Скачать:TXTPDF
Стихотворения (1809-1821)

Северину 19 июня 1814 г. из Швеции Б. писал:

«Здесь жертвы страшные свершалися Одену,

Здесь кровью пленников багрились алтари…

Но в нравах я нашел большую перемену:

Теперь полночные цари

Курят табак и гложут сухари,

Газету Готскую читают

И, сидя под окном с супругами, зевают.

Эта земля не пленительна… В ней ничего нет приятного, кроме живописных гор и воспоминаний». Л. Майков отметил, что элегия Б. представляет собой очень свободное подражание «Элегии, написанной на развалинах древнего замка» нем. поэта Фр. Маттисона (1761 — 1831). Б. особенно развил «оссиановские» мотивы сравнительно с элегией Маттисона. Наряду со стихотворениями «Умирающий Тасс», «Переход через Рейн» элегия принадлежит к новому жанру исторической, или эпической элегии, введенному Б. в русскую поэзию. В июне 1817 г. Б. писал Жуковскому о своих исторических элегиях: «Мне хотелось дать новое направление моей крохотной музе и область элегии расширить».

Хлябьпростор, глубь, бездна. Оден — верховное божество (сканд. миф.).

Гела (Хель) — богиня смерти (сканд. миф.).

Нейстрия — средневековое кордлевство, западная часть государства франков.

Альбион — древнее название Англии.

Валкала (Валгала) — обиталище Одена, куда уходят погибшие воины (сканд. миф.). Скальд — древнескандинавский народный певец.

Уж дубы в пламени. — Образ встречается также у Державина, который пояснил его так: «У северных народов было обыкновение торжествовать их победы под звуки арф, при зажженных дубах, где и пили они круговую чашу».

Денница — утренняя заря, рассвет.

Ветрилопарус.

Галлынародность кельтского племени, древние обитатели Франции, Бельгии и части Италии; в поэтическом языке — французы.

Руны — древнейшие сканд. письмена.

Оратайпахарь, земледелец.

Элегия из Тибулла. Вольный перевод (стр. 45). Вольный перевод 3-й элегии из I книги Альбия Тибулла (ок. 50 — 19 г. до н. э.), рим. поэта «Ibilis Aegaeas sine me, Messala, per undas…» Перевод сделан предположительно в 1814 г. Впервые — ПРП, ч. 4, с заглавием «Тибуллова элегия» (кн. I, эл. 3). Участвуя в заграничном походе, войдя с русской армией в Париж, Б. сравнивал свою судьбу с судьбой Тибулла: «…я, ваш маленький Тибулл или, проще, капитан русской императорской службы…», писал Б. 23 апреля 1814 г. Д. В. Дашкову.

Мессала — Марк Валерий Мессала Корвин (64 г. до н. э. — 9 г. н. э.), рим. полководец и поэт, покровитель Тибулла.

Без меня ты мчишься по волнам. — Отправившись в Египет вместе с Мессалой в 30 г. до н. э., Тибулл, заболев, остался на о.

Феакия (древнее название о. Корфу).

Мирро — благовонное вещество.

Делия — этим именем Тибулл называл свою возлюбленную Планию.

День, отцу богов, Сатурну посвященный. — Сатурн, бог посевов, отец Юпитера; день, ему посвященный, — суббота; празднества Сатурна (сатурналии) справлялись 17 — 19 декабря; с именем Сатурна связывалось воспоминание о Золотом веке, эпохе всеобщего процветания и благоденствия (рим. миф.). Ивида — богиня жизни, плодородия и материнства (египет. миф.); позднее культ Изиды распространился в Римской империи. Аврора — богиня утренней зари (рим. миф.). Фарийские — египетские.

Лары,Пенаты. — см. прим. к «Моим пенатам».

Рало — соха, плуг.

Сидон-ский багрец — красная краска, производившаяся в финикийском городе Сидоне.

О век Юпитеров! О времена несчастны! — В отличие от Золотого века Сатурна время господства его сына Юпитера считалось Железным веком — веком трудов и несчастий, раздоров и войн, когда на земле правит не закон, а сила, исчезает стыд, торжествует зло.

Киприда — одно из имен Афродиты, богини любви (греч. миф.).

Амур — бог любви (рим. миф.).

Элизий — поля блаженных душ в загробном мире (греч. и рим. миф.).

Нард — растение, из которого изготовлялось благовонное масло.

