Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
О движении
другое приобретает его, и ничего больше.
  • Но я не стал бы отрицать, что Дух, который движет и сохраняет эту мировую телесную массу и является истинной производящей причиной движения, есть в то же время, говоря прямо и точно, причина сообщения движений. В физической философии, однако, мы должны исследовать причину и состав явлений, исходя из принципов механики. Поэтому физически вещь объясняется не путем выявления ее истинной и невещественной причины, но демонстрацией ее связи с такими механическими принципами, как «действие и противодействие всегда противоположны и равны по величине». Из таких законов, как из источника и первоосновы, выводятся правила сообщения движений, которые открыты и доказаны уже современниками с великой пользой для наук.
  • Но нам было бы достаточно, если бы указанный принцип был установлен и иным способом. Ведь если рассматривать истинную природу вещей, а не абстрактную математику, более правильным окажется утверждение, что в притяжении или в соударении одинакова с обеих сторон скорее пассивность тел, чем их активность. Например, камень, подтяги телесное действие, истинно и правильно вызывающее такие результаты. Движущееся тело сталкивается с покоящимся; однако мы рассуждаем в терминах действия и говорим, что первое приводит в движение второе; и это верно в механике, где рассматриваются скорее математические идеи, нежели истинная природа вещей.
  • В физике[9] имеют место чувства и опыт, которые распространяются только на очевидные факты; в механике допускаются абстрактные понятия математиков; в первой же философии, или м вещей. Физики изучают ряды или последовательности чувственных вещей, замечая, какими законами они связаны и в каком порядке, что предшествует как причина и что следует как результат. И на этом основании мы говорим, что движущееся тело есть причина движения в другом теле или сообщает ему движение, тянет или толкает его. В этом смысле вторичные телесные причины нужно понимать не как действительно имеющие место силы, или активные потенции, или же реальные причины, в которых они заключаются. В свою очередь кроме тела, фигуры и движения даже главные аксиомы механической науки могут быть названы причинами или механическими принципами, если их рассматривать как причины следствий.
  • Только путем размышления и рассуждения настоящие производящие причины (causae vere activae) могут быть вызволены из окружающего их мрака и в некоторой степени поняты. Оперинципами и объектами, принадлежащими каждой из них, и тогда станет возможным рассуждать о них с большей легкостью и ясностью. Примечания 1 Т. е. «Lezioni Academiche» итальянского физика Торричелли Эванджелиста (Torricelli Evangelista, 1608-1647). 2 Научный журнал «Acta eruditorum» (издававшийся в Лейпциге), в котором опубликован ряд статей Лейбница. 3 Речь идет об ученике Галилея Борелли Джованни Альфонсо (Borelli Giovanni Alphonso, 1608-1679), итальянском физиологе и физике. 4 Подразумевается Лейбниц. 5 Ум (греч.) 6 Здесь и далее Беркли имеет в виду Ньютона, однако приводимая цитата в трудах последнего не обнаружена. 7 Аналогичная критика понятия абсолютного пространства содержится в пятом письме Лейбница С. Кларку. Ср. аргументацию Беркли в § 58-59 настоящего трактата. 8 Беркли говорит здесь об эмпирически-описательной физике.
  • Скачать:TXTPDF

    О движении Беркли читать, О движении Беркли читать бесплатно, О движении Беркли читать онлайн