Скачать:TXTPDF
Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана

горный массив в Греции, считавшийся наряду с Геликоном одним из местопребываний Аполлона и муз; парнасские царицы – музы.

Пафос (греч. миф.) – город на острове Кипре, где господствовал культ богини любви Афродиты; в переносном значении – любовь.

Пенаты (римск. миф.) – боги-покровители домашнего очага.

Пермесские богини (греч. миф.) – музы.

Пиериды (греч. миф.) – музы.

Пинд – горы в Древней Греции, среди которых были Геликон (см.) и Парнас (см.).

Плутон (греч. и римск. миф.) – см. Аид.

Поллукс (греч. и римск. миф.) – покровитель мореплавания.

Посейдон (греч. миф.) – владыка морей и всей водной стихии.

Приам (греч. миф.) – герой «Илиады» Гомера, царь Трои, отец Гектора; он вымолил у Ахилла (см.) тело убитого сына.

Протей (греч. миф.) – морской старец, принимавший различные образы.

Сатиры (греч. миф.) – лесные божества, спутники бога вина и винограда Диониса.

Сатурн (римск. миф.) – бог земли и посевов, отец Юпитера; день, посвященный ему, – суббота.

Сатурнова дочь (римск. миф.) – Веста, богиня-покровительница домашнего очага.

Сизиф (греч. миф.) – царь Коринфа, осужденный богами на бесцельный труд в подземном царстве.

Сильваны (римск. миф.) – боги полей, покровители пастухов.

Сильфы (кельтск. и герман. миф.) – духи воздуха.

Сирены (греч. миф.) – девы, заманивавшие и губившие мореплавателей своим чарующим пением.

Стигийские берега – берега Стикса (см.).

Стикс (греч. миф.) – река, обтекающая подземное царство, через которую в него переправляет души умерших перевозчик Харон.

Сцилла и Харибда (греч. миф.) – чудовища, две скалы, которые, сдвигаясь, раздавливали все проплывающие мимо корабли; лишь одному Одиссею (см.) хитростью удалось проплыть между Сциллой и Харибдой.

Тантал (греч. миф.) – царь, оскорбивший богов и жестоко наказанный ими. В подземном царстве он, стоя по горло в воде и видя над своей головой спелые плоды, не мог утолить жажду и голод, так как вода и ветки с плодами уходили от него.

Тартар (греч. миф.) – темная подземная бездна, преисподняя; это слово употреблялось и как символ язычества.

Тезей и Пирифой (греч. миф.) – друзья, заточенные в подземном царстве.

Тенар (греч. миф.) – мыс в Древней Греции, где находились пещера и пропасть, считавшиеся, по преданию, входом в подземное царство.

Тереевы обиды (греч. миф.). – Фракийский царь Терей за измену был накормлен женой мясом убитого ею сына.

Терпсихора (греч. миф.) – муза танцев и хорового пения.

Тизифона (греч. миф.) – богиня мщения.

Тимпанударный музыкальный инструмент.

Тифий, Тифос (греч. миф.) – великан, заточенный богами в подземном царстве, где два коршуна клевали его печень, которая постоянно вырастала вновь.

Тритоны (греч. миф.) – божества, олицетворявшие капризную морскую стихию.

Урания (греч. миф.) – муза астрономии.

Фавны (римск. миф.) – лесные божества.

Феб (греч. миф.) – одно из имен Аполлона.

Фетида (греч. миф.) – богиня моря.

Флегетон (греч. миф.) – огненная река в подземном царстве.

Флора (римск. миф.) – богиня цветов, весны и юности.

Фортуна (римск. миф.) – богиня судьбы, удачи и счастья, изображавшаяся в виде слепой женщины.

Фурии (римск. миф.) – богини мщения.

Харибда (греч. миф.) – см. Сцилла.

Хариты (греч. миф.) – грации.

Цербер (греч. и римск. миф.) – трехголовый пес, охраняющий вход в подземное царство.

Церера (римск. миф.) – богиня посевов и плодородия.

Циклоп (греч. миф.) – одноглазый исполин.

Цирцея – прекрасная волшебница из «Одиссеи» Гомера; в нарицательном значении – красавица, обольстительница.

Цитера – остров, где у древних греков был распространен культ богини Афродиты.

Эвмениды (греч. миф.) – богини-мстительницы, соответствующие фуриям в римской мифологии.

Эвоэ – восклицание в честь Вакха (см.) на празднествах, посвященных ему.

Эвр – теплый восточный ветер.

Эгида (греч. миф.) – щит Зевса (Юпитера), олицетворяющий страшную грозовую тучу.

