Скачать:TXTPDF
Кантемир

гор; тогда войско выводили

На поле предки твои; а ты под парчою,

Углублен мягко в пуху телом и душою,

Грозно сопешь; когда дня пробегут две доли,

Зевнешь, растворишь глаза, выспишься до воли.

Тянешься уж час другой, нежишься, ожидая

Пойла, что шлет Индия, иль везут с Китая,

Из постели к зеркалу одним спрыгнешь скоком,

Там уж в попечении и труде глубоком.

Женских достойную плеч завеску на спину

Вскинув, волос с волосом прибираешь к чину.

Часть над лоским лбом торчать будут сановиты,

По румяным часть щекам в колечки завиты

Свободно станет играть, часть уйдет за темя

В мешок. Дивится тому строению племя

Тебе подобных; ты сам, новый Нарцисс, жадно

Глотаешь очьми себя; нога жмется складно

В тесном башмаке твоя, пот со слуг валится,

В две мозоли и тебе красота становится;

Избит пол, и под башмак стерто много мелу.

Деревню наденешь потом на себя ты целу.{11}

Дальнейшее описание облачения фата и, в особенности, слова сатирика насчет того, как хорошо воспользовался фат своим путешествием по Европе, чрезвычайно забавны, за исключением устарелого языка, слога и силлабического стихосложения. Пусть читатели сами поверят справедливость наших слов, прочтя эту сатиру всю, а мы выпишем из нее еще вот эти стихи:

Бедных слезы пред тобой льются, пока злобно

Ты смеешься нищете; каменный душою

Бьешь холопа до крови, что махнул рукою

Вместо правой левою (зверям лишь прилична

Жадность крови; плоть в слуге твоей однолична).

Мало, правда, ты копишь денег, но к ним жаден;

Мот почти всегда живет сребролюбьем смраден,

И все законно он мнит, что уж истощенной

Может дополнить мешок; нужды совершенной

Стало ему золото куча, без которой

Прохладам должен своим конец видеть скорой.

В отрывке есть стихи (не указываем на них: человеческое чувство читателя их угадает и без нас), которые могут служить торжественным и неопровержимым доказательством; что наша литература, даже в самом начале ее, была провозвестницею для общества всех благородных чувств, всех высоких понятий. Да, она умела не только льстить, но и выговаривать святые истины о человеческом достоинстве. Самая лесть у ней была не столько убеждением, сколько, во-первых, подчинением всеми принятому обычаю, а во-вторых, риторическою манерою. До поэзии достигала она и у самого Державина только там, где он переставал быть поэтом в духе времени и становился просто человеком. Простим же ей – нашей старой литературе – ее грехи, вольные и невольные, и будем ей благодарны за то, что она, и только одна она, была воспитательницею юного, созданного Петром Великим общества, от Кантемира до наших времен. По мне, нет цены этим неуклюжим стихам умного, честного и доброго Кантемира:

. . . . .Лучшую дорогу

Избрал, кто правду всегда говорить принялся;

Но и кто правду молчит, виновен не остался,

Буде ложью утаить правду не посмеет,

Счастлив, кто средины оной держаться умеет;

Ум светлый нужен к тому, разговор приятный,

Учтивость приличная, что дает род знатный.

Ползать не советую, хоть спеси гнушаюсь;

. . . . . . . . . .

Адам дворян не родил, но одному сыну

Жребий был копать сад, пасть другому скотину;

Ной в ковчеге с собою спас все себе равных

Простых земледетелей, нравами лишь славных;

От них мы произошли, один поранее

Оставя дудку, соху, другой – попозднее.

Чтоб не возвращаться опять к одному и тому же предмету, выпишем теперь же из шестой сатиры стихи, в которых Кантемир казнит насмешкою добровольное унижение человеческого достоинства низкопоклонством и лестью:

С петухами пробудясь, нужно потащиться

Из дому в дом на поклон, в передних томиться

Полдни торчать на ногах с холопы в беседе,

Ни сморкнуть, ни кашлянуть не смея. По обеде{12}

Та же жизнь до вечера; ночь вся беспокойно

Пройдет, думая, к кому поутру пристойно

Еще бежать, перед кем гнуть шею и спину,

Что слуге в подарок, что понесть господину,

Нужно часто полыгать, небылице верить,

Что одною скорлупою можно море смерить;

Господскую сносить спесь, признавать, что родом

Моложе Владимира одним только годом.

