ссудит Соковнин,
Любезность светскую Ильин,
А философию я заказал… в аптеке!
Начало июля 1817
<П.А. Вяземскому> («Я вижу тень Боброва…»)*
Я вижу тень Боброва:
Она передо мной,
Нагая, без покрова,
С заразой и с чумой;
Сугубым вздором дышит
И на скрижалях пишет
Бессмертные стихи,
Которые в мехи
Бог ветров собирает
И в воздух выпускает
На гибель для певцов;
Шихматов оным дышит,
Без мыслей кучи слов.
1817 (?)
Стихотворные отрывки из писем
Из письма к Оленину Н.А. от 11 мая 1807 г*
Поклонитесь барыне и всему вашему семейству, Озерову, Капнисту, Крылову, Шаховскому. Напомните, что есть же один поэт,
которого судьбы премены
Заставили забыть источник Иппокрены,
Не лиру в руки брать, но саблю и ружье,
Не перушки чинить, но чистить лишь копье;
Заставили принять солдатский вид суровый,
Идтить, нахмурившись, прескучною дорогой,
Дорогой, где язык похож на крик зверей,
Дорогой грязною, что к горести моей
Не приведет меня во храм бессмертной славы,
А может быть, в корчму, стоящу близ ворот.
Из письма к Гнедичу Н.И. от 4 августа 1809 г*
Тебя и нимфы ждут, объятья простирая,
И фавны дикие, кроталами играя.
Придешь, и все к тебе навстречу прибегут
Из древ гамадриады,
Из рек обмытые наяды,
И даже сельский поп, сатир и пьяный плут.
А если не будешь, то всё переменит вид, всё заплачет, зарыдает:
Цветы завянут все, завоют рощи дики,
Слезами потекут кристальны ручейки,
И, резки испустив в болоте ближнем крики,
Прочь крылья навострят носасты кулики,
Печальны чибисы, умильны перепелки.
Не станут пастухи играть в свои свирелки,
Любовь и дружество – погибнет всё с тоски!
Из письма к Гнедичу Н.И. от 1 ноября 1809 г*
Что Катенин нанизывает на конец строк? Я в его лета низал не рифмы, а что-то покрасивее, а ныне… пятьдесят мне било… а ныне, а ныне…
А ныне мне Эрот сказал:
Без устали пером гусиным.
Смотри, завяло как оно!
Недолго притупить одно!
Вот, нА, пиши теперь куриным».
Пишу, да не пишет, а всё гнется.
Красавиц я певал довольно
И так, и сяк, на всякий лад,
Хочу запеть – ан петь уж больно.
«Что ты, голубчик, так охрип?»
К гортани мой язык прилип.
Вот мой ответ! Можно ли так состариться в 22 года? Непозволительно!
Из письма к Вяземскому П.А. от 19 декабря 1811 г*
Прости и будь счастлив, здоров, весел… как В. Пушкин, когда он напишет хороший стих, а это с ним случается почти завсегда. Еще желаю,
Чтобы любовь и Гименей
Вам дали целый рой детей
Прелестных, резвых и пригожих,
Во всем на мать свою похожих
А с рожи – бог избавь!.. Ты сам согласен в том!
Из письма к Северину Д.П. от 19 июня 1814 г*
Он отвечал мне на грубом английском языке, который в устах мореходцев еще грубее становится, и божественные стихи любовника Элеоноры без ответа исчезли в воздухе:
Услышала на дне,
И, лотосом венчанны,
Станицы нереид
В серебряных пещерах
И сладостно вздохнули,
На урны преклонясь
Лилейною рукою;
Их перси взволновались
Под тонкой пеленой…
И море заструилось,
И волны поднялись!..
. . . . . . . . . . . . . . .
…Итак, мой милый друг, я снова на берегах Швеции,
В земле туманов и дождей,
Где древле скандинавы
Любили честь, простые нравы,
От сих пещер и скал высоких,
Смеясь волнам морей глубоких,
Они на бренных челноках
Здесь жертвы страшные свершалися Одену,
Здесь кровью пленников багрились алтари…
Но в нравах я нашел большую перемену:
Теперь полночные цари
Курят табак и гложут сухари,
Газету готскую читают
И, сидя под окном с супругами, зевают.
Эта земля не пленительна. Сладости Капуи иль Парижа здесь неизвестны. В ней нет ничего приятного, кроме живописных гор и воспоминаний.
