mysteriis), V, 18. —449. Ямвлих (ок. 280—ок. 330) — основатель Сирийской школы неоплатонизма.
35 Имеется в виду § 39 III части «Асклепиева диалога». —449.
36 Беркли ссылается на § 18 XII части сочинения «Поимандр». — 449.
37 Имеется в виду сочинение «О взглядах философов», II, 3. — 449.
38 Ямвлих. О мистериях, IV, 12. — 449.
39 Беркли вслед за древними проводит здесь различие между «разумным» и «интеллектуальным» в смысле различия между логическим рассуждением и интеллектуальной интуицией (ср. далее § 309 «Сейриса…»). —450.
40 Ср. Платон. Тимей, ЗОЬ и 34Ь, а также Цицерон. О природе богов (De natura deorum), I, 10 и др. —450.
41 Мировая душа (лат.). — 451.
42 Оцелл Лукан — пифагореец, жил в V в. до н. э. —452.
43 Алкиной — представитель позднего неоплатонизма. — 452.
44 Имеется в виду Филон Александрийский (21 или 28 до н. э. — 41 или 49 н. э.), иудейско-греческий философ-эклектик, пифагорействующий платоник и стоик; охарактеризован Ф. Энгельсом как «отец христианства» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 307). — 452.
546
46 …потому, что бог наполняет
Земли все, и моря, и эфирную высь, — от него-то
И табуны, и стада, и люди, и всякие звери — Все, что родится, берет тончайшие жизни частицы.
(Вергилий. Георгики, IV, 221—224). — 452.
48 См. Аристотель. Метафизика, I, 3, 984а 16 и др. — 453.
47 Характерно, что Беркли объединяет в своем анализе фпло-софа Парменида (540/539 или 515 до н. э.), представителя элейской рационалистической школы, с легендарным мистиком Орфеем. — 453.
48 Единое покоящееся (греч.). — 453.
49 Всецелое (греч.). —453.
50 Это полемика с Ньютоном, который иногда определял пространство как «чувствилище бога» (ср. § 271). —454.
51 Древнейшая философия (греч.). Пифагореец Тимей жил в IV в. до н. э. Приписываемое ему сочинение «De Anima Mundi» относится, по-видимому, уже к I в. н. э. О данном понятии идет речь в гл. 11. —458.
52 См. Ямвлих. О мистериях, VIII, 4. — 458.
53 Богоданная философия (греч.). Это выражение появилось у Дамаския (ок. 470 — ок. 534), последнего схоларха Платоновской академии в Афинах, в § 311 его сочинения «Вопросы о первых принципах». — 459.
54 Искупление, избавление, воскресение (греч.). — 459.
55 В возникновении (лат.). Об указанном в следующей фразе различии идет речь у Платона в диалоге «Тимей», 27d. —460.
56 См. Платон. Теэтет, 151е. —460.
57 В умозаключениях о них (греч.). См. Платон. Тезтет, 186d. — 461.
68 Сомнительно [считать] надежным ложное рассуждение (греч.). —461.
69 О мировой душе (лат.). См. прим. 51 к «Сейрису…». — 461.
80 Ложный способ рассуждения (греч.). Эти различия проводятся в гл. 1 трактата «О мировой душе». — 461.
81 Фемистий Пафлагонский (ок. 317—388), византийский философ-перипатетик, комментатор Аристотеля. — 461.
62 См. его сочинение «О душе» (De Anima), кн. Z, гл. 6, разд. 205 и 209. — 461.
63 См. Аристотель. Метафизика, XI, 7,1064b 1. — 461.
64 См. Аристотель. О душе, III, 4, 430а 1. Само это выражение впервые было употреблено Фомой Аквинским в вопр. 79 гл. I «Суммы теологии». — 461.
65 Имеется в виду критика Локком в кн. 1 «Опыта о человеческом разуме» теории врожденных идей. — 462.
66 Душа есть место пребывания форм (греч.). См. Аристотель. О душе, III, 4, 429а 27. — 462.
67 Мыслящая часть души (греч.). — 462.
68 Придает материи разнообразные формы (греч.). — 462.
69 Александр Афродизийский (конец II — нач. III в.), греческий философ-перипатетик, комментатор трудов Аристотеля. —462.
70 Согласно мышлению и чувственному восприятию (греч.). Комментарий Александра Афродизийского к «Метафизике», XI, 9, 689, 2. —463.