Хоть ты помнишь, как отец носил кафтан серой;

Кривую жену его называть Венерой,

И в шальных детях хвалить остроту природну;

Не зевать, когда он сам несет сумасбродну,

Нужно благодетелем звать того, другого,

От кого век не видал добра никакого.

Третья сатира, «К Феофану, епископу новгородскому», написанная в 1730 году, рассуждает о различии страстей человеческих. Тут осмеиваются сребролюбцы, сплетники, болтуны, ханжи, самолюбцы, пьяницы, завистники и т. п. В четвертой сатире, написанной в 1731 году, Кантемир спрашивает свою музу, не пора ли им перестать писать сатиры?

. . . .Многим те не любы,

И ворчит уж не один, что где нет мне дела,

Там мешаюсь, и кажу себя чересчур смела.

Ты (говорит он своей музе) смело хулишь и находишь свое веселие в том, чтобы бесить злых, «а я вижу, что в чужом пиру мне похмелье». Один (продолжает сатирик) хочет потянуть меня к суду, что, нападая на пьяниц, «умаляю кружальные доходы»; другой, похваляясь, что от доски до доски прочел Библию острожской печати, убедился из нее, что «во мне нечистый дух злословит бороду»; третий сердится, что нападаю на взятки. Тогда сатирик, желая переменить грубый тон на вежливый, начинает иронически хвалить глупцов и негодяев; но это доводит его до сознания, что он не умеет и в шутку хвалить того, что считает дурным.

. . . . Когда хвалы принимаюсь

Писать, когда, муза, твой нрав сломить стараюсь, —

Сколько ногти ни грызу, и тру лоб вспотелый,

С трудом стишка два сплету, да и те не спелы,

Жестки, досадны ушам, и на те походят,

Что по целой азбуке святых житья водят.[5]

Дух твой ленив, и в зубах вязнет твое слово

Не забавно, не красно, не сильно, не ново;

А как в нравах вредно что усмотрю, умняе

Сам ставши, под пером стих течет скоряе;

Тогда я стихотворцем сам себя поздравлю,

И чтецов моих зевать тщетно не заставлю;

Проворен, весел спешу, как вождь на победу,

Иль как поп с похорон к жирному обеду.

Кантемир заключает эту сатиру тем, что сатиры могут не нравиться только дурным людям и глупцам, на которых нечего смотреть:

Таким одним сатира наша быть противна

Может; да их нечего щадить, и не дивна

Мне любовь их, как и гнев их мне страшен мало.

Просить у них не хочу, с ними не пристало

Вестись, чтоб не почернеть, касаяся сажи;

Вредить не могут те мне, пока в сильной стражи

Нахожуся Матери отечества правой.

А коим бог чистый дух дал и разум здравой

Беззлобны, беззлобные наши стихи возлюбят,

И охотно станут честь, надеясь, что сгубят,

Может быть, или уменьшат злые людей нравы,

Сколько тем придается им и пользы и славы!

В этих стихах – весь Кантемир! Этот человек не был поэтом, непосредственный художественный талант не был его уделом. Его поэзияпоэзия ума, здравого смысла и благородного сердца. Кантемир в своих стихах – не поэт, а публицист, пишущий о нравах энергически и остроумно. Насмешка и ирония – вот в чем заключается талант Кантемира.

Пятая сатира, «Сатир и Периерг», написанная в 1737 году, в Лондоне, устремлена «на человеческие злонравия вообще». Ее форма очень изысканна, и в целом она скучна; но подробности есть удивительные, как, например, это место:

Болваном Макар вчера казался народу,

Годен лишь дрова рубить, или таскать воду;

О безумии его худая шла повесть,

Углем черным всяк пятнал его плоху совесть.

Улыбнулося тому ж счастие Макару, —

И сегодня временшик: уж он всем под-пару

Честным, знатным, искусным людям становится,

Всяк уму чудному наперерыв дивится,

Сколько пользы от него царство ждать имеет.

Поправить взглядом одним все легко умеет.{13}

Чем бывший глупец пред ним народ весь озлобил;

Бог в благополучие ваше его собил.

