отказу от войн и предсказывали наступление справедливости и процветания, когда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исайя, 2,4).
64
Эйдос (греч.). Об этом понятии см.: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
65
См.: James W. A Suggestion about mysticism// Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods, 1910, VII. Бергсон прокомментировал эту статью в своем письме Джемсу 31 марта 1910 г. (Bergson H. Ecrits et paroles, II, P., 1959, p. 335—336).
66
M. de Montmorand. Psychologie des mystiques catholiques orthodoxes. P., 1920, p. 17.
67
См. начало лекции Бергсона «Сознание и жизнь», открывающей сборник «Духовная энергия».
68
См.: Творческая эволюция, гл. IV, разд. «Существование и ничто», а также начало лекции Бергсона «Сознание и жизнь», вошедшей в сборник «Духовная энергия».
69
Творческая эволюция, гл. III, разд. «Существенное и случайное в эволюции».
70
Материя и память. См. всю первую главу.
71
«Прогоните природу, и она вернется галопом». Цитата из комедии французского драматурга Филиппа Детуша (1680—1754) «Прославленный», III, 5. Совпадает по значению с выражением: «Гони природу в дверь — она вернется в окно».
72
Мы говорим «почти», потому что надо учитывать вариации, которые живое существо, в каком-то смысле, исполняет на тему, заданную его предками. Но эти вариации, будучи случайными и осуществляясь в любом направлении, не могут прибавляться с течением времени, так чтобы изменить биологический вид. Относительно тезиса о способности к передаче приобретенных признаков см. «Творческая эволюция», глава 1. Добавим, что, как мы уже отмечали, попытка резкого скачка, породившего человеческий род, могла быть сделана в более чем одном пункте пространства и времени с неполным успехом, приведя, таким образом, к созданию «людей», которых, если угодно, можно называть этим именем, но которые не обязательно являются нашими предками.
73
«Красна и сладка смерть за отечество». Гораций. Оды, III, 2, 13.
74
Ratio ultima; ratio prima (лат.) — Последний довод; первый довод.
75
«…Каждое разумное существо как цель сама по себе должно иметь возможность рассматривать себя в отношении всех законов, которым оно когда- либо может быть подчинено, так же как устанавливающее всеобщие законы». Кант И. Основы метафизики нравственности// Кант И. Соч. В 6-и т., т. 4, ч. I, с. 280—281.
76
Ата, et fac quod vis (лат.) — Люби и делай, что хочешь.
77
«Марион Делорм» — драма Виктора Гюго (1831), II, 1.
78
Брайс, Джеймс (1838—1922) — британский дипломат, юрист и историк.
79
Homo homini deus (лат.) — Человек человеку бог. Выражение приписывается римскому комедиографу Цецилию Стацию (ок. 220—168). Homo homini lupus (лат.) — Человек человеку волк. Источник выражения— пьеса Плавта (сер. III в. до н. э. — ок. 184) «Ослы», II, 4, 88.
80
См. интересную работу: Gina Lombroso. ?? ran?on du machinisme. P., 1930.
81
Спешим предупредить, что мы не обладаем никакими особыми познаниями в этом вопросе. Мы берем пример с мясом, так же как мы взяли бы пример с любым другим привычным продуктом питания.
82
Мы вновь отсылаем читателя к прекрасной книге Д. Ломброзо. См.: Mantoux. La R?volution industrielle du dix-huiti?me si?cle.
83
Существуют, несомненно кризисы «перепроизводства», которые охватывают и сельскохозяйственные продукты и могут даже с них начинаться. Но они, очевидно, не связаны с тем, что имеется слишком много питания для человечества. Дело просто в том, что, поскольку производство вообще недостаточно хорошо организовано, продукты не могутбыть обменены.
84
Это, разумеется, лишь образное выражение. Уголь был известен гораздо раньше, чем паровая машина превратила его в сокровище.
85
Смысл, лишь часть которого мы здесь, впрочем, рассматриваем, так же как и в случае со словом «империализм».
86
Выше мы показали, как чувство, подобное зрению, может распространяться дальше этого, потому что его инструмент делает такое распространение неизбежным (см. с. 183–184). Ср.: Материя и память, всю первую главу.