Киннамон — ароматическое растение (корица).

Мегера, Тизифона — две из трех богинь мщения — Эринний, живущих в подземном царстве Аиде (греч миф.).

Адский пес — Цербер, охраняющий вход в Аид (греч. миф.).

Энкелад — гигант, заключенный богами под Этну (греч. миф.).

Тифий — гигант, заточенный богами в подземное царство, где два коршуна клевали его печень (греч. миф.).

Иксион — царь, добивавшийся любви Геры, супруги Зевса, за что был прикован в Аиде к вечно вращающемуся огненному колесу (греч. миф.).

Танталцарь, оскорбивший богов и низвергнутый за это в Аид, где он стоял по горло в воде, а над головой на ветвях висели плоды; но как только он собирался сделать глоток, вода отступала, когда протягивал руку, чтобы сорвать плод, ветви отклонялись (греч. миф.).

Данаиды — дочери египетского царя Даная, наказанные за убийство своих мужей тем, что обречены были вечно наполнять водой бездонную бочку (греч. миф.).

Зеницы — зрачки. Пряслица — прялка.

Воспоминание (стр. 50). Впервые — BE, 1809, No 21, под заглавием «Воспоминания 1807 года». В «Опытах» даны первые 43 стиха, но опущена остальная часть стихотворения, посвященная любви Б. к Эмилии, дочери купца Мюгеля. Приводим эту часть по Изд. 1934, где дан текст БТ:

Семейство мирное, ужель тебя забуду

И дружбе и любви неблагодарен буду?

Ах, мне ли позабыть гостеприимный кров,

В сени домашних где богов

Усердный зскулап божественной наукой

Исторг из-под косы и дивно исцелил

Меня, борющегось уже с смертельной мукой!

Ужели я тебя, красавица, забыл,

Тебя, которую я зрел перед собою

Как утешителя, как ангела небес!

На ложе горести и слез

Ты, Геба юная, лилейною рукою

Сосуд мне подала: «Пей здравье и любовь

Тогда, каэалося, сама природа вновь

Со мною воскресала

И новой зеленью венчала

Долины, холмы и леса.

Я помню утро то, как слабою рукою,

Склонясь на костыли, поддержанный тобою,

Я в первый раз узрел цветы и древеса…

Какое счастие с весной воскреснуть ясной!

(В глазах любви еще прелестнее весна).

Я, восхищен природой красной,

Сковал Эмилии: «Ты видишь, как она,

Расторгнув зимний мрак, с весною оживает,

С ручьем шумит в лугах и с розой расцветает;

Что б было без весны?.. Подобно так и я

На утре дней моих увял бы без тебя!»

Тут, грудь ее кропя горячими слезами,

Соединив уста с устами,

Всю чашу радости мы выпили до дна.

Увы, исчезло все, как прелесть сладка сна!

Куда девалися восторги, лобызанья

И вы, таинственны во тьме ночной свиданья,

Где заключи ее в объятиях моих,

Я не завидовал судьбе богов самих!..

Теперь я, с нею разлученный,

Считаю скукой дни, цепь горестей влачу,

Воспоминания, лишь вами окрыленный,

К ней мыслию лечу

И в час полуночи туманной,

Мечтой очарованной,

Я слышу в ветерке, принесшем на крылах

Цветов благоуханье,

Эмилии дыханье;

Я вижу в облаках Ее, текущую воздушною стезею…

Раскинуты власы красавицы волною

В небесной синеве,

Венок us белых роз блистает на главе,

И перси дышат под покровом…

«Души моей супруг!

Мне шепчет горний дух.

Там в тереме готовом

За светлою Двиной

Увижуся с тобой!..

Теперь прости…»

И я, обманутый мечтой,

В восторге сладостном к ней руки простираю,

Касаюсь риз ее… и тень лишь обнимаю!

Эта часть не введена в основной текст, так кар, Б. опустил ег в «Опытах», видимо, по художественным соображениям.

Гейльсберски поля — место в Восточной Пруссии на реке Аль, где 29 мая 1807 г. произошло сражение русских с французами, в котором Б. был тяжело ранен в ногу.

Семейство мирное… — Раненый Б. был перевезен в Ригу. Живя в семье купца Мюгеля, Б. горячо полюбил его дочь Эмилию. Геба — богиня юности, подносила на Олимпе богам нектар и амбросию (напиток и пища богов, дававшие им бессмертие и вечную юность — греч. миф.).

