чтобы женщина сосредоточила на ребенке и заключила в довольно узкие границы лучшие стороны своей чувственности. В этой области, впрочем, она несравненна; эмоция здесь суперинтеллектуальна, настолько, что она становится прорицанием. Что за видения возникают перед восхищенным взором матери, глядящей на своего малыша! Может быть, здесь иллюзия? Это не бесспорно. Скажем точнее, что действительность чревата различными возможностями, и мать видит в ребенке не только то, чем онбудет, но также и все то, чем он мог бы быть, если бы не должен был каждое мгновение своей жизни выбирать и, следовательно, исключать.
8
Речь идет о греческом философе-кинике Диогене Синопском (IV в. до н. э.). См.: Диоген Лаэртский. VI, 39.
9
Автор использует французский перевод выражений Спинозы natura naturans и natura naturata (лат. Этика, I, 29). Термины восходят к латинскому переводу комментария Аверроэса к сочинению Аристотеля «О небе».
10
Эти слова из Нагорной проповеди обычно переводятся как «блаженны нищие духом», однако вариант перевода, приводимый в тексте настоящего издания, «подтверждается как древними толкованиями, так и наблюдениями над семантикой текстов Кумрана, между тем как традиционная передача «нищие духом» ведет к недоразумениям». (АверинцевС. С. Иисус Христос. Мифы народов мира// Энциклопедия, т. 1. М., 1980, с. 493).
11
Атараксия — понятие философии Эпикура и его школы, характеризующее идеальное душевное состояние, к которому следует стремиться и которое достигается освобождением от страха перед богами и смертью, ограничением потребностей, уходом от общественных дел. Апатия — понятие греческих стоиков, характеризующее способность мудреца управлять собой, руководствоваться только разумным нравственным законом, не радоваться наслаждениям и не страшиться страданий обыкновенных людей.
12
Civis sum romanus (Civis romanus sum,лат.) — Я римский гражданин! Формула, употреблявшаяся в Древнем Риме для обозначения высокого положения римского гражданина и связанных с этим прав и привилегий.
13
Талион — принцип наказания в обычном праве, в соответствии с которым виновному причиняется ущерб, равный тому, который причинил он.
14
Saltus (лат.) — Скачок, прыжок.
15
Имеется в виду римский император, философ- стоик Марк Аврелий (121–180).
16
Французские слова «obligation», «obliger» («обязанность», «обязать») происходят от франц. и лат. слов, обозначающих «связь», «связывать» (ср. рус. «обвязать»).
17
См.: Кант И. Критика практического разума, I, I, 4.
18
Sic volo, sic jubeo (лат.) — Так я хочу, так я приказываю. Требование, желание, не опирающееся на доводы рассудка и основанное исключительно на своеволии, прихоти, самодурстве. Источниквыражения: Ювенал (ок. 60—ок. 127), «Сатиры», VI, 223.
19
Ipso facto (лат.) — В силу самого факта.
20
Ann?e sociologique, vol. II, p. 29, etc.
21
Коллективные представления — одно из важных понятий социологии Э. Дюркгейма и его школы, которое использовал также и Л. Леви-Брюль. В трактовке Дюркгейма коллективные представления, возникая из синтеза индивидуальных представлений, не сводятся к последним и образуют реальность особого рода, существующую согласно своим собственным законам.
22
«Второй вид — это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…» Федр, 265 е (пер. А. Н. Егунова).
23
Имеется в виду, в частности, датский философ X. Гёффдинг (H?ffding Я. La Philosophie de Bergson. Expos? et critique. P. 1916, ch. IV). Об этом же Бергсон написал автору в письме, опубликованном в приложении к книге Гёффдинга (р. 161—162).
24
См.: Творческая эволюция, гл. I.
25
«Воля к жизни» — понятие философии А. Шопенгауэра, выражающее слепое иррациональное первоначало мира, которое реализуется и дробится в бесконечном множестве «объективации».
26
Само собой разумеется, что неизменность эта не абсолютная, а принципиальная. Она существует в принципе, но в действительности допускает вариации на раз навсегда заданную тему.
27
Само собой разумеется, что неизменность эта не абсолютная, а принципиальная. Она существует в принципе, но в действительности допускает вариации на раз навсегда заданную тему.
28
Под «психической наукой» здесь имеется в виду исследование всякого рода необычных, пограничных и малоизученных явлений и состояний человеческой психики (телепатия, сновидения, галлюцинации, сомнамбулизм и т. п.).
29
Оры, в греческой мифологии — богини времен года и погоды, стражи ворот Олимпа. Дике, Дика — божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды.
30
См.: «Творческая эволюция», преимущественно первые две главы.
31
Sub specie aeterni (лат.) — С точки зрения вечности. Выражение Спинозы. Этика, V, 31.
32
Само собой разумеется, что этот образ носит характер галлюцинации только в той форме, которую он принимает у первобытного человека. По общему вопросу о загробной жизни мы высказались в предшествующих работах и вернемся к нему еще в этой. См. главу III, с. 284 и след.; главу IV, с. 345–346.