71 Актуальное знание тождественно своему предмету (греч.). Аристотель. О душе, III, 7, 431а 1. —463.
72 Платон. Теэтет, 157а и 160Ь. —463.
73 Аристотель. Метафиаика, XI, 6, 1063а 36 — 1063b 5. —463.
74 Си. Аристотель. Метафизика, VII, 3, 1029а 24. —463.
76 Об атом шла речь в § 306 «Сейриса…». — 463.
76 Порций Симон (Порцио Симоне) (Portius Simon, ум. 1555), флорентийский перипатетик, ученик П. Помпонацци. Беркли ссылается вдесь на его книгу «Спор о человеческом уме» (De Humana Mente Disputatio), гл. VII, с. 42.-464.
77 [Она] не может существовать сама по себе, ибо [иначе] следовало бы, что то, что не существует действительно, существует действительно (лат.). —464.
78 Отделив материальность от субстанциальности (греч.). См. Ямвлих. О мистериях, VIII, 3. — 464.
79 См. Псевдо-Плутарх. О спорах философов, I, 3. —464.
80 См. Платон. Тимей, 52Ь. —464.
81 То, что осязается отсутствием ощущений (греч.). Там же. — 464.
88 Появился (греч.). См. Диоген Лаэрций. Жизнеописания философов, II, 6. — 465.
89 О сокровенной части божественной мудрости, согласно египтянам (лат.), X, 4. Это неоплатонистское сочинение одно время ошибочно приписывали Аристотелю. — 465.
84 Тот, кто действует истинным образом (лат.). — 465.
86 Здесь Беркли высказывает одно из основных положений своей историко-философской концепции. Вопреки проводимому им в «Ал-сифроне…» решительному порицанию всех деистов и пантеистов, в «Сейрисе…» он, наоборот, объявляет любой пантеизм формой выражения теизма. Атеистов же а истории философии будто бы вообще почти не было. —465.
88 См. Аристотель. Метафизика, XII, 7, 1072b 20. — 465.
87 Ум… умопостигаемое (греч.). —466.
88 О мире (лат.), 6, 400Ь 5. В действительности Аристотель не был автором этого эклектического, но близкого к стоицизму сочинения. — 466.
89 Патрици Франческо (1529—1597), итальянский философ-неоплатоник; в своей критике аристотелиама, например, в сочинении «Discussiones peripateticae» (1581) использовал в качестве аргумента его несовместимость с христианством. Патрици развивал мысль о том, что материя пассивна, а бог воздействует на нее посредством бестелесного света. — 466.
90 См. Плотин. Эннеады, кн. VI, гл. IV, 4.-466.
91 Под термином «саддукейство» Беркли имеет в виду отрицание бессмертия души. Этот термин широко был использован Джозефом Гленвилем в его сочинении «Торжествующее саддукейство» (Sadducismus triumphatus, 1681), где он означал отрицание всех сверхъестественных явлений вообще. — 467.
92 См. преамбулу примечаний к «Алсифрону…». — 467.
93 Сократ и сократики! Какие мужи! Мы всегда перед ними в долгу (лат.). Цицерон. Письма к Аттику, XIV, 9 (ср. Письма Марка Туллия Цицерона, т. III. M. — Л., 1951, с. 236). —468.
94 Имеется в виду фундаментальное издание (editio princeps) сочинений Платона, осуществленное на древнегреческом языке венецианским издателем Альдом Мануцием в 1513 г. На с. 72 второго тома находится фрагмент 488 диалога «Государство». —468.
95 Псевдо-Платон, Адкивиад Первый, 133а—d. —468.
96 См. Платон. Федон, 99с— 468.
97 См. Плотин. Эннеады, кн. III, гл. V, 6.-468.
98 См. Псевдо-Аристотель. О мире, VI, 400Ь 28. —468.
99 Рожденное… существующее (лат.). Ср. прим. 55. Выше шла речь о «смешанных модусах» — термине из гносеология Локка (см. его «Опыт о человеческом разуме», кн. II, гл. XXII, § 2). —469.
100 См., в частности, Диоген Лаэрций. Жизнеописания философов, VIII, 15. — 470.
101 См. Аристотель. Метафизика, I, 9, 990а 33 и далее. — 470. 102 См. Платон. Тимей, 23. — 470.
103 См. там же, 37с— 470.
104 Первоисточник божественности (лат.). — 471.