Элизий (греч. миф.) – см. Елисейские жилища.

Энкелад (греч. миф.) – гигант, заключенный Зевсом под Этну.

Эрата (греч. миф.) – муза любовной поэзии.

Эреб (греч. миф.) – часть Аида (см.).

Эригона (греч. миф.) – кончившая самоубийством дочь Икария, наученного Вакхом виноделию, в память которой устраивались празднества.

Эрмий, Гермес (греч. миф.) – вестник олимпийских богов, глашатай Зевса.

Комментарии

Первым сборником стихотворений поэта явилась вторая часть «Опытов в стихах и прозе Константина Батюшкова» (СПб., 1817) (см. об этом издании во вступит. статье). Это собрание затем без изменений было перепечатано в «Сочинениях в прозе и стихах» Батюшкова (ч. 2, СПб., 1834) и «Сочинениях Батюшкова» (т. 2, СПб., 1850).[103] Замечательным для своего времени и в значительной мере сохранившим свою ценность до наших дней нужно считать собрание стихотворений поэта в «Сочинениях К. Н. Батюшкова», изданных П. Н. Батюшковым под редакцией Л. Н. Майкова, с примечаниями, составленными им же и В. И. Саитовым (т. 1, СПб., 1887). В это собрание, основанное на кропотливом изучении рукописей поэта и снабженное обширным комментарием, было впервые введено 33 стихотворения Батюшкова. В советское же время наиболее ценное издание стихотворений поэта было подготовлено Д. Д. Благим. В вышедшие под его редакцией «Сочинения» К. Н. Батюшкова (М.-Л., 1934) было впервые введено 11 стихотворений поэта. Д. Д. Благой заново пересмотрел рукописи и публикации произведений Батюшкова, исправив неточности, допущенные в майковском собрании. Позднее появилось несколько ценных изданий стихотворений поэта под редакцией Б. С. Мейлаха («Библиотека поэта», Большая серия, Л., 1941), Б. В. Томашевского («Библиотека поэта», Малая серия, 1-е изд., Л., 1936; 2-е изд., Л., 1948), Г. П. Макогоненко («Библиотека поэта», Малая серия, Л., 1959) и др. Почти исчерпывающе стихотворения Батюшкова представлены в книге его «Сочинений» под редакцией Н. В. Фридмана (М., 1955), где впервые напечатаны два стихотворения поэта.

В настоящий сборник входят все дошедшие до нас стихотворения Батюшкова. Два из них («От стужи весь дрожу…» и «У Волги-реченьки сидел…») впервые вводятся в собрание стихотворений поэта. В специальный раздел выделены мелкие сатирические и шуточные стихотворения Батюшкова, являющиеся для него, несомненно, побочным видом творчества. Характерно, что и сам поэт, за отдельными исключениями, не ввел в «Опыты» такого рода стихотворения (их он впоследствии хотел вообще изъять из предполагавшегося второго издания книги). В другой особый раздел включены стихотворные тексты, не обладающие художественной цельностью, являющиеся неотъемлемой частью писем Батюшкова и непонятные без прозаического контекста. Внутри разделов стихотворения расположены в хронологической последовательности. Стихи поэта, написанные во время душевной болезни, приведены в примечаниях, на стр. 323–324.

Мы отказались от принятого в ряде изданий воспроизведения композиции 2-й части «Опытов в стихах и прозе» прежде всего потому, что Батюшков выработал только общую схему разбивки книги на отделы; внутри же каждого отдела стихи располагал Гнедич («Печатай ее как угодно», – писал Батюшков Гнедичу о книге[104]). Таким образом, композиция 2-й части «Опытов» была в значительной мере созданием Гнедича, а не Батюшкова.

Рукописное наследие Батюшкова невелико, так как поэт имел обыкновение уничтожать автографы. Из сохранившихся до нашего времени рукописей нет ни одной черновой.

Даты стихотворений уточнены по рукописям, публикациям, свидетельствам современников и различным данным жизни и творчества поэта. Даты, не позднее которых написано произведение, заключены в угловые скобки. Предположительные даты снабжены вопросительным знаком. Целый ряд датировок основан на составленном поэтом не позднее ноября 1810 г. списке его стихотворений под заглавием «Расписание моим сочинениям» (см. о датировке этого списка наше сообщение «Новые тексты К. Н. Батюшкова». – «Известия Академии наук СССР», отделение литературы и языка, 1955, т. 14, вып. 4, стр. 366). Этот список входит в неопубликованную записную книжку Батюшкова «Разные замечания» (Рукописный отдел Института русской литературы АН СССР). Составление списка было связано с тем, что уже в 1810 г. Батюшков задумал издать книгу своих стихотворений. Для этой цели он решил их перечислить и разбить на отделы. Приводим этот список, на который мы в дальнейшем неоднократно ссылаемся в примечаниях:

