Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
О назначении человека

пытались выйти при помощи учения о свободе твари, о свободе воли в традиционной форме. Но этим, как мы видели, затруднения лишь отодвигаются и переносятся на источник свободы. Положительный смысл зла в том, что оно есть испытание свободы и что свобода, высшее достоинство твари, предполагает возможность зла. Райская жизнь, не знающая зла, т. е. не знающая свободы, не удовлетворяет человека, несущего в себе образ и подобие Божье. Человек хочет райской жизни, в которой свобода будет до конца испытана. Но испытание свободы порождает зло, и потому райская жизнь, прошедшая через испытание свободы, есть райская жизнь, познавшая и положительный смысл зла. Свобода имеет бездонный, добытийственный источник, и тьма, притекающая из этого источника, должна просветляться и преображаться божественным светом. Логосом. Генезис зла приводит нас и к признанию положительного смысла зла, который будет учтен в райской жизни, и к неустанной борьбе со злом, и к суду над злом. Положительный смысл зла лишь в том обогащении жизни, которое приносит с собой героическая борьба со злом и преодоление его. Но эта борьба и это преодоление означает не оттеснение зла в особый порядок бытия, а его действительное и окончательное преодоление, т. е. его просветление и преображение. Это есть основной парадокс этики, в котором есть эзотерическая и экзотерическая стороны. Этика неизбежно переходит в эсхатологию и в ней разрешается. Последнее слово есть теозис, обожение, но оно достижимо через свободу и творчество человека, обогащающие самую божественную жизнь.

Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых.

Примечания

1

Об этом верно говорит Кронер в своей книге «Von Kant bis Hegel».

2

Н. Гартман в своей книге «Metaphysik der Erkenntnis» приходит к тому, что познающий субъект есть часть бытия и что разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.

3

См., напр., книгу Eddington’a «La nature du monde physique». Ссылаюсь на французский перевод.

4

Так, Гейдеггер в «Sein und Zeit», самой замечательной философской книге последнего времени, всю свою онтологию строит на познании человеческого существования. Бытие, как забота (Sorge), открывается лишь в человеке. На другом пути стоит французская философия наук, у Мейерсона, Бруншвига и др.

5

См. мою книгу «Философия свободного духа».

6

Взгляд, развиваемый Мейерсоном в его книге «De l’explication dans les sciences» об онтологическом характере наук, мне представляется ошибочным. Наука – прагматична.

7

Это особенно подчеркнуто школой Виндельбанда и Риккерта.

8

То, что Леви-Брюль считает характерным для mentalité первобытного общества, т. е. приобщение к познаваемому, соучастие в нем, и есть, в сущности, настоящее познание бытия. См. его замечательную книгу «Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures».

9

См. Kierkegaard. «Der Begriff der Angst». Киркегардтовское понятие «Angst» лучше передавать не словом «страх», а словом «ужас».

10

Это тоже есть основная тема писаний Л. Шестова.

11

См. N. Hartmann «Ethik».

12

См. Лютер «De servo arbitrio», самое замечательное из всего им написанного.

13

См. его «Sein und Zeit». Если принять во внимание различие, которое Тенниес делает между Gesellschaft и Gemeinschaft, то я здесь все время говорю о Gesellschaft.

14

См. его «Les formes élémentaires de la vie réligieuse». Дюркгейм все же ищет религиозную реальность, соответствующую религиозным представлениям, и находит ее в обществе.

15

Прудон есть тип человека, восставшего против Бога во имя добра, справедливости, правды. См. его «De la justice dans la révolution et dans l’église».

16

См. лучшую из книг Гарнака «Marcion».

17

См. Calvin «Institution de la réligion chrétienne».

18

См. мои этюды о Я. Бёме: «Из этюдов о Я. Бёме. Этюд 1. Учение об Ungrund’e и свободе». «Путь», № 20.

19

См. Hans Ehrenberg. «Tragödie und Kreuz». I Band. «Die Tragödie unter dem Olymp». II Band. «Die Tragödie unter dem Kreuz».

20

См. его «Ethik».

21

Такие мыслители, как Клагес, хотели бы возврата к первоначальной райской бессознательности.

22

Так и делает Л. Шестов, которого мучит глубокий вопрос. См. его книгу «На весах Иова».

23

См. прекрасную книгу Jean Wahl «Le malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel».

