Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана

к себе в имение Хантоново (им в письме предшествуют слова: «Приезжай лучше сюда; решись и дело в шляпе». – Соч., т. 3, стр. 38).

Кротал – ударный музыкальный инструмент древних греков и римлян.

Из письма к Гнедичу Н.И. от 1 ноября 1809 г*

Впервые – PC, 1871, т. 3, № 2, стр. 226–227.

Катенин Павел Александрович (1792–1853) – поэт, драматург и критик, впоследствии вошедший в декабристское тайное общество «Союз спасения».

Из письма к Вяземскому П.А. от 19 декабря 1811 г*

Впервые – Соч., т. 3, стр. 169. Пожелание Батюшкова относится к самому Вяземскому и его жене Вере Федоровне Вяземской. Примечательно, что Батюшков позднее почти повторил 2, 3 и 4-ю строки этого стихотворного отрывка в сатирической сказке «Странствователь и домосед», быть может как-то связывая образ женатого брата-домоседа с личностью Вяземского:

Жена и рой детей

Веселых, резвых и пригожих,

Во всем на мать свою похожих…

Стиль отрывка напоминает недавно опубликованное В. С. Нечаевой шуточное четверостишие, посвященное Вяземскому, где, впрочем, Батюшкову принадлежит только одна строка:

Писал стихи, а не пасквИли

И в карты вовсе не играл:

Его не многие хвалили,

Он всех охотно прославлял.

Это четверостишие – переделка строфы 11 стихотворения Карамзина «На смерть князя Г. А. Хованского». Вместо строки Карамзина: «Писал, но зависти не знал» у Батюшкова дана строка: «И в карты вовсе не играл», намекающая на то, что Вяземский в молодости проиграл в карты огромную сумму (см.: П. А. Вяземский. Записные книжки (1813–1848). М., 1963, стр. 379).

Пушкин – В. Л. Пушкин; см. о нем стр. 309.

Из письма к Северину Д.П. от 19 июня 1814 г*

Впервые – «Северные цветы на 1827 г.». СПб., 1827, стр. 44–48. Первый стихотворный отрывок связан с эпизодом переезда Батюшкова на корабле из Англии в Швецию после заграничного похода русской армии.

Северин Дмитрий Петрович (1792–1865) – дипломат и поэт-дилетант, примыкавший к карамзинистам и впоследствии ставший членом «Арзамаса».

Любовник Элеоноры – Т. Тассо, см. стр. 312. Во втором стихотворном отрывке из письма к Северину, относящемся ко времени проезда Батюшкова через Швецию в 1814 г., иронически сопоставляется героика исторического прошлого этой страны (ср. элегию Батюшкова «На развалинах замка в Швеции», написанную в том же 1814 г.) с ее современным, непривлекательным для поэта буржуазно-обывательским бытом.

Он отвечал мне на грубом английском языке – Капитан, которому Батюшков на корабле прочитал по-итальянски отрывок из 24-й строфы 15-й песни «Освобожденного Иерусалима» Тассо. – Ред.

Из письма к Вяземскому П.А. от февраля 1816 г*

Впервые – Соч., т. 3, стр. 371–372. Отрывок рисует творческую работу Батюшкова над «Песнью Гаральда Смелого» и показывает, что во время этой работы реальные представления о варварском быте древних народов иногда заслоняли скандинавскую героику. О книге «La Gaule poétique» («Поэтическая Галлия») см. примеч. к «Песне Гаральда Смелого», стр. 306.

Из письма к Пушкину В.Л. от первой половины марта 1817 г*

Впервые – «Московский телеграф», 1827, № 3, стр. 91.

Из письма к Оленину А.П. от 4 июня 1817 г*

Впервые – Соч., т. 3, стр. 444–445. Об А. Н.

Оленине см. примеч. к стих. «Гезиод и Омир – соперники», стр. 308. В отрывке имеется в виду назначение А. Н. Оленина в 1817 г. президентом Академии художеств.

Менгс Антон Рафаэль (1728–1779) – выдающийся немецкий живописец и теоретик искусства, друг Винкельмана.

Винкельман Иоганн Иоахим (1717–1768) – немецкий археолог и историк античного искусства, автор знаменитого труда «История искусства древности» (1764).

Выходные данные

Редакционная коллегия

В. Н. Орлов (главный редактор), В. Г. Базанов, Б. И. Бурсов, Б. Ф. Егоров (зам. главного редактора), В. М. Жирмунский, В. О. Перцов, А. А. Прокофьев, М. Ф. Рыльский, А. А. Сурков, А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов, С. И. Чиковани, И. Г. Ямпольский

Батюшков Константин Николаевич

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Редактор В. С. Киселев

Художник И. С. Серов

Худож. редактор А. Ф. Третьякова

Техн. редактор М. А. Ульянова

Корректор З. Я. Петрова

Сдано в набор 23/III 1964 г. Подписано в печать 21/VII 1964 г.