Заключение этой сатиры особенно забавно. Исчисляя разные человеческие глупости, сатирик говорит:

Пахарь, соху ведучи, иль оброк считая.

Не однажды привздохнет, слезы отирая:

За что-де меня творец не сделал солдатом?

Не ходил бы в серяке, но в платье богатом,

Знал бы лишь одно свое ружье да капрала,

На правеже бы нога моя не стояла.

Для меня б свинья моя только поросилась,

С коровы мне б молоко, мне б куря носилась,

А то все прикащице, стряпчице, княгине

Понеси в поклон, а сам жирей на мякине.

Пришел набор, пахаря вписали в солдаты:

Не однажды дымные уж вспомнит палаты,

Проклинает жизнь свою в зеленом кафтане,

Десятью заплачет в день по сером жупане.

То ль не житье было мне, говорит, в крестьянстве?

Правда, тогда не ходил я в таком убранстве;

Да летом в подклете я, на печи зимою

Сыпал, в дожжик из избы я вон ни ногою;

Заплачу подушное, оброк господину,

Какую же больше найду я тужить причину?

Щей горшок, да сам большой, хозяин я дома,

Хлеба у меня чрез год, а скотам солома.

Дальняя езда мне была съездить в торг для соли

Иль в праздник пойти в село, и то с доброй воли:

А теперь – чорт, не житье, волочись по свету,

Все бы рубашка бела, а вымыть чем нету;

Ходи в штанах, возися с ружьем пострелым,

А где до смерти всех бьют, надобно быть смелым.

Ни выспаться некогда, часто нет что кушать;

Наряжать мне все собой, а сотерых слушать.

Чернец тот, кой день назад чрезмерну охоту

Имел ходить в клобуке, и всяку работу

В церкви легку сказывал, прося со слезами.

Чтоб и он с небесными в счете был чинами, —

Сегодня не то поет: рад бы скинуть рясу,

Скучили уж сухари, полетел бы к мясу:

Рад к чорту в товарищи, лишь бы бельцом быти,

Нет мочи уж ангелом в слабом теле слыти.{14}

Шестая сатира, написанная в 1738 году, рассуждает «о истинном блаженстве». Сатирик доказывает в ней, что истинное счастие заключается в благоразумной середине и в беседе с музами. Седьмая сатира, «к князю Никите Юрьевичу Трубецкому», написанная в 1739 году, в Париже, рассуждает «о воспитании». Эта сатира исполнена таких здравых, гуманных понятий о воспитании, что стоила бы и теперь быть напечатанною золотыми буквами; и не худо было бы, если бы вступающие в брак предварительно заучивали ее наизусть.

Вот несколько отрывков на выдержку:

Завсегда детям твердя строгие уставы

Наскучишь: истребишь в них всяку любовь славы,

Если часто пред людьми обличать их станешь:

Дай им время и играть; сам себя обманешь,

Буде станешь торопить лишно спеша дело;

Наедине исправлять можешь ты их смело.

Ласковость больше в один час детей исправит,

Нежь суровость в целый год; кто часто заставит

Дрожать сына пред собой, хвальну в нем загладит

Смелость, и безвременно торопеть повадит.

Щастлив, кто надеждою похвал взбудить знает

Младенца; много тому пример пособляет:

Относят к сердцу глаза весть уха скоряе.

. . . . . . . . . . .

Не одни те растят нас, коим наше детство

Вверено; со всех сторон находит посредство

Вскользнуться внутрь сердца нрав: все, что окружает

Младенца, произвести в нем нрав помогает.{15}

. . . . . . . . . .

Обычно цвет чистоты первый увядает

Отрока в объятиях рабыни; и знает

Унесши младенец, что небом и землею

Отлыгаться пред отцом, наставлен слугою.

Слуги язва детей; родителей злее

Всех пример. Часто дети были бы честнее,

Если б мать с отцом пред младенцем знали

Собой владеть, и язык свой в узде держали.

Повторяем: такие мысли о воспитании и теперь скорее новы, нежели стары.

Восьмая сатира, «На бесстыдну нахальчивость», написанная в 1739 году,

Скачать:TXTPDF

Кантемир Белинский читать, Кантемир Белинский читать бесплатно, Кантемир Белинский читать онлайн