Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем. Том 3. Часть 1. «Сумерки» Стихотворения 1835 — 1844 годов

к стихотворению указаны его авторы — Баратынский и Дельвиг: «Я вспомнила еще стихи, сообщенные мне женою Барона Дельвига и сложенные когда то вместе с Баратынскимъ» (опубл.: Модзалевский 1901. С. 146; см. также: Пушкин в воспоминаниях 1998. Т. 1. С. 405).

Впервые опубликовано как принадлежащее А. С. Пушкину по рукописи из архива П. Я. Дашкова (современное местонахождение не установлено): Два неизданных стихотворения Пушкина // Исторический вестник. 1883. Т. И. № 2. Февраль. С. 468 (текст с той же разбивкой на строки, что и в публикации Б. Л. Модзалевского, с отдельными отличиями орфографии — в ст. 6 «дожжикъ» и «трекотовыхъ»). См. также примечание к публикации: «В богатом собрании автографов <...>, принадлежащем П. Я. Дашкову, находится, между прочим, небольшая четвертушка бумаги, на которой собственною рукою Пушкина, написаны два <...> небольшия стихотворения [второй текст — экспромт Дельвига «Я в Курске, милые друзья…» (Дельвиг 1986. С. 170)]. Мы <...> не знаем, когда и по какому случаю они написаны, но самое содержание их и то, что они написаны рукою Пушкина, удостоверяют их подлинность».

С опорой на публикацию «Исторического вестника» стихотворение было включено П. О. Морозовым в корпус пушкинских текстов (Пушкин 1887. Т. I. С. 347; Пушкин 1903—1906. Т. И. С. И, 359). Авторство Пушкина утверждалось также в малодостоверных мемуарах Л. Н. Павлищева: Дельвиг и Боратынский «послужили Пушкину предметом следующей пародии, на размер одной из баллад Жуковскаго, если не ошибаюсь, „Аббадоны“ <далеетекст стихотворения>» (Павлищев

1890. С. 193).

157

Сообщение об «автографе» Пушкина из собрания Дашкова было опровергнуто П. А. Ефремовым, опиравшимся на заключение Л. Н. Майкова: «Л. Н. Майков за год до смерти говорил мне, что он внимательно разсмотрел рукопись и нашел, что первое несомненно писано Львом Сергеевичемъ» (Ефремов 1903. С. 26). В этом контексте речь, очевидно, идст^об авторе записи,.а не об авторе стихотворения — но именно так сообщение Ефремова было понято М. Л. Гофманом («П. А. Ефремов считал автором стихотворения <...> Льва Сергеевича» — Изд. 1914—1915. Т. I. С. 323) и Ю. Н. Верховским («П. А. Ефремов <...> приписал стихотворение Л. С. Пушкину» (Верховский 1935. С. 134).

Авторство Пушкина было окончательно отведено Н. О. Лернером (Лернер 1911. С. 667—669) на основании приведенного выше свидетельства А. П. Керн, а также воспоминаний К. А. Полевого: «Весною 1827 года, не помню по какому случаю, у брата был литературный вечер <...>. Пушкин казался председателем этого сборища <...> вспоминал шутливые стихи Дельвига, Баратынскаго и заставил последняго припомнить написанные им с Дельвигом когда-то разсказы о житье-бытье в Петербурге. Его особенно смешило то место, где в пышных гексаметрах изображалось столько же вольное, сколько невольное убожество обоих поэтов, которые „в лавочку были должны, руки держали в карманах (перчаток они не имели!)“» (Полевой 1888. С. 209; Летопись. С. 195). О совместном авторстве Боратынского и Дельвига свидетельствуют и мемуары А. И. Дельвига: «Дельвиг жил несколько времени с известным поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским в Семеновском полку, где они и вместе и порознь писали много стихов, не попавших в печать. Там сочинена пародия на стихотворение Рылеева: Так в Семеновском полку / Жили они дружно…» (Дельвиг 1912. С. 48)6.

В собрание сочинений Боратынского впервые введено М. Л. Гофманом (Изд. 1914—1915. Т. I. С. 200), где напечатано в разделе «Стихотворения, написанныя Е. А. Боратынским в сотрудничестве с другими поэтами». Гофманом стихотворение также было опубликовано в книге «Неизданные стихотворения Дельвига» (Пг., 1922. С. 108; датировка — 1819). В составе собраний сочинений Дельвига печатается в рубрике «Коллективное», начиная с «Полного собрания стихотворений»

1934 г. (Дельвиг 1934. С. 429).