Элегия (стр. 52). Первая часть «Элегии» (55 стихов) впервые напечатана в «Опытах» под заглавием «Воспоминания» с подзаголовком «Отрывок», что подчеркивалось строкой точек в начале и в конце стихотворения. Опущены 32 стиха. В рукописном сборнике, принадлежавшем Жуковскому, сохранился полный текст «Воспоминания» под названием «Элегия». Нравственному кризису 1815 г. (см. примеч. к стих. «Надежда») предшествовала тяжелая личная драма, только что пережитая Б., которая и подготовила этот кризис. Анну Федоровну Фурман (1791 — 1850), воспитанницу семьи Олениных, Б. знал с детства, а по возвращении из Парижа глубоко полюбил. Но не встретив взаимности, после нескольких месяцев мучительных колебаний, завершившихся в январе 1815 г. сильным нервным расстройством, Б. должен был отказаться от надежды на брак с нею и уехал из Петербурга. Неразделенная любовь вызвала целый комплекс тяжелых переживаний и, прежде всего, при склонности Б. к самоумалению, мысль, что он не достоин этой любви. Пытаясь объяснить свое решение одному из самых близких людей, тетке Е. Ф. Муравьевой, которая нежно заботилась о племяннике, очень хотела помочь ему, но не могла понять его поведения, Б. писал 11 августа 1815 г.: «Вы меня критикуете жестоко и везде видите противуречия. Виноват ли я, если мой рассудок воюет с моим сердцем?» Не предполагаемый отказ отца на брак с Фурман, если бы Б. решился сделать ей предложение, останавливал его: «…важнейшее препятствие в том, что я не должен жертвовать тем, что мне всего дороже. Я не стою ее, не могу сделать ее счастливою с моим характером и с маленьким состоянием… Все обстоятельства против меня. Я должен покориться без роптания воле святой Бога, которая меня испытует». «Элегия» раскрывает чувство Б. к Фурман (стих. «Мой Гений», «Разлука», «Пробуждение» также навеяны этим чувством). Опасаясь, что его любовные стихи могут стать известны знакомым, Б. писал 27 сентября 1816 г. Жуковскому: «Вяземский послал тебе мои элегии. Бога ради, не читай их никому и списков не давай, особливо Тургеневу. Есть на то важные причины, и ты, конечно, уважишь просьбу друга. Я их не напечатаю». Но Б. решился напечатать первую часть «Элегии», опустив, однако, ту, которая показывает, что Фурман не разделяла его чувства. Купюра была сделана по соображениям интимного характера, и нет надобности одну из лучших элегий Б. продолжать печатать в усеченном или разорванном виде. Я чувствую, мой дар в поэзии погас. — Ср.: «…поэзия утратила для меня всю прелесть» (письмо Жуковскому от августа 1815 г.).

Как лотос, силою волшебной врачевали. — В IX песне «Одиссеи» рассказывается о том, что цветы лотоса давали забвение вкусившему их (греч. миф.).

И в мире, и в войне, во всех земных краях… — Имеется в виду пребывание Б. во Франции и Швеции в составе русских войск во время кампании 1813 — 1814 гг.

Жувизи, Ричмон, Троллетана. — «Жувизи — замок близ Парижа. Ричмон прекрасный городок в окрестностях Лондона, напротив жилища Попе. Путешественники никогда не забудут террасы и пленительных видов Ричмона. Троллетан — водопад близ Готтенбурга на западном берегу Швеции» (примеч. Б. в рукописи).

Сейна — река Сена.

В столице роскоши… — в Париже.

В прохладных рощах Альбиона… — Посещение Б. Англии при возвращении из Парижа в Россию. Отмечено, что в «Евгении Онегине» отдельные стихи (в письмах Татьяны и Онегина) несут на себе следы влияния «Элегии» Б. Выздоровление (стр. 55). Стихотворение навеяно чувством Б. к Эмилии, дочери рижского купца Мюгеля (см. примеч. к стих. «Воспоминание»). В июне 1807 г. Б. писал Гнедичу: «После трудов, голоду, ужасной боли (и притом ни гроша денег) приезжаю я в Ригу, и что ж? Меня

Скачать:TXTPDF

Стихотворения (1809-1821) Батюшков читать, Стихотворения (1809-1821) Батюшков читать бесплатно, Стихотворения (1809-1821) Батюшков читать онлайн