многозначен: своей властью Поэт как хозяин вселенной (вспомним, к слову, записку доктора Дитриха, в которой он упоминал о том, как Батюшков называл себя «Константин Бог»[599]) разрешает царствовать царицам вообще и особенно — Императрице. О какой императрице идет речь? Очевидно, что племянница Елиза никакого отношения к императорской фамилии не имеет. В последней строфе образ Елизы начинает двоиться, если не троиться. Мы знаем, что Батюшков, по воспоминаниям очевидцев, часто уходил в прошлое и словно бы жил в том времени, которое оборвалось с наступлением его душевной болезни. По его мнению, не сообразующемуся с реальным ходом истории, царствующей императрицей по-прежнему была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, которого Батюшков в своем помешательстве боялся и считал виновным в своей жизненной катастрофе. Благодаря этому становится понятной следующая строка — царям запрещается царствовать, более того — всякая политическая власть признается менее значимой, чем поэтическая («я сам на Пинде царь»). Императрица Елизавета Алексеевна — прямая противоположность воспетой Державиным самовластной Фелице, она действительно добродетельна, милосердна, жертвенна — прекрасна. Есть большое искушение сказать, что Батюшков, возможно, был знаком со стихотворением А. С. Пушкина «К Н. Я. Плюсковой» (1818), где Елизавете Алексеевне посвящены следующие строки:
Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновленный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С ее приветною красой[600].
Обратим внимание на соседство в пушкинском тексте Аполлона с именем Елисаветы, которая воспевается как «добродетель на троне». «Ты», к которой адресовано следующее высказывание Батюшкова, — это уже в меньшей степени Елиза (Гревенс), к которой поэт обращался на «вы» в начале стихотворения, скорее это соименная ей императрица. Почему она вдруг оказывается «сестрицей» Поэта, наравне с Венерой, сестрой самого Аполлона? Потому что, с одной стороны, Поэт, заместивший и сместивший Аполлона, автоматически стал братом его сестры, а кроме того, у Батюшкова действительно была родная сестра с тем же именем — Елизавета Николаевна Шипилова. Заметим к слову, что сюда же примешивается и еще одна почитаемая Батюшковым родственница — Елизавета Петровна Гревенс (Брянчанинова), упомянутая в цитированном выше письме поэта. Это супруга Г. А. Гревенса и мать Елизы, которой посвящено стихотворение. Вспомним свидетельство С. П. Шевырева: «Полное влияние имеет на него родственница его Елизавета Петровна Гревенс: для нее нет отказа ни в чем»[601]. Последняя строка стихотворения настолько ясна, что не требует особенных комментариев. Она обращена целиком к текстам Евангелия и апеллирует к двум фрагментам. Первый — ответ Иисуса на вопрос, позволительно ли платить налоги. Иисус, указав на изображение кесаря и надпись на динарии, сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Второй — образ Господа как «Господина жатвы», который появляется в проповедях Иисуса ученикам в Евангелии от Матфея (9; 37–38). Говоря «Кесарь мой — святой косарь», Поэт раз и навсегда отказывается от подчинения земной иерархии, Кесарь для него — не тот царь, которому он сам может запретить царствовать, а только один Господь. Божественные функции Поэт делит на двоих — оставляя себе роль бога искусств, и прежде всего — поэзии (очевидно, причиной этого было не покидающее Батюшкова ощущение собственной гениальности).
Интересно, что, декларирующий свою независимость и проводящий прямую линию между собой и Богом поэт был на деле чрезвычайно неуверен в себе. Недаром Батюшков передавал просьбу Елисавете Петровне не показывать этого стихотворения ее брату Александру Петровичу Брянчанинову, «ибо он презирает мой бедный талант, обитая, яко Аполлон, посреди столь великих стихотворцев, в граде св. Петра». В жизни функции Аполлона добровольно переданы Батюшковым совсем другому человеку, не имеющему прямого отношения к поэзии, а лишь обитающему среди великих итальянских поэтов и уже поэтому имеющему право судить его «бедный талант». Был ли в это время на самом деле А. П. Брянчанинов в Риме или это плод больного воображения Батюшкова, мы не можем пока установить.