Датировку стихотворения традиционно связывают с реальным временем совместного «житья» Боратынского и Дельвига в 5-й роте Семеновского полка (ныне Рузов- ская улица). После публикации отрывка из письма Боратынского матери конца 1818— 1819 гг. (Изд. 1914—1915. Т. I. С. XLIX), в связи с которым Гофман упомянул петербургский адрес поэта «в доме кофишенка Ежевскаго», утвердилось мнение, что «домик низкий» и есть дом В. Ежевского (Гижевского) — см. Изд. 1936. Т. II. С. 298. Однако из того же письма поэта следует, что в этом доме Боратынский квартировал не с Дельвигом (который в 1818—1819 гг. жил на одной квартире с П. Л. Яковлевым в Троицком переулке — Шубин 1985. С. 32), а со своим сослуживцем по Егерскому полку А. И. Шляхтинским (о нем см. примечания к № 12). Кроме того, дом Ежев- * 29

6 Самое раннее известное к настоящему моменту упоминание об этих шуточных гекзаметрах — неточная цитата из стихотворения в письме В. Г. Белинского Н. В. Станкевичу от

29 сентября — 8 октября 1839 г. (Белинский 1953—1959. Т. XI. С. 405).

158

ского располагался не в 5-й роте, а на углу Гошпитальной улицы и Среднего проспекта (ныне угол Бронницкой улицы и Клинского проспекта — Шубин, Файбисович 1982. С. 150-151; Шубин 1985. С. 49).

Можно предположить, что после отъезда Шляхтинского из Петербурга в конце августа 1819 г. (Летопись. С. 92) Боратынский стал искать новую квартиру, чтобы поселиться вместе с Дельвигом, но ввиду хлопот о переводе в армию и, соответственно, скорого отъезда это представляется маловероятным. Более основательно предполагать, что вместе с Дельвигом он квартировал в следующий свой длительный приезд в Петербург — с мая 1821 г. по август 1822 г. Упоминание о том, что Боратынский «живет вместе с бароном Дельвигом» и «поменял квартиру», см. в письме С. А. Боратынской матери от 30 мая 1822 г. (Летопись. С. ИЗ). Семеновский полк как место жительства поэтов в 1821 г. называл князь Д. А. Эристов (Гаевский 1853. № 5. С. 40), косвенно подтверждается это и стихами Н. М. Коншина «К нашим» (1821—1822): «Пришла мне мысль благая / Вас звать в Семеновский на чай» (Поэты 1820 — 1830-х. Т. 1. С. 352).

Изд. 1914—1915. Т. I. С. 200 (текст по публикации Б. Л. Модзалевского; в ст. 8 отсутствует выделение курсивом — так же во всех последующих изданиях), 323—324 (датировка: 1819 — так же во всех последующих изданиях; отмечена публикация П. О. Морозова). — Изд. 1936. Т. I. С. 323; Т. II. С. 291—298 (отмечена первая публикация в «Историческом вестнике»). — Изд. 1957. С. 311 (в ст. 2 опечатка: «жили» вместо «жил»). — Изд. 1982. С. 368 (текст Изд. 1936 — так же во всех последующих изданиях).

159

233

Певцы 15 класса

Князь Шаховской согнал с Парнасса И Мелодрамму и Журналъ;

Но жаль, что только не согнал Певца 15 класса.

Но я бы не согнал с Парнасса Ни Мелодрамму, ни Журнал,

А хорошенько б откатал Певца 15 класса.

Не мог он оседлать Пегаса;

За то Хвостова оседлал И вот за что я не согнал Певца 15 класса

(Теперь певцы говорят сами:)

Хотя и согнан я с Парнасса,

Все на Песках я молодецъ:

Я председатель и отец Певцов 15 класса.

Я перевел порусски Тасса,

Хотя его не понимал И по достоинству попал В певцы 15 класса.

Во сне я не видал Парнасса,

Но я Идиллии писал И через них уже попал В певцы 15 класса.

160

Поймав в Париже Сенъ-Томаса,

Я с ним историю скропал И общим голосом попал В певцы 15 класса.

Я конюхом был у Пегаса,

30 Навоз Расинов подгребал И по Ѳедоре я попал В певцы 15 класса.

Я сам Княжевичь от Пегаса Толчки лихие получал И за терпение попал В певцы 15 класса.