Бумага 84×108 1/32. Печ. л. 11 1/8 + 3 вкл. (18, 09).

Уч. – изд. л. 19, 74. Тираж 25 000 экз.

Зак. № 520. Цена 75 коп.

Издательство «Советский писатель»

Ленинградское отделение, Невский пр., 28.

Ленинградская типография № 5 Главполиграфпрома Государственного комитета Совета Министров СССР по печати.

Красная ул., 1/3

Примечания

1

«Сочинения Александра Пушкина». – В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, стр. 228. Все цитаты из сочинений Белинского даны в нашей статье по этому изданию (тт. 1-13. М., 1953–1959).

2

«Стихотворения Е. Баратынского» (Белинский, т. 6, стр. 461).

3

Дестьстопка бумаги в 24 листа (Прим. by valeryk64)

4

Письмо к В. А. Жуковскому от 3 ноября 1814 г. (К. Н. Батюшков. Соч., т. III, стр. 305). Все цитаты из прозаических произведений, заметок и писем Батюшкова даны в нашей статье по изданию: Соч., тт. II–III, СПб., 1885–1886. Ссылки на него приводятся в тексте сокращенно, с указанием тома и страницы. Ссылки на том III обозначают, что цитируются письма поэта. Критическая и художественная проза помещена в томе II.

5

Письмо от 29 июля 1810 г. (Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, фонд Вяземского. В дальнейшем название этого архива дается сокращенно: ЦГАЛИ).

6

Мечтавший о браке с Фурман, Батюшков писал, понимая, как много у него препятствий для этого: «Я… не могу сделать ее счастливою… с маленьким состоянием» (письмо к Е. Ф. Муравьевой от 11 августа 1815 г. – Соч., т. III, стр. 342).

7

Письмо к С. Н. Бегичеву от 9 декабря 1826 г. (А. С. Грибоедов. Соч. Л., 1945, стр. 505).

8

«Разные замечания». – Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, фонд Батюшкова. Далее ссылки на этот архив даются сокращенно: ПД.

9

Там же.

10

«„Арзамас“ и арзамасские протоколы». Л., 1933, стр. 39.

11

Там же, стр. 242.

12

Письмо к Е. Ф. Муравьевой от 18/30 декабря 1818 г. (ЦГАЛИ, фонд Батюшкова).

13

Письмо П. А. Вяземского к А. И. Тургеневу от конца августа 1820 г. («Остафьевский архив», т. 2. СПб., 1899, стр. 53).

14

Л. Н. Майков. О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова. (К. Н. Батюшков. Соч., т. 1. СПб., 1887, стр. 282).

15

Письмо А. Е. Измайлова к И. И. Дмитриеву от 6 апреля 1822 г. («Русский архив», 1892, № 3, стр. 240).

16

См., например, «Критико-биографический словарь» С. А. Венгерова, вып. 22. СПб., 1890, стр. 245.

17

Следы знакомства со стихами Радищева заметны в его послании «К Филисе». В 1817 г. Батюшков собирался написать особую статью «о сочинении Радищева», т. е. о «Путешествии из Петербурга в Москву» (см. Соч., т. II, стр. 288).

18

См. об этом: Вл. Орлов. История Вольного общества любителей словесности, наук и художеств («Поэты-радищевцы». Л., 1935, стр. 102–106 и др.).

19

«Разные замечания» (ПД).

20

«Заметки на полях „Опытов в стихах и прозе“ К. Н. Батюшкова». – Пушкин. Полн. собр. соч., т. 12, стр. 273. Далее все цитаты из сочинений Пушкина приводятся по этому изданию (тт. 1-16. М.–Л., 1937–1949).

21

«Разные замечания» (ПД).

22

Там же.

23

«Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (Сочинения К. Н. Батюшкова, под ред. Д. Д. Благого. М.–Л., 1934, стр. 365).

24

Еще показательнее чисто карамзинистская оценка Жуковского, данная в письме Батюшкова от 1812 г. к Вяземскому: «Редкая душа! редкое дарование! душа и дарование, которому цену, кроме меня, тебя и Блудова, вряд ли кто знает. Мы должны гордиться Жуковским. Он наш, мы его понимаем». (См. это письмо, опубликованное мной в «Известиях Академии наук СССР», отделение языка и литературы, 1955, т. 14, вып. 4, стр. 370).

