Скачать:PDFTXT
Смысл творчества (Опыт оправдания человека)

издеваться над тайными науками или шарлатански-мистификаторски пользоваться ими для темных целей.

28 Цитирую по известной книге А.Франка «La Kabbale ou la philosophie religieuse des Hйbreux». 1889. См. главу «Opinion des Kabbalistes sur 1’ame». Стр. 172. См. также новейшую книгу Карппа «Etude sur les origines et la nature du Zohar», стр. 456.

29 См. А.Франк, стр. 172.

30 См. там же, стр. 173. См. также Kiesewetter «Der Okkultismus des Altertums». V.Buch. «Der Okkultismus der Hebraer». Zweite Abteilung. Die Kabbala, стр. 321 — 438. См. Karpp «Etude sur les origines et la nature du Zohar», стр. 456.

31 Цитирую по А.Франку. См. стр. 179. См. также Карпп, стр. 457. Таков же дух учения Я.Беме.

32 См. Кизеветтер. «Der Okkultismus des Altertums», стр. 435. «L’homme est pour ainsi dire le point d’intersection de toute chose, le carrefour de toutes les routes qui vont de la terre au ciel et du ciel a la terre; c’est par lui par consequent que doivent passer tous les courants montants au descendants; bien mieux, il est le grand dispensateur de tout; sans lui, rien ne pourrait demeurer». Karpp, стр. 467 — 8 («Человек, если можно так выразиться, есть точка пересечения всего, перекресток всех дорог, которые ведут с земли на небо и с неба на землю; именно через него, следовательно, должны пройти все восходящие и нисходящие потоки; более того, он — великий распределитель всего; без него ничто не может жить» (фр.) — Ред.).

33 Цитирую по Карппу, стр. 468.

34 См. «Hermes Trismegiste». Traduction complete precedee d’une etude sur 1’origine des livres Hermetiques, par Louis Menard, стр. 65.

35 См. «Hermes Trismegiste», стр. 118.

36 См. Jakob Bohmes sammtliche Werke. Zweiter Band. «Aurora», стр. 255. Перевод отрывков из Беме специально сделан для моей книги. [Прим. автора. Ред.]

37 См. там же, т. II, стр. 260.

38 См. там же, т. III, «Die drei Principien gottlichen Wesens», стр. 188.

39 См. там же, т. IV, «Die triplici vita hominis», стр. 261.

40 См. там же, т. IV, «De Signatura Rerum», стр. 374.

41 См. там же, т. V, «Mysterium magnum», стр. 133 — 4.

42 См. там же, т. V, стр. 287.

43 См. там же, т. V, стр. 315.

44 См. там же, т. V, стр. 316.

45 См. там же, т. V, стр. 420.

46 См. там же, т. V, стр. 421.

47 См. там же, т. V, стр. 528.

48. Буду цитировать Баадера по изданию «Franz v. Baaders Leben und theosophische Werke als Inbegriff christlicher Philosophic». Vollstandiger, wortgetreuer Auszug in geordneten Einzelsatzen durch Iohannes Claasen. In zwei Banden. См. т. II, ч. III. Der Mensch und seine Bestimmung (Antroposophie), стр. 303 — 511.

49 См. Baader, t. II стр. 165.

50 См. там же, стр. 171 — 2.

51 См. там же, стр. 200.

52 См. там же, стр. 303.

53 См. там же, стр. 304.

54 См. там же, стр. 352.

55 См. R.Steiner «Die Geheimwissenschaftim Umriss». Dritte Auflage, стр. 23 — 32. Для христологии Штейнера основной является его небольшая книжка «Die geistige Fuhrung des Menschen und der Menschheit». Довольно ясное и откровенное, хотя и вульгаризированное изложение штейнерианства можно найти в книге Э.Шюре «L’йvolution divine».