87
О философских воззрениях Бергсона см., в частности: Лососий Н. О. Интуитивная философия Бергсона. М., 3-е изд., Пг., 1992; Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона. Ереван, 1978; Гайденко П. П. Бергсон, Анри. Филос. энцикл. словарь. М., 1989; Блауберг И. И. Бергсон Анри. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Рассел Б. История западной философии, т. П., М., 1993, с. 306—325.
88
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, Наука, 1991, с. 376.
89
Там же.
90
So?lez P. Bergson politique. P., 1989, p. 298.
91
прием.: Bergson H. Cours I. Le?ons de psychologie et de m?taphysique. Clermont — Ferrand, 1887— 1888. P., 1990, p. 391.
92
О влиянии Тарда на Бергсона см.: Sunden H. La Th?orie bergsonienne de la religion. P., 1947, p. 17. Milet J. Gabriel Tarde et la philosophie de l’histoire. P., 1970, p. 386—389.
93
Durkheim?. Le probl?me religieux et la dualit? de la nature humaine. Bulletin de la Soci?t? fran?aise de philosophie, t. XIII, s?ance du 4 f?vrier 1913. P., 1913; Le dualisme de la nature himaine et ses conditions sociales. — Durkheim ?. La Science sociale et l’action. P., 1970.
94
Бергсон А. Собр. соч. СПб., 1914, т. 2, с. 159.
95
Цит. по: HudeH. Bergson. II. P., 1990, p. 183.
96
Бергсон Л. Здравый смысл и классическое образование// Вопр. философии, 1990, № 1, с. 164.
97
Типичный образец такого рода морали мы находим в высказывании Генриха, героя пьесы-сказки Е. Шварца: Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват Меня так учили. Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая? (Дракон, III).
98
При этом, вопреки ходячему мнению, Бергсона нельзя считать антиинтеллектуалистом. Он отвергает лишь ту разновидность интеллектуализма, которая тождественна сциентистской идеологии, но он верит в умопостигаемость реальности и в способность человеческого духа постичь эту умопостигаемость. См. об этом: Husson L. V intellectualisme de Bergson.P., 1947.
99
Вот как характеризовал Бергсон понятие отечества: «Там, где мы встречаем группу индивидов, которые воодушевлены одними и теми же желаниями и надеждами, совместно испытали радости и страдания, которые одинаково думают о жизненных вопросах, т. е. вопросах, от которых зависит будущее; там, где мы констатируем совокупность усилий, сходящихся в одной точке, мы можем сказать, что существует отечество. Отечество образуется общностью усилий (…) Идеи, чувства, желания, какими бы различными ни были они в деталях, как бы сливаются в одно целое в едином усилии». Bergson H. Cours de Morale ? Clermont. Цит. по: Hude H. Bergson. II, p. 177.
100
Chevalier J. Entretiens avec Bergson. P., 1959, p. 215.
101
Maire J. Bergson, mon ma?tre. P., 1935, p. 222.
102
В начале 30-х годов в одной из своих речей Гитлер говорил: «Интернационализм, это марксистское учение, основанное на идее равенства рас и индивидов, позорно провалился и может вести народы только к гибели» (Цит. по: So?lez P. Bergson politique, p. 307). В действительности все произошло наоборот: именно нацизм привел Германию к национальной катастрофе. Это, конечно, нисколько не смущает сегодняшних последователей Гитлера, в частности в России; они продолжают твердить о том, что корень всех социальных бед — в интернационализме.
103
Цит. по: So?lez P. Bergson politique, p. 147.
104
Эти понятия впоследствии использовал и сделал широко известными английский философ и социолог Карл Поппер. В своей книге «Открытое общество и его враги» он указывал, что заимствовал их в «Двух источниках» Бергсона. При этом, отмечая некоторую близость своей и бергсоновской трактовок этих понятий, он подчеркивал и существенное различие между ними, связанное с фундаментальными различиями в исходных философских позициях: в отличие от интуитивиста Бергсона Поппер — рационалист. См. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. I. М., Межд. фонд «Культурная инициатива».