25

Письмо Н. И. Гнедича к Батюшкову от февраля 1810 г. (ПД).

26

«Взгляд на русскую литературу 1847 года» (Белинский, т. 10, стр. 288).

27

В конце 1810-х годов отношение Батюшкова к Шишкову, по-видимому, несколько изменилось. В плане курса русской словесности, относящемся к 1817 г., Батюшков писал о Шишкове: «Он прав, он виноват» («Чужое – мое сокровище». – Соч., т. 2, стр. 338).

28

Письмо Н. И. Гнедича к Батюшкову от 6 декабря 1809 г. (ПД).

29

«Заметки на полях „Опытов в стихах и прозе“ К. Н. Батюшкова» (Пушкин, т. 12, стр. 276).

30

«„Литературные деятели прежнего времени“ Е. Колбасина» (Н. А. Добролюбов. Полн. собр. соч., т. 2. М.-Л., 1935, стр. 539).

31

«Сочинения Пушкина» (там же, т. 1. М.–Л., 1934, стр. 313).

32

См. об этом в примечании к стихотворению «Сон воинов».

33

«Разные замечания» (ПД).

34

Имеется в виду повесть Карамзина «Наталья – боярская дочь».

35

Особенно высоко ставил Батюшков патриотические басни Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года. В письме от 30 октября 1813 г. из Веймара он просил Н. И. Гнедича: «Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я часто их слышал на биваках с новым удовольствием» (Соч., т. III, стр. 242).

36

«Заметки на полях „Опытов в стихах и прозе“» (Пушкин, т. 12, стр. 274).

37

Первая редакция стихотворения называлась «Совет друзьям».

38

«Сочинения Александра Пушкина» (Белинский, т. 7, стр. 231).

39

Подчеркнуто везде нами. Аналогичные мотивы из «Двенадцати спящих дев» Батюшков перевел в иронически-пародийный план и в послании «К Жуковскому» (см. примечание к этому посланию).

40

См. примечание к «Элегии из Тибулла».

41

«Заметки на полях „Опытов в стихах и прозе“ К. Н. Батюшкова» (Пушкин, т. 12, стр. 277).

42

См. отрывок из «Общей характеристики русских поэтов» П. А. Плетнева, напечатанный в «Учебной книге российской словесности» Н. Греча, ч. 4. СПб., 1822, стр. 579–586.

43

«Сочинения Александра Пушкина» (Белинский, т. 7, стр. 224) и «Русская литература в 1844 году» (Белинский, т. 8, стр. 433).

44

«Сочинения Александра Пушкина» (Белинский, т. 7, стр. 149).

45

Там же, стр. 237.

46

«Взгляд на старую и новую словесность в России» («Полярная звезда на 1823 год». СПб., 1823, стр. 21).

47

«Сочинения Александра Пушкина» (Белинский, т. 7, стр. 145).

48

«Сочинения Александра Пушкина» (Белинский, т. 7, стр. 228).

49

Показательно, что романтические тенденции привлекали симпатии Батюшкова и в живописи. В очерке «Прогулка в Академию художеств» Батюшков, по существу, отвергает академический классицизм и очень хвалебно отзывается о знаменитом портретисте О. А. Кипренском, внесшем в свое творчество романтические мотивы.

50

См. примечание к «Странствователю и домоседу».

51

«Вместо предисловия к „Бахчисарайскому фонтану“…» (П. А. Вяземский. Полн. собр. соч., т. 1. СПб., 1878, стр. 169).

52

См. эпистолу «О стихотворстве» Сумарокова.

53

«Сочинения Александра Пушкина» (Белинский, т. 7, стр. 224).

54

Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, стр. 107.

55

А. Галахов. История русской словесности, древней и новой, т. 2. СПб., 1880, стр. 271.

56

«Причинами, замедлившими ход нашей словесности…». (Пушкин, т. 11, стр. 21).

57

Рецензия на «Карелию, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» Ф. Глинки (Пушкин, т. 11, стр. 110).

58

Г. В. Плеханов. Сочинения, т. 6. М.–Л., 1925, стр. 343–344.

59

Письмо к П. А. Вяземскому от 10 января 1815 г. (ЦГАЛИ, фонд Вяземского).

60

«Заметки на полях „Опытов в стихах и прозе“ К. Н. Батюшкова» (Пушкин, т. 12, стр. 277).

61

Письмо от 27 августа 1814 г. (ЦГАЛИ, фонд Вяземского).

62

Письмо П. А. Вяземского к

Скачать:TXTPDF

Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана Батюшков читать, Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана Батюшков читать бесплатно, Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана Батюшков читать онлайн