1. Иерусалима, песнь первая

2. Ibid ‹там же› – из десятой

3. Послание к Тассу

4. Мечта

5. Воспоминания

6. Видение на берегах Леты

7. Тибуллова Елегия X (из I книги)

8. Ibid – III из III книги

9. Послание к Гнедичу

10. К Петину

Анакреон‹тика›:

11. Веселый час

12. Ложный страх

13. Привидение

14. Источник

15. ЧелнокЛюбовь в челноке›

16. Счастливец

17. Элизий

18. Ответ Г‹недичу›

19. К Хлое из деревни

20. К Ч-й

21. Желания

22. Из Метастазия

23. Семеновой

24. Семь грехов

25. Ода Лебрюна на старость

Басни:

26. Сон могольца

27. Блестящий червяк

28. Книги и журналист

29. Орел и уж

Из Петрарка:

30. Вечер

31. На смерть Лауры

Смесь:

32. Эпиграммы

33. На смерть Пнина

34. В день рождения N

35. На смерть Хераскова

36. Урок красавице

37. Хлоин ответ

38. А. П. С‹умарокову?› Приписание

39. Надпись к могиле пастушки

40. Басня. Лиса и пчелы

41. Песнь песней

42. Русский витязь

43. Отрывок из «Иснель и Аслеги»

44. Мадагаскарские песни

Этот список, между прочим, показывает, что до нас не дошел целый ряд стихотворных произведений Батюшкова: «К Ч-й», «Желания», «Семь грехов», «Ода Лебрюна на старость», «Блестящий червяк», «Орел и уж», «На смерть Хераскова», «Урок красавице», «Хлоин ответ», «А.П.С. Приписание», «Лиса и пчелы», «Песнь песней», «Русский витязь».

Стихотворения, появившиеся до болезни Батюшкова, за исключением очень немногих, специально оговоренных в примечаниях случаев, печатаются по последним авторским редакциям. Это или последние публикации стихотворений поэта до 1821 г., или тексты так называемой Блудовской тетради, дающей иногда более позднюю авторскую редакцию стихотворения. Учтены также все исправления, которые Батюшков внес в свой экземпляр 2-й части «Опытов» (он хранится в Рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Стихотворения, появившиеся в печати после помешательства или смерти поэта, приводятся по рукописям или по авторитетным спискам, если их текст отличается от печатного. Стихотворения, как правило, имеют авторские заглавия. Все редакторские заглавия и прочие конъектуры заключены в угловые скобки. Фамилии адресатов, обозначенные в заголовках сокращенно – начальными буквами, – в настоящем издании приведены полностью. Если в примечании нет специального указания, по какому источнику печатается стихотворение, следует иметь в виду, что оно приводится по первой публикации.

Так как издание не является академическим, в него не входит полный свод вариантов стихотворений. Однако в примечания включены все варианты, значительные по объему (за исключением некоторых малоинтересных вариантов стихотворения «Мечта»), а также варианты-строчки, имеющие важный идейный и художественный смысл.

Условные сокращения, принятые в примечаниях

Б – Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-13. М., 1953–1959

БТ – Блудовская тетрадь. Авторизованные списки стихотворений Батюшкова, переданные в 1815 г. Д. Н. Блудову (хранится в ГПБ)

ВЕ – «Вестник Европы»

ГПБ – Рукописный отдел Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Изд. 1834 – Сочинения в прозе и стихах, чч. 1–2. СПб., 1834

Изд. 1934 – Сочинения. М.-Л., 1934

Изд. 1948 –Стихотворения. Л., 1948

«Опыты» – «Опыты в стихах и прозе», ч. 2. СПб., 1817

П – Пушкин А. С. Полное собрание сочинений, тт. 1-16. М.–Л., 1937–1949

ПД – Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР

ПРП – «Пантеон русской поэзии», чч. 1–3 (СПб., 1814); чч. 4–6 (СПб., 1815)

РА – «Русский архив»

РС – «Русская старина»

Соч., тт. 1–3 (первая нумерация 1-го тома обозначается после страницы буквой «п», вторая нумерация – буквой «в»). – К. Н. Батюшков. Сочинения, тт. 1–3. СПб., 1885–1887

ССП –

Скачать:TXTPDF

Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана Батюшков читать, Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана Батюшков читать бесплатно, Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана Батюшков читать онлайн