (С. 190).

(обратно)

617

27. Ср.: ФП (С. 39), АГ (С. 104). Ср. также употребление понятия «непроницаемость» в ФП (С. 8, 11, 33, 39).

(обратно)

618

28. Ср.: ФП (С. 10, 39, 51).

(обратно)

619

29. О различии долженствования, выраженного в общезначимых нравственных законах, и долженствования в философии поступка см.: ФП (С. 10, 24–28), АГ (С. 126), ВМЭ (С. 286). См. также прим. 58 к ВМЭ.

(обратно)

620

30. Здесь, в философии религии, основной архитектонический принцип нравственной философии М.М.Б. — взаимоотношение я и другого (С. 38, 43–44, 49–50, 66–68, 117, 199, 214, 245) — также, подобно другим понятиям, получает новое освещение. О проблеме другого у Л. Фейербаха см. прим. 136 к АГ. Соотношение я и другого является важным элементом этики Г. Когена (Cohen Н. Ethik des reinen Willens. S. 201–202); см. прим. 124 к АГ. О проблеме взаимоотношения я и другого в европейской философии XIX–XX вв. см.: Махлин В. Л. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в. М., 1997.

(обратно)

621

31. О невыразимости и необъяснимости нравственного бытия в теоретических терминах также см.: ФЛ (С. 12), АГ(С. 152), ВМЭ (С. 274, 298).

(обратно)

622

32. См.: АГ (С. 197–197).

(обратно)

623

33. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18: 9-14); ср.: АГ (С. 211).

(обратно)

624

34. Ср.: АГ (С. 127, 129, 184,218). См. прим. 150 к АГ.

(обратно)

625

35. Ср.: ФП (С. 46), АГ (С. 193, 217). Вопрос о двойничестве-самозванстве в истории культуры находился в центре внимания Л. В. Пумпянского еще в невельский период (см.: Пумпянский. С. 786).

(обратно)

626

36. Конъектура; в рукописи неразб.; также возможно чтение «знания».

(обратно)

627

37. Покаяние — одно из важнейших понятий нравственной философии М.М.Б. См.: АГ (С. 132, 134, 187, 188, 191, 196, 208, 210, 239).

(обратно)

628

38. Ср.: АГ (С. 98, 198, 210, 211).

(обратно)

629

39. Ср.: АГ (С. 98, 176, 187).

(обратно)

630

40. Ср.: АГ (С. 209).

(обратно)

631

41. Ср.: АГ (С. 197).

(обратно)

632

42. Ср.: АГ (С.211).

(обратно)

633

43. Ср.: АГ (С. 193, 195, 197).

(обратно)

634

44. Ср.: АГ (С. 193, 195); ФП (С. 41— абсолютная неуспокоенность).

(обратно)

635

45. Ср.: АГ (С.210).

(обратно)

636

46. О вере, свободе и их соотношении см.: АГ (С. 197, 208, 211).

(обратно)

637

47. Ср.: АГ (С. 133, 198).

(обратно)

638

48. Записи относятся, судя по датам записей двух лекций, к октябрю-ноябрю 1924 г. Записей 7, 8 и 9-й лекций нет. В основе сохранившихся лекций лежит обсуждение начальных разделов «Критики чистого разума» И. Канта. По воспоминаниям И. И. Канаева, М.М.Б. как-то прочитал курс лекций о Канте. Возможно, записи Л. В. Пумпянского относятся именно к этому курсу. В лекциях М.М.Б. дает критическое обозрение основных проблем европейской философии. Поскольку в эти годы М.М.Б. постоянно учитывает положения Марбургской школы, то в лекциях важны все случаи согласия и расхождения с Г. Когеном. Особого внимания в лекциях заслуживает типология философских систем, при построении которой использованы опыт изучения логики кругозора (т. е. горизонта) поступающего сознания, данный в ФП, и исследование жизни эстетического сознания, осуществленное в АГ и ВМЭ.

(обратно)

639

49. Имеется в виду: Кант И. Критика чистого разума. Ч. 1: Трансцендентальная эстетика.