24

См. Kirkegaard «Der Begriff der Angst».

25

См. замечательную книгу Гарнака «Marcion; Das Evangelium vom Fremden Gott».

26

См. мои «Из этюдов о Я. Бёме. Этюд 1. Учение об Ungrund’e и свободе». «Путь», № 20 и Koyre «La philosophie de Jacob Boehme».

27

См. его «Die Stellung des Menschen im Kosmos».

28

«Ни в какое другое историческое время человек не оказывался столь проблематичным, как ныне» (нем.).

29

См. Edouard Le Roy. «Les origines humaines et l’Evolution de l’Intelligence».

30

См. прекрасное изложение католической антропологии в книге Bainval «Nature et surnaturel».

31

См. Klages «Von Kosmogonischen Eros».

32

«Что совобождается в экстазе? Мы отвечаем: душа. Второе: от чего оно освобождается? От духа» (нем).

33

См. гениальную книгу Бахофена «Das Mutterrecht».

34

См. «Die Stellung des Menschen im Kosmos».

35

См. Hermann Cohen «Ethik des reinen Willens».

36

См. N. Hartmann «Ethik».

37

В сущности, Гартман повторяет аргумент Лютера, но с обратным знаком.

38

См. его книгу «Der Begriff der Angst».

39

См. его «Das Heilige».

40

См. «Das Mutterrecht» и прекрасное изложение Бахофена у Georg Schmidt «Bahoffens Geschichtephilosophie», 1929.

41

См. Durkheim «Les formes élémentaires de la vie réligieuse».

42

Особенной остротой отличается мысль Э. Бруннера. См. его «Der Mittler» и «Gott und Mensch».

43

Учение о личности развито Шелером в лучшей из его книг – «Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik».

44

Г. Гурвич в своей интересной книге «Fichtes System der konkreten Ethik» пытается истолковать Фихте в духе персонализма с натяжками.

45

См. книгу С. Франка «Духовные основы общества».

46

См. Edouard Westermark «The Origin and Development of Moral Idéas». Два тома.

47

См. Durkheim «Les formes élémentaires de la vie réligieuse».

48

См. изумительную книгу Фрейда «Totem und Tabu».

49

См. замечательную книгу Розанова «В мире неясного и нерешенного».

50

См. «Das Mutterrecht». Бахофен имеет основное значение для метафизики пола, не только для социологии.

51

Любопытно, что Бахофен был впервые оценен марксистами за его признание первобытного коммунизма. См. Fr. Engels. «Der Usprung der Familie, des Privateigentums und des Staates».

52

См. чрезвычайно интересную книгу Otto Rank «Le traumatisme de la naissance».

53

См., напр., Рибо «La psychologie des sentiments». Свободная работа о бессознательном дана в книге Dwelsheuvers «L’Inconsient».

54

Для психологии народов и культур особенное значение имеет Кейзерлинг. См. его «Das Spektrum Europas».

55

См. замечательную книгу Равессона «L’Habitude». Очень интересно его различение между усилием и страстью.

56

Юнг определяет бессознательное как «все те психические содержания и процессы, которые не сознаются, т. е. которые не отнесены восприемлемым образом к нашему „я“. См. его книгу „Психологические типы“. Это определение представляет собой тавтологию.

57

Адлер самый замечательный психолог нашего времени. См. его «Le tempérament nerveux».

58

См. Fr. Seifert «Charakterologie» в «Handbuch der Philosophie». 1929.

59

См. Юнг. «Психологические типы».

60

См. Адлер. «Le témperament nerveux».

61

См. Гейдеггер, «Sein und Zeit».

62

Это отмечает Двельгауер в книге «L’Inconscient». См. книгу Р. Janet. «L’automatisme psychologique».

63

В этом отношении особенно интересен Юнг.

64

См. его «Wandlungen und Symbolen der Libido». Для коллективного бессознательного важна книга Le Bon «La psychologie des foules».

65

См. Р. Janet «L’automatisme psychique».

66

Это отличие Пруста от Достоевского тонко подмечено Ж. Ривьером в его статьях о Прусте.

67

См. об этом интересные статьи Троицкого «Брак и грех» в № 15 и 17 «Пути».

68

См. прекрасную статью Б. П. Вышеславцева «Этика сублимации, как преодоление морализма». «Путь».