Хотел достигнуть я Парнасса;

Но Феб мне оплеуху дал,

И ужь за деньги я попал 40 В певцы 15 класса **

Кой-что я Русскаго Парнасса,

Я не прозаик, не певец,

Я не 15 класса —

Я цензорсиречь — я подлец.

Сочинил унтеръ-Офицер Евгений Баратынский с артелью.

В Сенате третьяго я класса,

А здесь в 15й попал. Прим. Сон.

<10—31 июля 1822>

233. Певцы 15 класса («Князь Шаховской согнал с Парнасса…»).

Печатается по списку А. Е. Измайлова из архива В. И. Яковлева: ПД. Ф. 357. Оп. 2. № 18. Л. 3—4 (почерк установлен В. Э. Bauypo — Ваууро 1975. С. 155).

Печатается с исправлениями: в ст. 6 Журнал —► Журнал, — ст. 42 пиѳец —> ловец,

11- 5341

161

Другой список, неустановленным почерком, приложенный к списку Измайлова и дающий тот же текст: ПД. Ф. 357. Оп. 2. № 18. Л. 1—2.

Список В. Л. Пушкина в письме П. А. Вяземскому от 19 сентября 1822 г. («Посылаю тебе стихи Баратынскаго, которые очень забавны»): РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. № 2611. Л. 139—140 (с пропуском ст. 25—28).

Во всех этих списках вслед за стихотворением помещен устойчивый набор «ответных» сатирических текстов: «Куплеты прибавленные посторонними» («Барон я, баловень Парнасса…») и эпиграмма на Боратынского «Остер как унтерской тесак…» А. Е. Измайлова, а также «Надпись к портрету сочинителя сих куплетовъ» («Он щедро награжден Судьбой!..») Н. Ф. Остолопова (тексты см.: Летопись. С. 119—120).

Соавтором Боратынского был, по всей видимости, А. А. Дельвиг — он прямо упомянут в ответных «Куплетах, прибавленных посторонними». Может быть, в сочинении куплетов также принимали участие ближайшие знакомые Боратынского и Дельвига Н. М. Коншин и Д. А. Эристов (см. Изд. 1936. Т. II. С. 298).

Наиболее раннее известное упоминание о стихотворении в печати — указание

B. Я. Брюсова, назвавшего автором куплетов (очевидно, «Куплетов, прибавленных посторонними») О. М. Сомова: «его [Сомова] груб[ая] сатир[а]: „Певцы 15-го клас- са“, где тоже задет Баратынский» (Брюсов 1901. С. 348).

Впервые опубликовано по копии из архива Яковлева и введено в собрание сочинений Боратынского И. Н. Медведевой и Е. Н. Купреяновой (Изд. 1936. Т. I. С. 325— 326; раздел «Стихотворения, написанные совместно с другими поэтами»).

Написано в период между 10 и 31 июля 1822 года. Поводом для сочинения стихотворения стал пролог в стихах и прозе А. А. Шаховского к спектаклю, посвященному памяти И. А. Дмитревского, «Новости на Парнасе, или Торжество Муз», который был представлен 10 июля 1822 г. (см. Летопись. С. 115). Верхняя граница датировки определяется временем отъезда Боратынского из Петербурга (Летопись. С. 118).

Изд. 1936. Т. I. С. 325—326 (первая публикация текста по списку из архива Яковлева; в ст. 20 опечатка: «класс» вместо «класса»; в ст. 2 «мелодраму» и «журнал», в ст. 22 «идиллии» со строчной буквы [так же во всех последующих изданиях]); Т. II. С. 298—299 (соавторами Боратынского названы Дельвиг, Коншин, Эристов; датировка: 1823 — начало 1824 [повторена в Изд. 1982, Изд. 2000]). — Изд. 1957. С. 311—312 (заглавие: «Певцы 15-го класса» [так же во всех последующих изданиях]; исправлена опечатка Изд. 1936 в ст. 20 и последовательно исправлено написание «Парнас» — так же стихотворение печатается во всех последующих изданиях; датировка: 1822). — Бацуро 1975. С. 155 (установлен автор одного

Скачать:TXTPDF

к стихотворению указаны его авторы — Баратынский и Дельвиг: «Я вспомнила еще стихи, сообщенные мне женою Барона Дельвига и сложенные когда то вместе с Баратынскимъ» (опубл.: Модзалевский 1901. С. 146;