смысле этой цитаты и ее освоении Пушкиным через Батюшкова см. новейшее исследование: Росси Л. Комментарий к пушкинской строке, или Почему Онегин стоял, «опершися на гранит»? // Пушкинские чтения в Тарту. 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Материалы международной конференции. Тарту: Tartu Ülikooli Kiijastus, 2007. С. 32–46; а также: Архангельский А. Н. «Как описал себя пиит…»: Структурообразующая роль цитаты из стихотворения М. Н. Муравьева «Богине Невы» в «Евгении Онегине» // Русская речь. 1999. № 3. С. 6–9.
52
Батюшков К. Н. Письмо к И. М. Муравьеву-Апостолу: О сочинениях г. Муравьева // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 63.
53
Письмо Н. И. Гнедичу от 13 марта 1811// Там же. Т. 2. С. 159.
54
См. об этом: Серман И. З. К. Н. Батюшков и М. Н. Муравьев: История одной загадки. С. 5–20.
55
Батюшков К. Н. Речь о влиянии легкой поэзии на язык // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 36.
56
Батюшков К. Н. Нечто о поэте и поэзии // Там же. Т. 1. С. 41.
57
Семенко И. М. Батюшков и его «Опыты» // Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе: Серия «Литературные памятники». С. 461.
58
Речь идет прежде всего о книге, создавшей мифологический образ Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ), безоговорочно принятый советским литературоведением и существовавший в нем долгие годы: Орлов В. Н. Русские просветители 1790–1810-х годов. М., 1950.
59
Подробнее об этом см.: Проскурин О. А. «Не худое подражание» // Проскурин О. А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М., 2000. С. 47–81.
60
О едких комментариях Батюшкова на полях «Опытов лирических» А. X. Востокова см.: Альтшуллер М. Г. Поэтическая традиция Радищева в литературной жизни начала XIX века // XVIII век. Сб. 12: А. Н. Радищев и литература его времени. Л., 1977. С. 128–129.
61
Вяземский П. А. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 1883. Т. 8. С. 454.
62
Там же. С. 455.
63
Письмо Н. И. Гнедичу от 19 марта 1807 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 68.
64
Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. С. 54–55.
65
Ilya Z. Sermon. Konstantin Batyushkov. New York, 1974. P. 27–28 (здесь и далее перевод с английского мой).
66
Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 23–122.
67
«Древний славенский язык, повелитель многих народов, есть корень и начало Российского языка, который сам собою всегда изобилен был и богат…» (Шишков А. С. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. СПб., 1803. С. 1).
68
Шишков А. С. Предуведомление к переводу двух статей из Лагарпа с примечаниями переводчика. СПб., 1808. С. XIII.
69
Батюшков К. Н. Речь о влиянии легкой поэзии на язык // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 34.
70
Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1928. Т. 2. С. 47.
71
Уваров С. С. Литературные воспоминания // Арзамас: Сборник. В 2 кн. Кн. 2. М., 1994. Т. 1.С. 40.
72
Каменская М. Ф. Воспоминания. М., 1991. С. 135.
73
О «беспечности» лирического героя Батюшкова см.: Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. С. 97–98.
74
Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 299.
75
Письмо Н. Л. Батюшкову от 17 февраля 1807 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 66.
76
Там же. С. 67.
77
Там же. С. 66.
78
Письмо Н. И. Гнедичу от 19 марта 1807 // Там же. С. 70.
79
Письмо Н. И. Гнедичу от 2 марта 1807 // Там же. С. 67–68.
80
Письмо Н. И. Гнедичу от 19 марта 1807 // Там же. С. 68–70.
81
Там же. С. 69.
82
Письмо Н. И. Гнедичу от июня 1807 // Там же. С. 70.
83
Там же.
84
Бартенев П. И. К. Н. Батюшков: Его письма и очерки его жизни // Русский архив. М., 1867. Кн. 1–3. С. 1356.
85
Батюшков К. Н. Воспоминания о Петине // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 299.
86
Письмо сестрам от 17 июня 1807 // Там же. Т. 2. С. 72.
87
Письмо Н. И. Гнедичу от июня 1807 // Там же. С. 71.
88
Письмо сестрам от 17 июня 1807 // Там же. С. 72.
89
Кошелев В. А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. С. 68.
90
Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. С. 79.
91
Там же. С. 76.
92
См. комментарий Л. Н. Майкова и В. И. Сайтова в кн.: Батюшков К. Н. Сочинения: В 3 т. Т. 1. С. 317.
93
Ilya Z. Sermon. Konstantin Batyushkov. P. 120; Зубков H. H. Опыты на пути к славе: О единственном прижизненном издании К. Н. Батюшкова // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. Свой подвиг свершив… М., 1987. С. 349.
94
«Центральная тема „Выздоровления“ могла бы быть сведена к известной формуле: „любовь побеждает смерть“» (Проскурин О. А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999. С. 201).
95
Эти строки из псалма составляют часть первого изобразительного антифона литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, то есть были на слуху любого православного.
96
Н. Н. Зубков обратил внимание на употребление самим Батюшковым в разных стихотворениях эпитета «благой» и по отношению к Богу, и по отношению к земной женщине: «Ты снова жизнь даешь; она твой дар благой…» — «Он! Он! Его все дар благой!» («Надежда», 1815). См.: Зубков Н. Н. Наперегонки со смертью: Константин Батюшков // Персональная история. М., 1999. С. 103.
97
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (от Луки 18, 18–19).
98
Сходно трактует этот мотив Н. Н. Зубков: «…Животворящая сила земной любви заведомо неполна: „поцалуев сочетанье“ пробуждает больного лишь „для сладострастия“ и, в конечном счете, для новой, хотя и сладостной, смерти…» (Зубков Н. Н. Наперегонки со смертью: Константин Батюшков // Персональная история. С. 103).