56 «Die Geheimwissenschaft … sagt durchaus nicht, dass das Ich Gott ist, sondern nur, dass es mit Gott von einerlei Art und Wesenheit ist… Wie der Tropfen sich zu dem Meere verhalt, so verhalt sich das «Ich» zu Gott. Der Mensch kann in sich ein Gottlichen finden, weil sein ureigenstes Wesen dem Gottlichen entnommen ist» («Тайная наука … утверждает совсем не то, что «Я» есть Бог, но лишь, что и форма, и сущность связаны с Богом… Как капля относится к морю, так и «Я» относится к Богу. Человек может найти в себе божественное, поскольку его исконная сущность взята из божественности» (нем.) — Ред.). «Die Geheimwissenschaft», стр. 32. Тут не вполне ясно отношение между человеком и Божеством. Чувствуется еще восточноиндусский дух, который топит и растворяет человеческое «я» в «Я» божественном. Но у Штейнера восточная безличная теософия ограничивается уже христианским антропософическим сознанием.

57 См. о космичности человека «Die geistige Fьhrung des Menschen und der Menschheit», стр. 51 — 2. Тут космичность человека связывается с космичностью Христа.

58 У Э.Шюре есть места, из которых ясно, что для него человек развился из низшего существа, которое он характеризует таким образом: «Cet кtre n’avait pas encore de moi. Il lui manquait ce que les Indous appellent le manas, le germe de la mentalite, 1’etincelle divine de 1’homme, centre cristallisateur de 1’ame immortelle. Il n’avait, comme tous les animaux actuels, qu’un corps physique, un corps etherique (ou vital) et un corps astral (ou rayonnant) et, par ce dernier, des sensations qui ressemblaient a un melange de sensations tactiles, auditives ou visuelles». «L’etre destine a devenir 1’homme, 1’hermaphrodite meduseen, demi-poisson, demi-serpent de 1’epoque primaire, a pris la forme d’un quadrupede, d’une sorte de saurien, mais tres different des sauriens actuels, qui n’en sont que le rejet et la degenerescence» («У этого существа еще не было «Я». Ему недоставало лишь того, что индусы называют «манас», источника ментальности, искры Божией в человеке, центра кристаллизации бессмертной души. Он имел, как и любое животное, лишь физическое тело, тело эфирное (или витальное) и астральное (или лучистое) и посредством этого последнего — ощущения, которые напоминали смесь осязательных, слуховых и зрительных ощущений». «Существо, предназначенное сделаться человеком, медузообразный гермафродит, полурыба, полузмея палеозойской эры, приняло форму четвероногого, некоей ящерицы, но совершенно отличающейся от ящериц современных, которые есть не что иное, как отклонение и вырождение» (фр.) — Ред.). «L’evolution divine», стр. 47 и 49. И тут речь идет не об натуральной эволюции, в которой человек подымался из животного состояния, а о божественной эволюции.

59 Своеобразный оккультический мыслитель Фабр д’Оливе тоже отводит человеку совсем особое место. См. его «Histoire philosophique du genre humain ou 1’homme». Он говорит о человеке: «Au-dessous de lui est le Destin, nature necessitee et naturee; au-dessus de lui est la Providence, nature libre et naturante. Il est, lui, comme regne hominal, la volonte mediatrice, la forme efficiente placee entre ces deux natures pour leur servir de lien, de moyen de communication, et reunir deux actions, deux mouvements, qui seraient incompatibles sans lui» («Под ним — Судьба, природа необходимая и сотворенная; над ним — Провидение, природа свободная и творящая. Он сам как мир человеческийесть опосредующая воля, причина действующая, расположенная между этими двумя природами, чтобы служить им связью, средством соединения и воссоединить два действия, два движения, которые иначе были бы несовместимы» (фр.) — Ред.). T. I, стр. 49.

60 Замечательно учил Парацельс о творческой роли человека в мире. См. Theophrastus Paracelsus «Volumen Paramirum und Opus Paramirum». Verlegt bei Diederichs. 1904. Два тома.

