punition des coupables».
113
Гениальные мысли о революции высказаны Ж. де Местром в его «Considérations sur la France» и Карлейлем в его «Французской революции», лучшей из книг о французской революции.
114
О коллективных подсознательных верованиях много верного можно извлечь из Ле Бона, Фрейда и Юнга.
115
Сейчас пытается ставить его де Ман.
116
Для психологии и этики социализма см. замечательную книгу Henri de Man «Au dela du marxisme», а по психологии и этике капитализма W. Sombart «Der Bourgeois».
117
См. Declareuil «Rome et l’organisation du droit».
118
Очень интересен в этом отношении и до сих пор Лоренц Штейн. См. его «Geschichte der sozialen Bewegung in Frankreich».
119
То, что о. П. Флоренский закончил свою книгу «Столп и утверждение истины» апологией и хвалой ревности, есть нравственное осуждение его книги.
120
См. мою книгу «Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли».
121
Очень интересно различие, которое делает Ш. Пеги между бедностью (pauvreté) и нищетой (misére). Нищета не может быть допущена в человеческом обществе.
122
Отношение Бл. Августина к женщине, с которой он жил 16 лет и от которой имел ребенка, свидетельствует о низменности его понятий о любви. См. Papini «Saint Augustin».
123
Очень много замечательных мыслей можно найти в книге Розанова «В мире неясною и нерешенного».
124
См. Bachofen «Das Mutterrecht», а также Engels «Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staates».
125
См. Вл. Соловьев «Смысл любви», самое замечательное из всего написанного о любви.
126
Любовь однополая онтологически осуждена тем, что в ней не достигается андрогинная целостность, разорванная половина остается в своей стихии, не приобщается к полярной ей стихии, т. е. нарушается закон полярности бытия.
127
См. «Sein und Zeit», главу «Das moegliche Ganzsein des Daseins und das Scin zum Tode».
128
См. Erwin Rohde «Psyche, Sellenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen».
129
Учение Канта об антиномиях чистого разума – самое гениальное в его философии. См. «Kritik der reinen Vernunft». Die Antinomie der reinen Vernunft. Erster Wideestreit der transcendentalen Ideen».
130
См. его «Философию общего дела».
131
Emile Dermengem «La vie admirable et les révélations de Marie des Vallées».
132
См. Tixeront «Histoire des dogmes dans l’antiquité chrétienne». Тиксерон католик, но он очень объективен и признает, что Востоку была более свойственна идея всеобщего спасения. Западу же – идея ада.
133
В XIX веке своеобразным оригенистом был Jean Reynard. См. его книгу «Terre et ciel», где есть интересные мысли об аде, выраженные, как все у него, в форме диалога теолога и философа.
134
См. его изумительный роман «Monsieur Godeau intime». Это книга по пневматологии и метафизике, исследующая глубины сатанинские. Много также интересного у В. Блека [У. Блейка]. См. его «Le Mariage du Ciel et le l’Enfer» в «Premiers livres prophétiques».
135
«Я могу вызвать у него необычайную грусть, ни один ангел не утешит его без меня. И кто знает, не является ли любовь ко мне „грехом Бога“, его странной слабостью и не заслуживает ли любящий меня Бог того, чтобы разделить со мной ад, который он мне обещает? А ад не иначе как в самом горячем месте Божьего Сердца» (фр.).
136
См. мою книгу «Миросозерцание Достоевского».
137
В этом мое главное разногласие с Л. Шестовым.