подразумевает ее приспособительный прагматизм.
8 Здесь, как и во всех предыдущих случаях, Бердяев, говоря об «экономической» природе науки, подразумевает ее приспособительный прагматизм.
9 Ценится, имеет ценность (нем.).
10 До бесконечности (лат.).
11 В данном случае Бердяев имеет в виду прагматизм как самостоятельное течение в западноевропейской и американской философии.
12 «Творческая эволюция» (фр.).
13 Вероятно, Бердяев имеет в виду следующую запись из дневника Достоевского 1881 г.: «Подставить ланиту, любить больше себя — не потому, что полезно, а потому, что нравится, до жгучего чувства до страсти. Христос ошибался — доказано! Это жгучее чувство говорит: лучше я останусь с ошибкой, со Христом, чем с вами» (Ф.М.Достоевский. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т. 27. Л., 1984. С. 57).
14 С помощью этих терминов Бердяев выражает одно из основных положений своей концепции моноплюрализма: познание имманентно бытию (эндосмос), но бытие трансцендентно познанию (экзосмос).
15 «Ни одна другая религия, кроме христианства, не осознала, что человек есть творение высочайшее и, в то же время, наиболее ничтожное» (фр.).
16 «Взирай человек, как в одном лице твоем смешано земное и небесное, и носишь ты в себе как земной, так и небесный образ: и затем претерпеваешь ты жестокую муку и несешь на себе уже адов образ, который прорастает в Божественном гневе из муки вечности» (нем.).
17 Именем Гермес Триждывеличайший (греч. — Трисмегист) надписан корпус религиозно-философских, астролого-алхимических и оккультно-магических сочинений на греческом, латинском, коптском и древнеармянском языках, созданных в период с III в. до н.э. по III в. н.э. В этих сочинениях были выражены идеи одного из эзотерических течений эллинистической эпохи герметизма.
18 Тинктура (от лат. глагола tindere — окрашивать) — окрашивание.
19 «Тогда Люцифер бежал, из покоя своей иерархии в вечное беспокойство» (нем.).
20 Откр. 12: 1.
21 «Я сам должен быть солнцем, я должен изукрасить моими лучами бесцветное море всего божественного» (нем.).
22 «Лишь во Христе Бог существует как личность» (нем).
23 Государство будущего (нем.).
24 Это описание сущности марксизма свидетельствует о том, что с наследием К.Маркса Бердяев был недостаточно глубоко знаком. В «государстве будущего», по Марксу, уже нет классов и, разумеется, пролетариата, который является классом, освобождающим себя и одновременно все человечество от эксплуатации и социальиого неравенства.
25 Отождествление марксизма с экономическим материализмом — еще одно свидетельство недостаточно глубокого знания Бердяевым марксовой концепции материалистического понимания истории, настаивающей на системном характере детерминации исторического процесса. Это отождествление, впрочем, было типичным для русской социально-экономической мысли и публицистики конца XIX — начала XX в.
26 ?((?((i( (греч. «богодействие») — «…белая магия неоплатоников, система упражнений и ритуалов, позволяющая «посвященному» стать как боги» (С.С.Аверинцев. Эволюция философской мысли ?? Культура Византии. IV — первая половина VII в. М., 1984. С. 57).
27 Согласно точке зрения панентеизма, все сотворенное бытие пребывает в Боге, однако Бог не отождествляется с творением, сохраняя свою трансцендентную сущность.
28 Позднее, уже в эмиграции, Бердяев по-иному оценивал социальную философию Маркса. «Замечательное учение о фетишизме, — полагал он, — есть экзистенциальная социология, которая видит первичную реальность в трудовой человеческой активности, а не в объективированных вещных реальностях или quasi-реальностях» (Николай Бердяев. Русская идея. Париж, 1971. С. 98).
29 Имеется в виду главный герой драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».
30 В тексте книги и в копии ЦГАЛИ, видимо, смысловая опечатка — «помощи».
31 В данном случае Бердяев развивает тему, намеченную еще Г.С.Сковородой в учении о «сродности» как о «божественной в человеке силе» (см.: Г.С.Сковорода. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1973. С. 425).
32 Строго говоря, «Логос» и «душа мира» — понятия древнегреческой философии. В христианском вероучении Логос был отождествлен со вторым лицом божественной Троицы — Христом. «Душа мира» остается одним из наиболее характерных символов-понятий неоплатонизма, отличающих его от христианства.
33 От «virginitas» — девственность (лат.).
34 В оригинале стоит «Девы Матери» (так и в машинописной копии ЦГАЛИ). Однако есть основания считать это опечаткой. В «Философии свободы» имеется аналогичное место, свидетельствующее в пользу такого предположения: «лишь для церковной мистики является женственность в образе Девы Марии» (см. наст. изд., с. 211).
35 В этом Бердяев парадоксальным образом сближается с Н.Г.Чернышевским, который писал: «Зачем ты, господи, родил на свет женщин? — помните, у Гоголя размышляет хохол-мудрец. Я тоже: недоумеваю.
Но когда-нибудь будут на свете только «люди»; ни женщин, ни мужчин (которые для меня гораздо нетерпимее женщин) не останется на свете. Тогда люди будут счастливы» (Н.Г.Чернышевский. Полн. собр. соч. в 15-ти томах. Т. XV. М., 1950. С. 152). Считая, что у Чернышевского «очень жалкая и беспомощная философия», Бердяев, однако, полагал, что Чернышевский — это «один из лучших русских людей», у которого «был настоящий культ вечной женственности» (Самопознание. С. 84).
36 Неточная цитата из программного стихотворения Д.С.Мережковского «Дети ночи», опубликованного в составе сборника «Новые стихотворения» (Спб., 1896). Строфа, из которой взята фраза, звучит так:
«Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены,
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны».
37 Свои размышления о Пикассо и кубизме Бердяев более подробно изложил в статье «Пикассо», опубликованной. вначале в сборнике «София» .