Последнее стихотворение Батюшкова было написано 14 мая 1853 года и уже давно воспринимается как печальный итог его творчества и жизни. Этому короткому стихотворению поэт давал разные названия, общая суть которых — «надпись к портрету» — оставалась неизменной. Невидимыми нитями оно кажется связанным с текстом 1824 года «Изречение Мельхиседека», как если бы творческий путь Батюшкова не прерывался на десятилетия. Как и тогда, в самом начале болезни, поэт говорит о бессмысленности земного существования, о случайности смерти и рождения, об отсутствии благой воли в мироздании, вера в которую была временами так сильна в нем даже во время помешательства:
Премудро создан я, могу на свет сослаться:
Могу чихнуть, могу зевнуть;
Я просыпаюсь, чтоб заснуть,
И сплю, чтоб вечно просыпаться[602].
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Лев Александрович Батюшков, дед поэта. Портрет работы неизвестного художника
Николай Львович Батюшков. Портрет работы неизвестного художника
Церковь Святой великомученицы Екатерины, что на Фроловке, в Вологде, в которой был крещен К. Н. Батюшков
Надгробный памятник на могиле Александры Григорьевны Батюшковой в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге
Церковь Ильи Пророка в городе Великий Устюг, прихожанами которой А. Г. и Н. Л. Батюшковы были в 1782–1785 годах
Титульный лист перевода речи митрополита Платона на французский язык, сделанного К. Н. Батюшковым в 1810 году. Наверху — дарственная надпись отцу
Елизавета Николаевна Шипилова, урожденная Батюшкова, сестра поэта. Акварель А. И. Ягодникова. Конец 1840-х — начало 1850-х гг.
Варвара Николаевна Соколова, урожденная Батюшкова, сестра поэта. Акварель А. И. Ягодникова. Конец 1840-х — начало 1850-х гг.
Дом Батюшковых в Даниловском. Современное фото
Константин Николаевич Батюшков. Неизвестный художник. 1800-е гг.
Екатерина Федоровна Муравьева. Литография А. А. Васильевского с портрета П. Ф. Соколова. 1827 г.
Михаил Никитич Муравьев. Копия неизвестного художника с оригинала Ж.-Л. Монье. 1810-е гг.
Никита Михайлович Муравьев. Портрет П. Ф. Соколова. 1827 г.
Анна Алексеевна Оленина. О. А. Кипренский. 1828 г.
Николай Иванович Гнедич. Копия неизвестного художника с утраченного оригинала О. А. Кипренского
Предполагаемый портрет Ивана Александровича Петина. Рисунок К. Н. Батюшкова
Елизавета Марковна Оленина. Художник А. Г. Варнек. 1820-е гг.
Алексей Николаевич Оленин. Копия неизвестного художника с оригинала А. Г. Варнека. 1820-е
Паспорт, выданный К. Н. Батюшкову для проезда через Швецию в Россию в 1814 году
Автопортрет. 1807 г.
Рисунки Батюшкова. 1807–1810 гг.
К. Н. Батюшков. Гравюра В. В. Мате по автопортрету в зеркале
Иллюстрация Батюшкова к стихотворению «Пафоса бог, Эрот прекрасный…». 1809 г.
Александр Александрович Шаховской. Неизвестный художник
Николай Михайлович Карамзин. В. А. Тропинин. 1815 г.
Владислав Александрович Озеров. И. Ромбауэр. 1807 (?) г.
Екатерина Андреевна Карамзина. Неизвестный художник. Конец 1830-х гг.
Петр Андреевич Вяземский. Литография с рисунка И.-Е. Вивьена. 1820-е гг.
«Роскошный Батюшков…» Автопортрет. 1817–1819 гг.
Александр Сергеевич Пушкин. Автопортрет. 1817–1818 гг.
Василий Андреевич Жуковский. Рисунок Батюшкова. 1810 г.
Василий Львович Пушкин. С портрета И.-Е. Вивьена. 1823 г.
Дмитрий Васильевич Дашков. С литографии К. Эргота. 1830-е
Ярмарка. Рисунок Батюшкова. 1818 г.
Сергей Семенович Уваров. Неизвестный художник. 1833 г.
Александр Иванович Тургенев. С портрета П. Ф. Соколова. 1816 г.
Бродячие акробаты. Рисунок Батюшкова. 1822 г.
Константин Николаевич Батюшков. Гравюра И. Ческого по оригиналу О. А. Кипренского. Первая четверть XIX в.
Константин Николаевич Батюшков. Неизвестный художник. Начало 1850-х гг.
Анна Федоровна Фурман. О. А. Кипренский. 1815–1816
Анна Федоровна Фурман. С рисунка К. К. Гампельна. 1810 г.
Иван Андреевич Крылов и Анна Фурман в Приютине, усадьбе А. Н. Оленина под Петербургом. Рисунок О. А. Кипренского
Константин Николаевич Батюшков. Неизвестный художник. 1810-е гг.