105 См. Исх., 3,14; «я есмь тот, кто сущ». — 471.
106 См. прим. 16 к «Философским заметкам». — 472.
107 См. Платон. Тезтет, 200е. —472.
108 Каждому свойственно заблуждаться, но упорствует в заблуждениях только неразумный (лат.). Цицерон. Филиппики, XII, 2. — 473.
ВОПРОШАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ РЯД ВОПРОСОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ НА ВСЕОБЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ
THE QUERIST CONTAINING SEVERAL QUERIES PROPOSED TO THE CONSIDERATION OF THE PUBLIC
Данное произведение построено в форме риторических вопросов и представляет собой своего рода катехизис на экономическую тему, вышедший в свет впервые анонимно тремя отдельными частями (в 1735, 1736 и 1737 гг.). Издание 1735—1737 гг. содержало в себе 895 вопросов, а второе, сводное издание (1750 г.) — 595 (поскольку 345 старых вопросов были исключены, а новых включено было лишь 45). Беркли выдвигает в «Вопрошателе…» идею создания Ирландского национального банка; в противоположность меркантилистским и физиократическим теориям он склоняется к мысли, что подлинным источником богатства является труд (см. вопросы 21 и 38), и убеждает читателей, что только развитие производства может стать основой подъема отсталой экономики. Он также высказывает протекционистские идеи, призывая к уменьшению ввоза и увеличению вывоза товаров. В «Вопрошателе…» нашло, видимо, отражение влияние на Беркли некоторых идей из памфлетов Дж. Свифта, а также из сочинения Т. Прайора «Размышления о металлических деньгах» (Prior Т. Observations on Coin, 1729).
Извлечения из «Вопрошателя…» переведены А. Ф. Грязновым по изданию «The Works of George Berkeley…» (vol. 6. London, 1954, p. 103—181), в котором имеются как текст, опубликованный в третьем английском издании 1752 г. (не отличающийся от текста издания 1750 г.), так и опущенные во втором английском издании 345 вопросов.
1 Вопрос 38 дан в настоящем издании по тексту выписок, сделанных К. Марксом для его «Теорий прибавочной стоимости» (курсив К. Маркса) (см. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. I, с. 377). — 478.
549
2 Амстердамский банк был основан в 1609 г. и к середине XVII в. стал одним из крупнейших в Европе. — 478.
3 В этом фрагменте многие комментаторы усматривают влияние Даниеля Дефо (1660—1731), знаменитая повесть которого «Приключения Робинзона Крузо» вышла в свет в 1719 т. — 478.
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА ДЖ. ПЕРСИВАЛЮ и С. ДЖОНСОНУ
Джон Персиваль, имевший поместье в ирландском графстве Корк, с 1709 г. вел с Беркли интенсивную дружескую переписку. Из нее для настоящего издания взято письмо к нему от 6 сентября 1710 г., в котором Беркли обсуждает проблему согласования своего учения с религиозно-церковной доктриной. Письма Беркли Сэмю-элю Джонсону (1696—1772) являются в эпистолярном наследии философа почти единственными, которые написаны на собственно философскую тему; эти два письма (от 25 ноября 1729 г. и от 24 марта 1730 г.) были впервые опубликованы на языке оригинала А. К. Фрейзером в 1871 г. В них Беркли отвечает на возражения Джонсона, который, согласившись с главными положениями берклианства, тем не менее отстаивал ньютоновские положения о существовании абсолютного пространства и времени и придавал некоторым понятиям философии Беркли платонистское истолкование. Исчерпывающих ответов на возражения Джонсона Беркли не дает, поскольку, как утверждают комментаторы А. А. Л юс и Т. И. Джессоп, он надеялся, что Джонсон самостоятельно найдет правильные ответы. В отношении понимания пространства и времени Беркли отсылает этого корреспондента к ранним своим сочинениям.
Данные письма переведены Б. С. Лагутиным с издания «The Works of George Berkeley…» (vol. 2. London, 1949, p. 279—283; vol. 8. London, 1956, p. 36—38). Впервые на русском языке они были опубликованы в «Приложении» к кн.: Б. Э. Быхдвский. Джордж Беркли. М., 1970.
1 Природа творящая (лат.). Беркли избегает ставить этот термин в связь с категориями материалиста и атеиста Спинозы. — 487.
2 Исходных данных (лат.). — 487.
3 Имеется в виду