Скачать:PDFTXT
Великий Инквизитор

европейскую науку оно было введено Вольтером), указывает на пророческий характер «Легенды», выводит из нее «новое религиозное сознание», два начала всемирной истории видит в борьбе духа антихриста, Великого Инквизитора, лишающего человека свободы, соблазнами и искушениями, и духа Христа, утверждавшего свободу человека.

Философско-историческое обоснование такой концепции истории впервые было дано Вл. Соловьевым в статье «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900), хотя понимание истории как борьбы Христа и антихриста проявлялось уже в XVII веке в идеологии, легендах и духовных стихах русского старообрядчества. Бердяев в «Великом Инквизиторе» придерживается соловьевского взгляда на всемирную историю. Такой взгляд будет характерен для русской религиозно-философской мысли не только в 900-e годы, но и позже, в годы эмиграции ее представителей. Дух Великого Инквизитора, дух антихриста Бердяев будет видеть в католичестве, в абсолютизации государства, в эвдемонизме, в самодержавии, в «религии социализма», в старой христианской церкви, в человекобоге и человекобожестве, в строителях вавилонской башни на земле, в создании общества без Бога и неба, в отвержении свободы, вечности, смысла мира.

[3] Три искушения Христа — искушение чудом, авторитетом и властью, как они развернуты в Новом завете (Матфея Гл. IV, 1 — 11; Луки Гл. IV, 1 13) и в «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевского, Бердяев анализирует на очень широком фоне социально-исторических, философско-этических, метафизических и др. проблем.

[4] ….{contradictio in adjekto} (лат.) — противоречие в определении.

[5] …{империализмом соблазнилось католичество с его папоцезаризмом и православие с его цезарепапизмом}. — Папоцезаризм — захват папой Римским и католической церковью не только духовной, но и светской власти. Цезарепапизм — управление церковью со стороны государства. Оно могло осуществляться непосредственно представителем светской власти или путем назначения, светской властью (монархом, императором, царем) властей церковных. В России цезарепапизм возник в петровскую эпоху.

[6] …{от Ницше нельзя так легко отделаться}… — Этот упрек Вл. Соловьеву связан с его статьей «Идея сверхчеловека» (1899). Бердяев не совсем прав, упрекая Соловьева в легком отношении к идее сверхчеловека Ницше: ведь Соловьев включил ее в число трех «очередных», «модных» идей времени — «экономический материализм», т. e.марксизм, «отвлеченный морализм», т. e.толстовство, и «демонизм сверхчеловека», т. e.ницшеанство (см.: {Соловьев Вл}. Соч.: В 2 т, M., 1990. Т. 2.С. 627). Соловьев ставит Ницше в один ряд с Л. Толстым и Марксом. Положительное, не опошленное содержание ницшеанской идеи сверхчеловека он видит в том, что «есть сверхчеловеческий путь, которым шли, идут и будут идти многие на благо всех, и, конечно, важнейший наш жизненный интерес — в том, чтобы побольше людей на этот путь вступали, прямее и дальше по нему проходили, потому что на конце его — полная и решительная победа над смертью» (там же.C.633 634).Определяет Соловьев и отрицательную сторону идеи сверхчеловека: «Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения — во-первых, себе единолично, а затем, себе, коллективно, как избранному меньшинству «лучших», т. e.более сильных, более одаренных, властительных или «господских», натур, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, — вот очевидное заблуждение ницшеанства» (там же, C, 628).

[i] Образцом рассуждений в духе Великого Инквизитора могут служить слова одного иезуита: «В настоящее время никто не может верить в большую часть христианских догматов,напр., в Божество Христа. Но вы согласитесь, что цивилизованное человеческое общество не может существовать без твердого авторитета и прочно организованной иерархии, но таким авторитетом и такой иерархией обладает только католическая церковь, поэтому всякий просвещенный человек, дорожащий интересами чgловечества, должен стоять на стороне католической церкви, т. е. должен быть католиком» [Установить автора данной цитаты не удалось. — {Примеч.изд}.].

[ii] Это понимание мирового процесса связано с определенным метафизическим учением, тождественным с религиозным откровением. Существование материи, материальной необходимости и природной закономерности можно обьяснить метафизическим распадением, атомизированием частей бытия, внутренним раздором и отчуждением, и внешним в силу этого соподчинением монад, роковым сцеплением чуждых частей. Весь мир (не я) давит меня, необходим для меня, потому что моя монада не слилась любовно со свободой других монад.

[iii] См. статью C.Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип» в «Московском Еженедельнике», 1906 г.

Скачать:PDFTXT

Великий Инквизитор Бердяев читать, Великий Инквизитор Бердяев читать бесплатно, Великий Инквизитор Бердяев читать онлайн