61 См. «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Выпуск первый, стр. 372 — 3.

62 См. Bohme, T. V. «Mysterium magnum», стр. 61.

63 «Die Geheimwissenschaft Штейнера связывает антропологию с астрологией. То же было и у Я.Беме.

64 См. Angelus Silesius «Cherubinischer Wandersmann», стр. 16.

65 См. Bohme, T. V. «Mysterium magnum», стр. 32.

66 Тот платонизм в христианстве, который утверждает, что есть небесное человечество и что в нем предвечно все осуществлено, превращает жизнь земного человечества в призрачную комедию. Этому платонизму нужно противопоставить иное мировоззрение, по которому жизнь земного человечества и есть процесс, совершающийся на небе. Тогда мыслима реальная и абсолютная прибыль от мирового процесса.

67 Это истинное самосознание человека вместе с другими мистиками дерзновенно было приоткрыто и нашим Сковородой. См. Эрн «Сковорода», стр. 255. Сковорода не считал человека тварью.

68 Языческое антропологическое сознание можно характеризовать словами Роде: «Das ist aber in der Religion des griechischen Volkes der wahre Grundsatz, dass in der gцttlichen Ordnung der Welt Menschenthum and Gцtterwesen цrtlich und wesentlich getrennt und unterschieden sind und bleiben sollen» («Истинным основанием религии греческого народа является то, что в божественном миропорядке человеческое и божественная сущность, местное и сущностное разделены и различены и должны пребывать таковыми» (нем) Ред.). Erwin Rohde «Psyche», II B., стр. 2. Христианство уничтожает эту пропасть между божеским и человеческим, соединяет два порядка. Но в сознании святоотеческом остается еще языческая раздельность человека и Божества.

69 См. «Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского», ч. 1, стр. 87. Об антропологии св. Григория Нисского см. книгу В.Несмелова «Догматическая система святого Григория Нисского», стр. 357 — 398.

70 См. «Симеон Новый Богослов», выпуск первый, стр. 29.

71 См. «Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова», стр. 209.

72 См. «Творения иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сирианина. Слова подвижнические», стр. 10.

73 См. там же, стр. 11.

74 См. там же, стр. 22.

75 См. там же, стр. 25.

76 См. там же, стр. 269.

77 См. там же, стр. 366.

78 И.В.Попов говорит о св. Макарии Египетском: «Перестать быть человеком и теперь же стать Богом, хотя бы и на краткие моменты божественного наития, — вот что было целью всех стремлений и помышлений его души». См. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского», стр. 26.

79 См. «Слова преп. Симеона Нового Богослова», I, стр. 27.

80 См. там же, стр. 51.

81 См. там же, стр. 53.

82 Приведу цитаты из Заратустры, которые подтвердят мой взгляд на Нитцше. «Der Mensch, — говорит Заратустра, — ist etwas, das uberwunden werden soll. Was habt ihr gethan, ihn zu uberwinden? Alle Wesen bisher schufen etwas uber sich hinaus: und ihr wollt die Ebbe dieser grossen Fluth sein und lieber noch zum Thiere zuruckgehen, als den Menschen uberwinden? Was ist der Affe fur den Menschen? Ein Gelachter oder cine schmerzliche Scham. Und ebendas soll der Mensch fur den Ubermenschen sein: ein Gelachter aber cine schmerzliche Scham». «Nietzsche Werke». Band VI, s. 13. «Was gross ist am Menschen, das ist, dass er eine Brucke und kein Zweck ist: was geliebt werden kann am Menschen, das ist, dasser ein Uhergang und ein Untergang ist», стр. 16.

Скачать:PDFTXT

Смысл творчества (Опыт оправдания человека) Бердяев читать, Смысл творчества (Опыт оправдания человека) Бердяев читать бесплатно, Смысл творчества (Опыт оправдания человека) Бердяев читать онлайн