69

См. Les moralistes chretiens (Textes et commentaires), Saint Thomas d’Aquin par Etienne Gilson. Поразительно, до чего этика Фомы Аквината аристотелевская.

70

Л. Шестов видит сходство в деле Лютера и Ницше.

71

См. особенно Karl Barth «Der Römerbrief».

72

См. Lévy-Bruhl «Les fonctions mentales dans les sociétés inferieures».

73

Это утверждают не только оккультисты. См. напр., Abbe Moreaux «La Science mysterieuse des Pharaons».

74

Бахофен связывает коммунизм с матриархатом. См. «Das Mutterrecht».

75

На этом очень настаивает Фрэзер, который написал книгу о магическом происхождении царской власти.

76

См. Frazer «Der Golden Bough»; Huber et Maus «Mélanges d’istoire des rèligions»; Maxwell «La magie».

77

Много интересного у Зиммеля. См. его «Soziologie».

78

Ле Бон хорошо говорит о консерватизме революционных масс. См. его «Phsychologie des foules».

79

См. его «Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik».

80

См. его книгу «Romantisme et révolution».

81

См. Фрэзера и Дюркгейма.

82

См. l’abbé J. Rivière «De dogme de la Rédemption». Сейчас и католическая теология преодолевает старую юридическую теорию искупления.

83

Очень тонкие есть замечания в книге М. Шелера «Wesen und Formen der Sympatie».

84

См. «Преподобного отца нашего Иоанна Игумена Синайской горы Лествица».

85

См. М. Тареев. «Евангелие», т. II «Основ христианства». Это одно из самых замечательных толкований Евангелия.

86

Много интересного об этом у М. Тареева и по-другому – у К. Барта.

87

См. мои книги «Смысл творчества» и «Философия свободного духа».

88

См. у М. Шелера «Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik». Я давно уже в своей книге «Смысл творчества» утверждал творчески-индивидуальный характер нравственных актов.

89

См. G. Gurvitsch «Fichtes System der konkreten Ethik».

90

О профетизме см. мою книгу «Философия свободного духа».

91

См. Ch. Baudouin «Suggestion et autosuggestion».

92

См. о Киркегардте очень любопытную книгу Przywara «Das Geheimnis Kierkegaards».

93

См. статьи Б. Вышеславцева «Внушение и религия» в № 21 «Пути» и «Этика сублимации, как преодоление морализма» в № 23 «Пути».

94

См. его «Mysterium magnum» и «De signatura Rerum». Койрэ подчеркивает роль воображения в миросозерцании Бёме. См. его «La philosophie de Jacob Boehme».

95

Мен де Биран справедливо связывает свободу человека с внутренним усилием.

96

У Гегеля очень замечательна эта категория.

97

См. интересную книгу Fülop-Müller «Macht und Geheimnis der Jesuiten». Автор совсем не католик, но книга его есть своеобразная апология иезуитов. В ней есть тонкий психологический анализ.

98

См. мою книгу «Философия свободного духа».

99

Об этом хорошо говорит Макс Шелер.

100

Когда я говорю «миф о папизме», я не хочу этим умалить огромного значения его в истории западного христианства.

101

См. Kierkegaard «Der Begriff der Angst» и «Furcht und Zittern».

102

См. «Sein und Zeit».

103

Лютер пережил на этой почве потрясающую трагедию. См. очень интересную книгу Lucien Fevre «Un destin. Martin Luther».

104

Адлер прекрасно выясняет это.

105

См. замечательную книгу Л. Блуа «Le salut par les Juifs».

106

См. «Философия общего дела».

107

См. цитированные статьи С. Троицкого в «Пути».

108

Об этом можно найти у св. Исаака Сириянина, св. Иоанна Лествичника, св. Максима Исповедника, еп. Феофана Затворника. Католическая духовность более допускала лично-человеческий элемент в любви, напр., у св. Франциска Ассизского, у св. Франциска Сальского и др.

109

В речи Лассаля «О конституции» есть очень большая доля истины.

110

См. много ценных мыслей у Зиммеля «Soziologie». Но социология Зиммеля не имеет онтологических основ.

111

Известна апология войны, написанная Прудоном.

112

Особенно интересны в этом отношении мысли Ж. де Местра. См. его «Sur les delais de la justice dans la

Скачать:PDFTXT

О назначении человека Бердяев читать, О назначении человека Бердяев читать бесплатно, О назначении человека Бердяев читать онлайн