99
Письмо Н. И. Гнедичу от 12 июля 1807 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 73.
100
Цит. по: Кошелев В. А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. С. 73.
101
Письмо А. Н. Батюшковой от 23 мая 1809 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 95.
102
Письмо А. Н. Батюшковой от 1 мая 1812// Там же. С. 210.
103
Письмо Н. И. Гнедичу от 24 июня 1808 // Там же. С. 77.
104
Письмо Н. И. Гнедичу от 7 августа 1808 // Там же. С. 79.
105
Письма В. А. Озерова А. Н. Оленину (Письмо от 23 ноября 1808) // Русский архив. 1869. С. 138.
106
Храбрость есть в человеке самое рядовое свойство (фр.).
107
Там же.
108
Письмо А. Н. Батюшковой от 1 ноября 1808 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 80–81.
109
Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. С. 85.
110
Батюшков К. Н. Воспоминание о Петине // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 302.
111
Письмо Н. И. Гнедичу от 24 июня 1808 // Там же. Т. 2. С. 78.
112
Письмо сестрам от 8 декабря 1808 // Там же. С. 83.
113
Письмо Н. И. Гнедичу от 1 апреля 1809 // Там же. С. 87.
114
Письмо А. Н. Батюшковой от 1 ноября 1808 // Там же. С. 81.
115
Письмо Н. И. Гнедичу от 1 апреля 1809//Там же. С. 87.
116
Письмо сестрам от 1 июля 1809 // Там же. С. 96. (Коцит — в античной мифологии одна из рек царства мертвых Аида; «перейти Коцит» означает умереть.)
117
См., например: Кошелев В. А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. С. 72 («Батюшков снова попробовал переводить Тассо, — а потом — потерял первый том и… как-то остыл к самому переводу»).
118
Письмо Н. И. Гнедичу от 6 сентября 1809 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 101–102.
119
Письмо Н. И. Гнедичу от 23 ноября 1809 // Там же. С. 113.
120
Пильщиков И. А. Из истории русско-итальянских литературных связей: Батюшков, Петрарка, Данте // Дантовские чтения. М., 2000. С. 9.
121
Проскурин О. А. Батюшков и поэтическая школа Жуковского // Новые безделки: Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро. М., 1995–1996. С. 86.
122
Ради справедливости надо заметить, что уже в своем юношеском «Послании к стихам моим» под именем Глупона Батюшков выводит идеолога литературных архаистов А. С. Шишкова, так что в целом симпатии его давно были на стороне Карамзина.
123
Письмо Н. И. Гнедичу от 19 сентября 1809 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 102.
124
Письмо Н. И. Гнедичу от 1 ноября 1809 // Там же. С. 109.
125
Минос воспринимался поздней античной традицией как судья в царстве мертвых, в частности, именно в такой роли он описан Гомером («Одиссея»).
126
Переведенный А. Ф. Мерзляковым текст «Освобожденного Иерусалима» был опубликован в 1828 году.
127
Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 1. С. 372.
128
Проскурин О. А. Поминки по Бибрису // Проскурин О. А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. С. 88.
129
Там же. С. 81.
130
Имеется в виду знаменитый «Письмовник» Н. Г. Курганова, который с 1777 года по 1837-й выдержал 10 изданий — своеобразный учебник по грамматике и одновременно хрестоматия по словесности для широкого круга людей, желающих приохотиться к литературе.
131
Письмо Н. И. Гнедича К. Н. Батюшкову от 6 декабря 1809 // Батюшков: Исследования и материалы. С. 299.
132
Ilya Z. Serman. Konstantin Batyushkov. P. 31.
133
Письмо H. И. Гнедичу от 23 ноября 1809 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 112.
134
Там же. С. 113.
135
Там же.
136
Письмо А. Н. Оленину от 23 ноября 1809 // Там же. С. 113–114.
137
Письмо Н. И. Гнедичу от декабря 1809 // Там же. С. 115.
138
Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. С. 114.
139
Письмо А. Н, Батюшковой от января 1810 // Батюшков К. Н. Сочинения. Т. 2. С. 117.
140
Письмо Н. И. Гнедичу от 3 января 1810 // Там же. С. 116.
141
Письмо А. Н. Батюшковой от января 1810 // Там же. С. 117.
142
Письмо Н. И. Гнедичу от 9 февраля 1810 // Там же. С. 120.
143
Письмо Н. И. Гнедичу от середины февраля 1810 // Там же. С. 122.
144
Письмо Н. И. Гнедичу от 9 февраля 1810 // Там же. С. 121.
145
Письмо Н. И. Гнедичу от 16 января 1810 // Там же. С. 118.
146
Болезненный тик (фр.).
147
Письмо Н. И. Гнедичу от 17 марта 1810 // Там же. С. 124.
148
Там же.
149
Письмо Н. И. Гнедичу от 23 марта 1810 // Там же. С. 125.
150
Там же.
151
Письмо Н. И. Гнедичу от 9 февраля 1810 // Там же. С. 120.
152
Письмо Н. И. Гнедичу от 17 марта 1810 // Там же. С. 124.
153
Письмо Н. И. Гнедичу от 25 декабря 1810 //Там же. С. 152.
154
Письмо Н. И. Гнедичу от 30 сентября 1810 // Там же. С. 145.
155
Письмо В. А. Жуковского И. И. Дмитриеву от 18 февраля 1816// Письма разных лиц к И. И. Дмитриеву: Русский архив. 1866. Кн. 1–3. Ст. 1630.
156
Письмо Н. И. Гнедичу от середины февраля