Из письма к Вяземскому П.А. от февраля 1816 г*
Вчера поутру, читая «La Gaule poétique», («Поэтическая Галлия» (франц.). – Ред.)я вздумал идти в атаку на Гаральда Смелого, то есть перевел стихов с двадцать, но так разгорячился, что нога заболела. Пар поэтический исчез, и я в моем герое нашел маленькую перемену. Когда читал подвиги скандинава,
То думал видеть в нем героя
В великолепном шишаке,
С булатной саблею в руке
И в латах древнего покроя.
Я думал: в пламенных очах
В высокой поступи – геройство
И убежденье на устах.
Но, закрыв книгу, я увидел совершенно противное. Прекрасный идеал исчез,
и предо мной
Явился вдруг… чухна простой:
До плеч висящий волос
Этого мало преображения. Герой начал действовать: ходить, и есть, и пить. Кушал необыкновенно поэтическим образом:
Он начал драть ногтями
Глотал ее, как зверь лесной,
И утирался волосами.
Я не говорил ни слова. У всякого свой обычай. Гомеровы герои и наши калмыки то же делали на биваках. Но вот что меня вывело из терпения: перед чухонцем стоял череп убитого врага, окованный серебром, и бадья с вином. Представь себе, что он сделал!
Он череп ухватил кровавыми перстами,
Налил в него вина
И всё хлестнул до дна…
Не шевельнув устами.
Я проснулся и дал себе честное слово никогда не воспевать таких уродов и тебе не советую.
Из письма к Пушкину В.Л. от первой половины марта 1817 г*
Письмо начинается благодарностию за дружество твое; оно у меня все в сердце –
И как, скажите, не любить
Для дружества лишь хочет жить
И языком богов до старости владеет!
Из письма к Оленину А.П. от 4 июня 1817 г*
…Наконец у нас президент в Академии художеств, президент,
который без педантства,
Без пузы барской и без чванства
Забот неся житейских груз
И должностей разнообразных бремя,
Еще находит время
В снегах отечества лелеять знобких муз;
Лишь для добра живет и дышит,
И к сим прибавьте чудесам,
Как Менгс – рисует сам,
Как Винкельман красноречивый – пишет.
Словарь мифологических имен
Аврора (римск. миф.) – богиня утренней зари.
Аид (греч. и римск. миф.) – владыка подземного царства мертвых, а также само подземное царство.
Алкид (греч. миф.) – одно из имен причисленного к богам легендарного героя Геракла (в Риме его называли Геркулесом).
Амврозия (греч. миф.) – пища богов.
Амальтеи рог (греч. миф.) – рог изобилия.
Анубис (египет. миф.) – бог, покровитель умерших, изображавшийся с головой шакала или собаки.
Аониды (греч. миф.) – музы, обитавшие в Аонии, где находилась гора Геликон (см.).
Апис-бык (египет. миф.) – священный бык, которого считали воплощением Озириса (см.).
Аполлонов конь (греч. миф.) – Пегас, символ поэтического вдохновения.
Арахна (греч. миф.) – искусная ткачиха, осмелившаяся вызвать на состязание богиню Афину и превращенная ею в паука; рассказ об Арахне содержится в 6-й книге «Метаморфоз» Овидия.
Арей (греч. миф.) – бог войны.
Аргус (греч. миф.) – многоглазый великан; в переносном смысле слова – зоркий страж.
Атридов сын (греч. миф.) – Орест, сын царя Агамемнона, прозванного Атридом (по имени отца последнего, Атрея). Орест был неразлучен со своим другом Пиладом, разделявшим с ним опасности и страдания.
Ахерон (греч. миф.) – река в Аиде (см.).
Ахилл (греч. миф.) – герой «Илиады» Гомера, отомстивший троянцам за смерть своего друга Патрокла.
Беллона (римск. миф.) – богиня войны.
Борей (греч. миф.) – северный ветер.
Вакх (римск. миф.) – бог плодородия и виноделия.
Валкала, Валгалла (сканд. миф.) – дворец Одина (см.), загробное местопребывание храбрых воинов, павших в битве.
Валкирии (сканд. миф.) – дочери Одина (см.), девы-воительницы, уносившие в Валгаллу (см.) души убитых героев.
Веристы дочери (сканд. миф.) – валкирии (см.).
Гальциона (греч. миф.) – дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу.
Гамадриады (греч. миф.) – нимфы деревьев.
Геба (греч. миф.) – богиня вечной юности; она подносила на Олимпе богам их напиток – нектар.