33
La mentalit? primitive. P., 1922, p. 17–18.
34
Ibid., p. 24.
35
См., в частности: La Mentalit? primitive, p. 28, 36, 45, etc. Cf.: Les fonctions mentales dans les soci?t?s inf?rieures, p. 73.
36
Мы изложили эту концепцию случайности в лекции, прочитанной в Коллеж де Франс в 1898 г. в связи с ???? ????????? Александра Афродисийского.
37
La Mentalit? primitive, p. 38.
38
См.: L?vy-Bruhl L. La mentalit? primitive. P., 1922, ch. XIII.
39
Primus in orbe deos fecit timor (лат.) — Впервые в мире богов создал страх. Цитата из поэмы Публия Папилия Стация (ок. 40—ок. 96) «Фиваи- да», III, 661. Теория восходит к Эпикуру и Лукрецию («О природе вещей», V, 1161—1240).
40
William James. Memories and Studies, p. 209–214. Цит. по: H.M. Kallen, in «Why religion». N.Y., 1927.
41
«Animus and intent were never more present in any human action».
42
Речь идет о книге: Codrington R. The Melanesians, studies in their anthropology and folklore. Oxf., 1891.
43
См.: Hubert H. et Mauss M. Esquise d’une th?orie g?n?rale de la magie// L’Arm?e sociologique, VII (1902-1903). P., 1904.
44
Nos numerus sumus (лат.) — Много нас (пренебрежит.).
45
Lar familiaris (лат.) — Семейные духи, божества.
46
Имеется в виду теория « первобытного мышления» Л. Леви-Брюля.
47
«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий». См.: Паскаль Б. Мысли, 347. (Пер. Э. Линецкой).
48
Modus operandi (лат.) — Способ действия.
49
См. по этому поводу: Westermarck. History of human marriage. L., 1901, p. 290, etc.
50
Идея, что клан происходит от животного-тотема, — идея, на которой настаивает Ван Геннеп в своей интересной работе «Современное состояние проблемы тотемизма» (Р., 1920), — вполне могла прибавиться к указанному нами представлению.
51
Instrumentum regni (лат.). — Орудие власти.
52
Genius (лат.) — Гений, дух. Numen (лат.) — Божество. Deus (лат.) — Бог.
53
Имеется в виду сочинение Бергсона « Материя и память».
54
См.: Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, с. 375—376.
55
Имеется в виду александрийская школа неоплатонизма (V—VII вв.).
56
???? ??? ????????, ???? ??????????? ??? ?? ???????, ??? ????? ??? ?????? ????????? (Enn. Ill, VIII, 4) По мере того как в людях ослабевает созерцание, в них возрастает способность к действию (греч.). — Цитата из «Эннеад» Плотина.
57
Вероятно, имеется в виду шведский ученый Н. Зёдерблом. S?derblom N. Manuel d’histoire des religions. Trad.fr. P., 1925, p. 296. (См. об этом: Sunden H. La Th?orie bergsonienne de la religion. P., 1947, p. 196).
58
Мы не игнорируем тот факт, что в древности были и иные виды мистицизма, помимо неоплатонизма и буддизма. Но для занимающей нас цели нам достаточно рассмотреть те изних, которые продвинулись дальше всего.
59
На то, что наиболее действенно у великих христианских мистиков, обратил внимание Анри Делакруа в книге, заслуживающей того, чтобы считаться классической (Etudes d’histoire et de psychologie du mysticisme. P., 1908). Сходные идеи можно найти в важных работах Ивлина Андерхилла (Mysticism. L., 1911; The Mystic way. L., 1913). Последний автор связывает некоторые свои взгляды стеми, которые мы изложили в «Творческой эволюции» и воспроизводим в настоящей главе, с тем чтобы их развить дальше. См. об этом, в частности, работу «The Mystic way».
60
Pierre Janet. De l’angoisse? l’extase.
61
См. об этом в книге А. Делакруа, которая послужила одним из источников воззрений Бергсона на мистицизм. Delacroix H. Etudes d’histoire et de psychologie du mysticisme. P., 1908, p. 255—256.
62
Adjutores Dei (лат.) — Помощники Бога. Выражение из первого послания апостола Павла коринфянам: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Бо- жия нива, Божие строение» (Коринф., 1,3,9).
63
Пророки в древнем Израиле в экстатическом состоянии предсказывали будущее от имени Бога, а также выступали с религиозно-политическими речами и проповедями. Среди пророков: Илия и его ученик Елисей (IX в. до н. э.); Амос, Осия, Исайя, Михей (VIII в. до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум (VII в. до н. э.); Иезекииль, Аггей, Заха- рия (VI в. до н.э.). Пророки обличали беззакония, произвол и угнетение в отношении низших социальных слоев, отстаивали ценности добра, истины и справедливости: «…Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя, 1, 16—17). Они призывали к