Наполеон. Рисунок Батюшкова. 1820-е гг.
Пожар в Москве в 1812 году. Картина Шмидта с оригинала X. И. Олендорфа
Алексей Николаевич Бахметев. Литография И. Песоцкого с оригинала Д. Доу 1820-х гг.
Николай Николаевич Раевский. Неизвестный художник по оригиналу Д. Доу 1820-х гг.
Каменец-Подольский. Вид города
Титульные листы обоих томов «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова
Одесса. Вид мола и берега моря у дворца Воронцовых. М. Н. Воробьев. 1832 г.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Автопортрет. 1817 г.
Развалины в Байях, близ Неаполя. С. Ф. Щедрин. 1819 г.
Батюшков. Автопортрет. 1830 г.
Иллюстрация Батюшкова к стихотворению «Явор к прохожему» (из «Подражаний древним»). 1817–1818 гг.
Иллюстрации Батюшкова к сатире А. Ф. Воейкова «Дом сумасшедших». 1814 г.
Пейзаж с домом. Рисунок Батюшкова. 1830-е гг.
Пейзаж с лошадьми. Рисунок Батюшкова. 1830-е гг
Интерьер гостиной в доме Гревенса в Вологде
Дом Гревенса, в котором Батюшков жил в 1845–1855 годах. С фото 1866 г.
Помпей Николаевич Батюшков, младший брат поэта
Портрет священника. Рисунок Батюшкова
К. Н. Батюшков в 1847 году. Рисунок карандашом Н. В. Берга
Метрики Вологодской градской Параскевинской церкви с записью о смерти и погребении Батюшкова. Государственный архив Вологодской области
Вологодская церковь Параскевы Пятницы, в которой отпевали Батюшкова. Фото 1910 г.
Памятник К. Н. Батюшкову на Соборной горке в Вологде. Скульптор В. М. Клыков
Памятный знак в селе Даниловском
Могила Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре. Современное фото
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА К. Н. БАТЮШКОВА[603]
1787, 18 мая — в Вологде, в семье надворного советника Николая Львовича Батюшкова и его супруги Александры Григорьевны, урожденной Бердяевой, родился четвертый ребенок, сын Константин.
1791, 21 ноября — в Вологде родилась младшая сестра Константина Варвара.
1792, март — апрель — семья переехала в Вятку в связи с новым назначением Н. Л. Батюшкова — вятским губернским прокурором.
1793, лето — заболела душевной болезнью мать К. Н. Батюшкова.
1794, 24 мая — семья Батюшковых отправилась из Вятки в Петербург для лечения заболевшей А. Г. Батюшковой.
1795, 21 марта — в Петербурге умерла мать К. Н. Батюшкова.
1795–1796 (1797) — К. Н. Батюшков живет со своим отцом в Петербурге. 1797 (1796)—1800 — пребывание в петербургском частном пансионе француза О. П. Жакино.
1801 — К. Н. Батюшков переведен в пансион итальянца И. А. Триполи.
Начало изучения итальянского языка. Батюшков выполняет перевод на французский язык Слова митрополита Платона по случаю коронации Александра I.
1802 — после окончания учебы Батюшков поселяется в доме двоюродного дяди М. Н. Муравьева.
Декабрь — начал служить в Министерстве народного просвещения.
1802–1805 — Батюшков сближается с коллегами по службе в министерстве (И. П. Пниным, Д. И. Языковым, Н. А. Радищевым, И. И. Мартыновым), знакомится с семейством А. Н. Оленина.
1803, март — знакомство с Н. И. Гнедичем, который тоже определился на службу в министерство. Гнедич подает идею Батюшкову переводить на русский язык эпопею («Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо).
1804, июнь — Батюшков переводится на должность секретаря при попечителе Московского учебного округа тайном советнике М. Н. Муравьеве.
1805 — первое выступление в печати. В январской книжке журнала «Новости русской литературы» напечатано «Послание к стихам моим».
Апрель — май — Батюшков предпринимает попытку вступить в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, но принят в него не был. С этого года Батюшков начинает регулярно печататься, входит в литературные круги Петербурга.
1806 — вторичная женитьба отца Батюшкова на девице А. Н. Теглевой, дочери устюженского дворянина. Начало раздоров в семье.
1807, январь — Батюшков определяется под начальство А. Н. Оленина письмоводителем в канцелярию генерала Н. А. Татищева, начальника милиционного войска.
22 февраля — назначен сотенным начальником в