Гела (сканд. миф.) – богиня смерти.
Геликон (греч. миф.) – горный массив в Греции, где, по преданию, пребывали Аполлон и музы.
Гиады (греч. миф.) – нимфы дождя.
Гименей, Гимен (греч. миф.) – бог брака.
Гипербореи (греч. миф.) – сказочный народ, по преданию живший на крайнем севере в вечно солнечной стране всеобщего благоденствия.
Грации (римск. миф.) – богини прелести и красоты.
Гурии (арабск. миф.) – вечно юные девы, обитавшие, согласно магометанской легенде, в раю.
Дафна (греч. миф.) – нимфа, спасавшаяся от преследований бога Аполлона и превращенная своей матерью в лавровое дерево.
Данаиды (греч. миф.) – дочери египетского царя Даная, наказанные за убийство своих мужей; они были осуждены вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.
Диана (римск. миф.) – богиня Луны, Луна.
Дриада (греч. миф.) – лесная нимфа.
Елисейские жилища (греч. и римск. миф.) – Елисейские поля, жилища блаженных в загробном мире.
Изида (египет. миф.) – богиня жизни, плодородия и материнства, которую почитали также и в Риме.
Иксион (греч. миф.) – царь, преследовавший богиню Геру, супругу Зевса, и в наказание прикованный последним в подземном царстве к вечно вертящемуся колесу.
Ио (греч. миф.) – возлюбленная Зевса, из ревности превращенная его супругой Герой в корову.
Иппокрена (греч. миф.) – источник поэтического вдохновения, бьющий на вершине Геликона (см.).
Камены (римск. миф.) – богини-покровительницы искусств и наук, соответствующие музам в греческой мифологии.
Касталийские воды, Кастальский ток (греч. миф.) – олицетворение поэтического вдохновения (Касталия – источник на Парнасе близ храма Аполлона).
Киприда (греч. миф.) – одно из имен Афродиты.
Клио (греч. миф.) – муза истории.
Коцит (греч. миф.) – одна из рек, окружающих Аид (см.), охарактеризованная в «Одиссее» Гомера как «река плача и стенаний».
Купидон (римск. миф.) – бог любви.
Лары (римск. миф.) – души предков, охранители домашнего очага.
Лета (греч. миф.) – река забвения в подземном царстве; из нее пили души умерших, чтобы забыть прошлое.
Маин сын, Майинин сын (греч. миф) – сын богини Майи, Эрмий (см.).
Марсий (греч. миф.) – один из спутников бога вина и винограда Диониса, дерзостно вступивший в состязание с Аполлоном в игре на флейте; в наказание Аполлон содрал с Марсия кожу и повесил ее на дереве, где она издавала звуки.
Мегера (греч. миф.) – богиня мщения.
Мельпомена (греч. миф.) – муза трагедии.
Минос (греч. миф.) – судья мертвых в подземном царстве.
Мнемозина (греч. миф.) – богиня памяти; ее дочери – музы.
Морфей (греч. миф.) – бог сна и сновидений; изображался тихо летающим на длинных крыльях.
Наяды (греч. миф.) – нимфы рек и источников.
Немезида (греч. миф.) – богиня, олицетворявшая судьбу, справедливость и мщение.
Нептун (римск. миф.) – бог моря.
Нереиды (греч. миф.) – дочери морского божества Нерея.
Нимфы (греч. миф.) – молодые девушки, олицетворявшие стихийные силы природы, богини рек, ручьев, лесов, гор и т. п.
Оден, Один (сканд. миф.) – верховное божество, покровитель воинов и скальдов.
Оденов дом (сканд. миф.) – дворец Одина или Валгалла (см.).
Одиссей – царь острова Итаки, главный герой гомеровской «Одиссеи» и один из персонажей «Илиады», отличившийся во время Троянской войны; после долгих и опасных странствий он вернулся на родину.
Озирид, Озирис (египет. миф.) – властитель загробного мира и судья душ умерших.
Океаниды (греч. миф.) – морские божества.
Олимп (греч. миф.) – горный массив в Греции, считавшийся местопребыванием богов.
Орковы поля (римск. миф.) – подземное царство мертвых.
Орфей (греч. миф.) – чудесный певец, очаровывавший своим искусством диких зверей, деревья и скалы.
Оры (греч. миф.) – богини времен года.
Парки (римск. миф.) – три богини судьбы, прядущие нить человеческой жизни.
Парнас (греч. миф.) –