(обратно)

640

50. Работа (нем.). Возможно, в данном случае критически упоминается «различие бытийных и функциональных понятий (Daseinsbegriffe und Leistungsbegrine)» у Г. Риккерта (Риккерт Г. Суждение и процесс суждения //Логос. 1913. Кн. 3–4. С. 195–196; ср.: Он же. Два пути теории познания // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 7. С. 28, 30).

(обратно)

641

51. Историческая, или духовная психология разрабатывалась в трудах В. Дильтея (1833–1911).

(обратно)

642

52. Трансгредиентность — одна из основных категорий анализа эстетического сознания в АГ См. прим. 99 к АГ.

(обратно)

643

53. Ср.: ФП (С. 47).

(обратно)

644

54. Ср.: ФП (С. 10).

(обратно)

645

55. Пояснение в скобках принадлежит Л. В. Пумпянскому.

(обратно)

646

56. Единство (нем.).

(обратно)

647

57. Здесь и далее имеется в виду также «чисто теоретический, исторически не действительный субъект, сознание вообще, научное сознание, гносеологический субъект» (С. 11) новоевропейской теоретической философии; см. также: АГ (С. 160) и прим. 195 к АГ.

(обратно)

648

58. Платон. Государство.

(обратно)

649

59. Ср.: АГ (С. 118, 184), ВМЭ (С. 288–289).

(обратно)

650

60. Ср.: АГ (С. 161).

(обратно)

651

61. Ср.: ФП (С. 22), АГ (С. 203), ВМЭ (С. 287).

(обратно)

652

62. После нас хоть потоп (франц.).

(обратно)

653

63. Длительность (франц.); термин А. Бергсона.

(обратно)

654

64. «Введение» к «Критике чистого разума» И. Канта.

(обратно)

655

65. Созерцание (нем.). См. прим. 114 к АГ.

(обратно)

656

66. Понятие (нем.).

(обратно)

657

67. Суждение (нем.).

(обратно)

658

68. Ср.: Каган М. И. Герман Коген. С. 118–122.

(обратно)

659

69. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. М., 1964. Т. 3. С. 130.

(обратно)

660

70. Там же.

(обратно)

661

71. Там же. С. 131.

(обратно)

662

72. Там же.

(обратно)

663

73. М.М.Б., как и Г. Коген в этике и эстетике, при анализе эстетического сознания употребляет понятия «пространство» и «время» не в их прямом естественнонаучном смысле, а как категории созерцания.

(обратно)

664

74. Кант И. Критика чистого разума. С. 132.

(обратно)

665

75. Там же. С. 134.

(обратно)

666

76. Там же.

(обратно)

667

77. Там же. С. 135–137.

(обратно)

668

78. О Бергсоне см. также: ФП (С. 17, 23), АГ (С. 121).

(обратно)

669

79. Интуитивное видение жизни демонстрируется А. Бергсоном на примере поведения самки осы желтокрылого сфекса. См.: Бергсон А. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 1: Творческая эволюция. С. 151–153.

(обратно)

670

80. Возможное чтение: переплеск<ивается>.

(обратно)

671

81. Запись сделана, скорее всего, в октябре 1925 г., поскольку следующая публикуемая запись, связанная с ней по содержанию, датирована 1 ноября 1925 г. Обе записи относятся к периоду занятий Невельской школы теологией зимой 1925–1926 г. Об этих занятиях свидетельствуют и книги по теологии, в том числе и православных богословов, внесенные Л. В. Пумпянским в «Список книг, изученных, прочитанных, просмотренных 20 апреля — 20 декабря 1925 г.». Об этих занятиях Л. В. Пумпянский говорит в письме 1926 г. М. И. Кагану: «В этом году совершенно точно и ясно установилось мое теологическое мировоззрение: православная Восточная Церковь. Особую роль сыграло изучение Apologie des Christentums Г. Шелля и убеждение в совершенной несостоятельности философии религии Канта и Г. Когена. — Но углубление собственных взглядов, как это всегда бывает, привело к серьезной осмысленной

Скачать:PDFTXT

Философская этика Бахтин читать, Философская этика Бахтин читать бесплатно, Философская этика Бахтин читать онлайн